Как отношения таксопарков с водителями взвинтят цены на поездки?
Сразу в три раза
Участники рынка такси недоумевают: Минтранс подаёт противоречивые сигналы о том, как дальше планирует совершенствовать работу отрасли.
Так, чиновники ведомства готовят поправки в КоАП, обязывающие таксопарки оформлять трудовые отношения с водителями. Эта мера должна очистить отрасль от нелегальных мигрантов и обеспечить соблюдение прав работников, чтобы они, в свою очередь, улучшили качество услуг для пассажиров.
При этом, как чуть позже подчеркнули в Минтрансе, речь не идёт о том, чтобы как-то ущемить возможности и интересы самозанятых таксистов.
Между тем, так называемая реформа такси, стартовавшая в регионах с осени 2023-го, уже привела к 50% росту цен на поездки и резкому сокращению сотрудников, рассказывают в компаниях «Ситимобил» и «Таксовичкоф».
С введением с 1 сентября 2024 года ОСГОПов (полисов обязательного страхования гражданской ответственности для таксистов), отрасль стремительно «поехала» к серым схемам, когда водителей начали искать напрямую без работодателей через чаты в социальных сетях.
Новая инициатива, как полагают участники рынка, может взвинтить цены ещё в три раза, полагают участники рынка.
Юристы разъясняют: трудовые отношения с теми же самозанятыми по федеральному законодательству в принципе не запрещены, но к таким схемам могут возникнуть вопросы у налоговиков, что ещё может добавить головной боли отрасли в будущем.
Что вообще происходит?
Поправки в КоАП предполагается внести в рамках доработки многострадального закона о такси № 580. Согласно изменениям, перевозчик будет нести ответственность, если допустит к управлению легковым такси водителя, не работающего в компании, то есть, выполняющего задание без заключения трудового договора, выяснили «Известия».
— По результатам года работы закона «О такси» мы обсуждали проблему трудовых прав водителей на расширенном межфракционном заседании. Работодатели научились скрывать трудовые отношения. 4 октября Госдума подготовила предложения по коррекции закона, которые направлены ведомствам и заинтересованным сторонам, — рассказал заместитель председателя комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев.
Чуть позже Минтранс опубликовал в федеральных СМИ разъяснения, согласно которым ноу-хау не должно ударить по интересам самозанятых.
— Минтранс не ведёт разработку норм, которые бы ограничили возможности самозанятых и вводили бы дополнительные обязанности для так называемых «таксопарков», помимо уже предусмотренных Гражданским, Трудовым кодексами и федеральным законом о такси, — отмечалось в сообщении пресс-службы ведомства.
Здесь нужно разъяснить несколько принципиально важных моментов.
Так, сейчас во многих таксопарках водители работают на арендованных авто и являются по сути самозанятыми, что позволяет тем же агрегаторам упрощать работу с налоговой отчётностью и легче увольнять проштрафившегося сотрудника, чем это было бы по Трудовому кодексу.
Как рассказывает руководитель отдела по связям с общественностью сервиса такси «Максим» Павел Стенников, требование о заключении трудовых договоров в принципе следует из логики самого закона о такси № 580. Так что здесь никаких противоречий нет.
Юрист Александр Бида уточняет: по федеральному законодательству возможность заключать трудовые договора с самозанятыми не исключается. Просто такие отношения не находятся в рамках традиционной концепции «работодатель — работник». Грубо говоря, у самозанятых нанимателями могут выступать одновременно как юридические, так и физические лица.
— Но к такой схеме, если она в итоге будет утверждена для конкретно этой отрасли, могут возникнуть серьёзные претензии у Федеральной налоговой службы, — предполагает Александр Бида.
«Никто ничего не понял, но шума много. Да что вообще происходит?», — задаются вопросом участники рынка на условиях анонимности.
Готовы ли к таким ценам?
По словам Павла Стенникова, классическому таксопарку с трудоустроенными водителями для рентабельной работы нужен тариф от 70 рублей за километр. То есть стоимость поездок для перехода таксопарков на трудовые отношения с водителями должна быть в три больше, чем сейчас.
— Это при условии размера заработной платы водителя 80 тыс. рублей (на семью из четырёх человек на уровне МРОТ). Если водителям нужна зарплата больше 80 тыс. рублей, то цена километра пробега должна быть ещё больше. Готовы ли пассажиры к таким ценам? Это и ответ на вопрос, почему в такси нет трудовых отношений и бизнес-моделью таксопарков является сдача автомобилей в аренду. Иначе они перестанут существовать, — разъясняет он.
В пресс-службе такси «Ситимобил» и «Таксовичкоф» также не отрицают, что цены из-за нововведения пойдут только в рост. Они со старта реформы и так выросли на 50%. А с начала 2024 года средний чек подрос на 15—20%.
Примечательно, что по данным «Чек Индекс», стоимость поездок только летом в среднем по стране увеличилась на 10%. Для Москвы этот показатель составил 821 рубль, а для Петербурга — 626.
Таким образом, если учитывать прогноз в трёхкратный рост, то затраты увеличатся до 2463 и 1878 рублей соответственно.
При этом, как заверяют в «Чек Индекс», спрос на услуги таксистов у россиян только растёт.
— Этим летом и в начале осени произошло не только увеличение среднего чека, но и наблюдался более высокий спрос на такси, чем в прошлом году. Факторами роста служат рост реальных располагаемых доходов и потребительской уверенности, а также подъём туристической, деловой активности в крупнейших городах, на региональном уровне, — утверждают там.
Избавимся ли от мигрантов?
Одной из целей законопроекта является, как считают авторы инициативы, обеление отрасли и избавление её от нелегальных мигрантов.
— Нелегальных мигрантов в отрасли до 40%. По действующему законодательству работать легально могут граждане стран, где русский язык — государственный, а это выходцы из Киргизии, Казахстана и Белоруссии, — рассказывал председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков.
Как добавлял председатель союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» Валерий Корнеев, чем крупнее предприятие, тем доля мигрантов больше, в некоторых таксопарках их до 90%.
При этом в сентябре в Петербург возникла дискуссия о необходимости отказа от таких работников на рынке услуг такси в принципе.
— Официально мигрантам и так запрещено работать, поэтому правильный ответ — 0%. Но мигранты всегда были и, думаю, останутся, как и водители, которые в каждом аэропорту зазывают пассажиров, и все они перетекают в отдельные чаты/группы и иные непубличные сервисы, — констатирует управляющий директор такси «Ситимобил» и «Таксофичкоф» Дмитрий Коваленко.
При этом, в Петербурге, например, значительно меньше граждан Киргизии, которые согласно закону могут работать в такси.
Участники рынка признают: стоимость поездок будет только расти, поскольку количество исполнителей неуклонно падает.
Статья подготовлена с использованием материалов «Известий».