«Хожу как на каторгу»: почему из российских детсадов массово бегут воспитатели?
Каждый год 27 сентября в нашей стране официально отмечается День работников дошкольного образования, по-простому — День воспитателя. Ввели этот праздник относительно недавно, всего 20 лет назад, по инициативе родителей и самих педагогов.
Быть воспитателем — непростая работа, с этим сложно не согласиться. Тут мало просто любить детей: нужны ещё фантастическое терпение и стальная выдержка. Впрочем, так было всегда, но именно сегодня в России сложилась наиболее печальная ситуация: число воспитателей дошкольных учреждений с каждым годом неумолимо уменьшается.
С 2020 по 2022 год в детских садах по всей стране стало на 22 тыс. меньше педагогов, но рекорд был поставлен в 2023 году, когда уволились сразу более 13 тыс. сотрудников детсадов. Такой вывод можно сделать из статистики, опубликованной Министерством просвещения. И эта тенденция, увы, сохраняется в 2024 году.
«Жалею только о том, что не ушла раньше»
Почему воспитатели массово бегут с некогда любимой работы и устраиваются кто кассиром в супермаркет, кто оператором на ПВЗ? Причин сразу несколько, и зачастую они работают комплексно. Помимо смешных зарплат, воспитателей практически «выдавливают» с работы кошмарные условия труда: огромные группы, масса дополнительных неоплачиваемых обязанностей, постоянное давление со стороны администрации и родителей.
Неудивительно, что даже те, кто поначалу «горел» профессией, в итоге задумываются: зачем гробить своё здоровье на такой неблагодарной работе за смешные деньги, если можно спокойно пробивать покупки в «Пятёрочке» или выдавать заказы в «Озоне»?
— Ушла 10 лет назад, жалею только об одном — что не убежала года на три как минимум раньше, — признаётся в соцсетях бывшая сотрудница детского садика.
Самое грустное, что уходят в основном молодые и активные. В садах остаются те, у кого маленькие дети (прельщает удобный график) или педагоги предпенсионного возраста, которым надо «выработать» пенсию.
— Я раньше любила свою работу. Сейчас хожу как на каторгу. Зарплата маленькая (31 тыс. оклад, а требования, здесь даже не описать). Одна писанина, конкурсы, курсы, проекты, клумбы, участки, снег, покраска, и всего не перечислить. Приходится работать, потому что предпенсия, — жалуется на платформе «Дзен» одна из воспитательниц.
Подобных историй в Сети — вагон и маленькая тележка. Воспитатели сетуют на полное выгорание и отсутствие как помощи со стороны государства, так и уважения со стороны родителей. Но больше всего страдают педагоги от ужасных условий труда:
— Раньше было два воспитателя на группе, а на яслях ещё и няни две, два часа пересменок, а это значит что в самое «трудное» время (приход с гулянки, обед, укладывание спать) в группе два воспитателя + няня. Из документации план работы, сведения о родителях. В тихий час подготовка к следующему дню. Сейчас: график работы не предусмотрен для передачи смены. 1 смена заканчивается в 13, вторая начинается в 13, т. е. воспитатели встречаются «в дверях». И весь «треш» в обед воспитатель находится один, волосы просто дыбом, — пишет педагог, всю жизнь посвятившая работе с детьми.
«Я сейчас это всё пишу, потому что наболело. 40 лет в д/с отработала, но сейчас просто невозможно, поэтому я уже год на пенсии, чему я очень рада», — добавляет автор.
Родителей такая ситуация, конечно, радовать не может.
— Вчера воспитатель не успел выйти из отпуска и сразу уволилась, — поделилась своей историей одна из мам на «Дзене». — Посчитала, что за год ушли три воспитателя из детского сада. В начале года в нашу группу пришла воспитательница. Поработала до мая и ушла. Следом за ней еще одна. Уж мы-то надеялись, хоть она останется и выпустит нашу группу, но нет.
Теперь женщина в тревогу: «Если сейчас уйдёт воспитатель, нашу группу закроют. Или объединят со второй, где 30 детей. Или отправят в другой детский сад…».
Дети как шпроты в банке
Одна из главных причин, которые заставляют воспитателей без оглядки бежать из садиков и яслей — слишком большие группы детей. В свою очередь, группы переполнены именно из-за того, что не хватает персонала, получается своего рода «сказка про белого бычка».
В результате так называемой «оптимизации» в одну группу сегодня могут ходить от 25 до 30 детей, а иногда и все 40, хотя по закону должно быть не более 25. Если же в группе вдруг оказывается «всего» 15-20 детей, то её объединяют с другой — видимо, чтобы воспитателям жизнь сказкой не казалась.
В результате, по словам воспитательницы одного из детских садов Самары по имени Алёна, комфортной среды нет ни у малышей, ни у педагогов.
— Дети как шпроты в банке, — призналась она в беседе с изданием «Такие дела».
Переполненные группы уже стали обычной историей, особенно для больших городов. Например, в одном из детских садов Екатеринбурга есть группа, в которую зачислены аж 47 детей, в остальных чуть меньше, от 30 до 35. Но даже на такую ораву положен только один воспитатель и нянечка, которая работает не полный день.
Руководство детсадов разводит руками: а что делать, если работать никто не идёт? Приходится как-то выкручиваться.
— Объединили две группы из-за нехватки воспитателей, теперь будет около 45 человек, притом что у меня ребёнок ходит в логопедическую группу, в которой не может быть более 18 детей, — ужасается екатеринбурженка Екатерина, прокомментировавшая сложившуюся ситуацию изданию Е1.
Адский труд за сущие копейки
Некоторые специалисты и рады бы работать в детском саду, но увы, на оклад воспитателя прокормить семью практически нереально. По официальным данным, в 2023 году средняя по стране зарплата воспитателя в детском саду составляла 48 тыс. рублей. Мягко говоря, негусто, но даже эту сумму получают отнюдь не все — в регионах у педагогов детских учреждений зарплаты намного ниже. Например, та же Алёна из Самары, несмотря на высшую категорию, получает лишь 37 тыс. в месяц. А те, у кого нет категории — и того меньше.
— В первые три года у молодых специалистов есть доплаты. Потом они исчезают, а у людей ещё нет высшей категории, и зарплата резко падает. Поэтому спустя три года многие уходят, — говорит педагог.
Есть регионы, где воспитателям вообще платят сущие копейки. Скажем, в Башкирии педагоги дошкольных учреждений могут только мечтать о «средней» зарплате: на деле и месячный оклад всего 22-24 тыс. рублей.
Работа на износ по 12 часов
Если раньше в садик специалистов можно было «заманить» хотя бы удобным графиком (работали по полдня, оставалось время на детей и дом), то сегодня и это преимущество практически исчезло. Из-за нехватки сотрудников педагогам приходится работать на полные смены, однако двойