Враньё, нищета и бумажное рабство: почему врачи бегут из поликлиник?
В феврале 2024 года Росстат опубликовал результаты исследования, которое показало — врачей в стране катастрофически не хватает. Судя по результатам опроса, простым россиянам сложнее всего записаться на приём к неврологу, кардиологу, эндокринологу, а также к офтальмологу и лору.
Ковид стал «спусковым крючком»
Особенно остро вопрос с нехваткой медиков встал во время пандемии COVID-19. Например, в Саратовской области во время коронавируса в один момент уволились 383 медработника, из них 203 врача. Похожий случай произошёл в Екатеринбурге: у сотрудников одного из стационаров терапевтического отделения сдали нервы, в результате чего все, кроме одного врача, дружно уволились одним днём. Массовые увольнения в связи с тяжёлыми условиями труда и эмоциональным выгоранием отмечались также в Пензенской области и других регионах.
Одной из причин такого оттока стало сокращение ковидных выплат. Быстро привыкшие к хорошим деньгам медики не захотели снова возвращаться на голые оклады без доплат и стали искать работу в частных клиниках, где зарплаты выше, а нагрузка зачастую в разы меньше.
Нет ни анестезиологов, ни психиатров
В результате мы имеем пугающий своими масштабами дефицит медицинских кадров. В 2023 году в стране не хватало около 30 тыс. врачей и примерно 60 тыс. медсестёр. Особенно плохо с работниками в первичном звене здравоохранения и в отдалённых регионах, особенно в сельской местности. Десятки деревень годами живут с закрытыми на замок ФАПами, а сельчане при любом чихе вынуждены ездить за десятки километров в районные центры — работать просто некому.
Согласно официальной статистике, средняя обеспеченность врачами по России составляет 15,27 на 10 тыс. населения, но в ряде регионов эта цифра гораздо ниже. К примеру, в Еврейской автономной области этот показатель всего 9,83 на 10 тыс. В наиболее сложной ситуации оказались такие регионы, как Северный Кавказ, Сибирь и Дальний Восток, где дефицит врачей особенно выражен. Особенно остро не хватает анестезиологов, неонатологов, психиатров и реаниматологов.
Массовый отток врачей: главные причины
Почему врачи и медсёстры буквально бегут из государственных больниц в частные клиники? Медицинские работники честно признаются — надоело «пахать» за нищенские оклады в поликлинике. Врачи — такие же люди, и им тоже хочется закрыть поскорее ипотеку, свозить детей на море и сделать наконец ремонт.
Низкая заработная плата и перегрузка
В государственных больницах часто не хватает денег, и это сильно бьёт по врачам и медсёстрам. Многие вынуждены работать по две-три ставки, чтобы как-то свести концы с концами. Но такие перегрузки — по 200-250 часов в месяц — не проходят бесследно: постоянная усталость и выгорание становятся нормой.
А вот в частных клиниках зарплаты выше, работа легче, и условия куда приятнее, поэтому медики туда и стремятся. Плюс удобный график и совершенно иное отношение к специалисту как со стороны пациентов, так и со стороны руководства.
Плохие условия труда и допотопное оборудование
Если в больших городах поликлиники и больницы сегодня более или менее привели в порядок, то в малых городах и на селе врачам приходится работать в жутких условиях. Убитые стены, обваливающаяся с потолка штукатурка, истёршийся линолеум, аппараты УЗИ, с горем пополам работающие с незапамятных советских времён — всё это не сценарий плохого фильма, а обычная реальность для тысяч врачей и пациентов в так называемой «глубинке».
В частных клиниках всё по-другому: там отличный ремонт и прекрасные бытовые условия, а у врачей есть возможность работать с самыми передовыми и современными технологиями
Отсутствие профессионального роста и развития
Уходят из государственных медучреждений и из-за полной бесперспективности. Врачи могут годами трудиться на одной должности без малейших надежд на карьерный рост и профессиональное развитие. Частные же клиники нередко становятся стартовой площадкой для развития карьеры. К тому же такие учреждения сами заинтересованы в постоянном «апгрейде» своих сотрудников, оплачивают им всевозможные курсы, отправляют на полезные семинары и конференции.
— У частной клиники есть возможность предоставить всё это для работы, так как они могут оперативно закупать брендовые препараты и лучшее оборудование, — подчеркнула в беседе с изданием «Доктор Питер» директор сети клиник Любовь Барабанова.
Горы бумажной работы
В последние годы врачей, как и учителей, буквально завалили бумажными делами: медики обязаны давать письменный отчёт по каждому своему шагу. Бесконечное заполнение журналов, ведомостей и формуляров отнимают драгоценное время, которое можно было бы потратить на лечение больных.
В платных медцентрах бумажная нагрузка в разы меньше, к тому же вся отчётность цифровизована, а значит, доктор может уделять больше внимания каждому пациенту. Бесспорно, работать в таких условиях намного приятнее, а значит, и эффективность работы выше.
— Объём бумажной работы в государственных клиниках (особенно в амбулаторной помощи) огромен, — отмечает Любовь Барабанова. — В большинстве частных клиник всё заполнение медицинской документации автоматизировано, что существенно снижает временные затраты врача. Карьерный рост врача (в том числе рост зарплаты) в государственной клинике часто заключается в переходе на административную работу. А это сокращает возможности для врачебной деятельности, потому что 70% времени «съедает» бумагооборот, организационные проблемы. В частной клинике врачи максимально от этого избавлены.
Психологическое и эмоциональное выгорание
Многие врачи попросту выгорают на работе — большие нагрузки, маленькая зарплата и пандемия только усугубили ситуацию. Постоянное давление и отсутствие поддержки делают работу в государственных больницах непосильной для многих. Эмоциональное истощение толкает медиков на крайние меры: они либо уходят в менее стрессовую сферу, либо вообще меняют профессию.
И стаж, и пенсия
Есть и ещё одна причина, почему переход врачей в частную медицину принял столь массовый оборот. Её тоже назвала Любовь Барабанова:
— Прежде врачи опасались уходить из госучреждений, потому что частная клиника не могла обеспечить тот соцпакет, который давало государственное учреждение, плюс медицинский стаж, дающий возможность выйти на пенсию по выслуге лет. Сейчас всё это есть, значит, есть возможность привлекать хороших специалистов, — уточнила специалист.
«Бери палату и иди разбирайся сам»
Молодой врач из Омска на условиях анонимности поделился с изданием Top24.News историей своего разочарования в государственной медицине. По словам специалиста, реальность оказалась куда мрачнее и суровее, чем ему представлялось в годы обучения. Его откровенная исповедь — настоящее предупреждение тем, кто мечтает посвятить жизнь исцелению больных.
— Пока ты учишься, то не понимаешь, что тебя ждёт на выходе, — объясняет врач.
Сегодня мужчина жалеет, что не прислушивался к словам старших коллег и преподавателей:
— Они с улыбкой говорят, что работать тяжело, но ты не воспринимаешь их слова всерьёз, потому что «ну вот на занятиях же всё хорошо, всё успеваем, мы молоды, современны, справимся лучше».
Однако реальность ошеломила юного выпускника — уже в ординатуре он понял, что молодые специалисты в больницах не слишком-то и нужны. Вернее, на них просто ни у кого не хватает сил.
— Твои кураторы — врачи, «зашивающиеся» от объёма бумажной работы, количества пациентов и плохой оснащённости. Смешно и грустно, но в некоторых больницах на момент моего обучения (2018—2020 гг.) часть докторов писали истории болезни от руки, как в 90-е, потому что не у всех были компьютеры. На тебя просто физически (и самое главное, морально) нет времени, чтобы что-то объяснять, показывать и т. д. За обучение тебя докторам в больнице не доплачивают ни копейки, всё на голом альтруизме, врачебном долге. Если хочешь, бери палату и иди разбирайся сам. Не хочешь? Можешь не приходить вообще и заниматься дома, либо приходить попозже да уходить пораньше, — раскрывает печальную правду доктор.
Но самая «жесть» начинается, когда молодой врач устраивается на реальную работу в поликлинику или в стационар. По словам доктора, в каждой больнице свои правила, но есть и общие негативные моменты, которые встречаются практически повсеместно.
Во-первых, это нереальные планы, которые при успешном выполнении не уменьшаются, а наоборот, лишь растут: «Не справился? Штраф».
Во-вторых, уже упомянутая выше бумажная бюрократия — даже у опытного врача она отнимает массу времени, а молодой специалист и вовсе тратит на заполнение бумажек 90% рабочего дня. И это уже после столь громко распиаренной «оптимизации».
— С 2011 года я слышу о необходимости отказаться от бумажных историй болезни, но за это время количество бумаг только растёт, — рассказывает недавний выпускник. — Однажды мы с коллегами засекали, сколько времени у нас из 8-часового рабочего дня отнимает заполнение документации. Шесть часов. А потом ещё 1,5-2 часа после окончания рабочего дня, чтобы не утонуть в бумагах на следующий день. На 10-20 пациентов у меня всего 2 часа.
К тому же отношение к молодым врачам в больницах — как к «салагам» в армии: их вынуждают брать больше всех дежурств, ставят в смену на новый год и не дают лечить «вкусных» платных пациентов. При этом в случае любого конфликта, руководство больницы сразу занимает сторону недовольного больного, даже не пытаясь разобраться в ситуации, жалуется медик.
— Хочешь взять отпуск летом? Не получишь, потому что есть врачи с детьми, им нужнее, да и вообще ты новенький, а тут уже свой порядок. Знаете, с таким подходом у меня вообще дети не появятся, — горько шутит доктор.
Эта система, по словам врача, может сломать даже самого рьяного энтузиаста, на корню зарубив его благие побуждения и начинания:
— Ты пошёл на обучение за свой счёт (а сумма доходит в год до 150 тыс. и выше) и научился чему-то новому? Самый умный? Не выпендривайся! Делай как все и не усложняй ничего! Не надо говорить пациенту, что капельницы не работают, иначе он к нам больше не придёт, — говорит молодой доктор.
Долгое время начинающий специалист пытался приноровиться к этой системе, пытаясь найти в ней какие-то плюсы для себя. Их, пожалуй, всего два — стабильная зарплата и официальное оформление. Однако минусы значительно перевешивают.
— Наша система здравоохранения нездоровая, нагло паразитирует и ностальгирует на советской модели, унижает труд доктора, медсестры и санитарки. Врач не защищён ни от начальства, ни от пациентов, ни от некомпетентности законодателей. Это всё больше капает на мозги и тратит драгоценные нервы, — признаётся медик.
Молодой человек не скрывает: в последние месяцы на работу ходил как на каторгу. Но о кардинальной смене профессии никогда не задумывался:
— Я хотел остаться в медицине, сохранить к ней любовь, желание помогать людям, с которым и пришёл в эту профессию в 2011 году.
В итоге было принято единственно возможное решение — уйти в частный медицинский центр. Правда, решение это далось ему нелегко.
— Я не испытал огромной радости от решения уволиться. Напротив, бесконечное чувство стыда, что оставил своих коллег, которые тоже не в восторге от происходящего, в гораздо более сложном положении, потому что на них упала дополнительная нагрузка. Я привык к коллективу, даже к тем, с кем были напряжённые отношения. Они все прекрасные люди, просто на определённом этапе «выгорели» и продолжают работать на автомате, без лишних эмоций, — объяснил он.
«Приписываем лишние цифры, чтобы не лишаться денег»
Слова омского коллеги полностью подтверждает молодой педиатр из Воронежа по имени Мария. Отработав пару лет в обычной поликлинике, девушка поняла — ещё немного, и лечить придётся её саму.
В беседе с изданием «Правмир» доктор раскрыла немало неприглядных подробностей работы обычного врача. Например, пациенты даже не подозревают, что докторов буквально заставляют ставить рекорды по принятым больным, а для этого приходится идти на сделки с совестью:
— Ты должен за месяц принять 300 пациентов, иначе опять ждут штрафы. Если эта цифра не выходит, например, лето, дети не болеют, ты просто дописываешь «левак», приписываешь лишние цифры, чтобы не лишаться денег. Все это знают и все понимают. Не допишешь — не получишь зарплату, — разводит руками Мария.
Также она раскрыла, из каких составляющих складывается зарплата врача в государственной поликлинике.
— Там есть оклад, раньше ещё были участковые деньги, они назывались «президентские». Когда мало кто хотел работать терапевтами, придумали надбавку врачам — ещё 10 тыс. плюс к окладу. Потом эти «президентские» деньги убрали и ввели штрафные санкции за невыполнение плана, — рассказала Мария неприятные подробности о работе врачей.
В конце концов, отработав два года, Мария не выдержала и написала заявление «по собственному», после чего ушла в частную клинику. И это, по словам доктора, было самое лучшее решение в её жизни.
— В частной клинике мне комфортнее и удобнее. Здесь у меня есть возможность лечить детей. Есть время на то, чтобы пообщаться с ребёнком и родителями, спокойно его осмотреть. А в государственной поликлинике тебе отводят семь минут на ребёнка. И за это время ты должен всё успеть. Конечно, это невозможно. Ты задерживаешься, очередь копится. Появляются недовольные. Если на врача или даже на поликлинику кто-то из недовольных родителей напишет жалобу, на врача могут наложить штрафные санкции, — высказалась она.
При этом Мария утверждает, что не жалеет о проведённых в обычной поликлинике годах говорит, что это в любом случае был хороший опыт. Однако возвращаться туда она ни в коем случае не планирует. «Я не хочу быть рабом системы», — заявляет врач.
«С огромным удовольствием вернулась»
Встречаются, конечно, и противоположные ситуации: доктора возвращаются в больницы после долгого перерыва, разочаровавшись в других профессиях. Например, педиатр из Томска по имени Тина сначала сменила белый халат на кресло экономиста, но спустя много лет вернулась к любимой работе.
— Я начинала работать как детский врач. Отработала семь лет, — рассказывает доктор изданию «Правмир». — Потом получила второе высшее образование, экономическое, и работала совсем в других сферах. После 45 лет мне это всё надоело. Я с огромным удовольствием снова прошла специализацию за полгода и вернулась в педиатрию.
Женщина не скрывает — минусов в работе детского врача предостаточно. Например, ненормированный рабочий день:
— Вызовы принимаются до восьми, и ты работаешь до восьми. И вот какая-нибудь мама, у которой ребёнок болеет четыре-пять дней, в 19:30 вспоминает: «Надо вызвать врача!». И тебе надо вызвать машину, съездить его посмотреть, приедешь, время уже девять или десять. Это раздражает, — выражает недовольство женщина.
Кроме того, врачи часто страдают от хамства на приёме, но главное, раздражает всё та же пресловутая возня с бумажками:
— Классический мой день: три часа на приёме. Если не успела за приём, можешь остаться доделать дела. Потом еще бумажной работы на три-четыре часа. Три часа в день ты просто пишешь всякую ерунду и бесконечные отчёты. Потом столько же ходишь по участку.
Тем не менее, увольняться из больницы доктор Тина не думает — говорит, более душевной работы ей не найти. Да и зарплата в целом неплохая. Но главное — невероятная отдача от маленьких пациентов, которая дороже любых денег:
— Какие бы у тебя ни были проблемы или какая бы ни была мамаша с ребёнком, приходят чистые души, дети. Они подходят и обнимают тебя просто так, им ничего не надо взамен.
Такие специалисты, конечно, достойны восхищения. Но проблема в том, что подобные случаи можно пересчитать по пальцам.
Отток врачей из государственных больниц — это тревожный сигнал для всей страны. Если не улучшить условия труда и зарплаты в России, кризис будет только усугубляться: лучшие специалисты уйдут в частные клиники, а государственные больницы останутся без кадров.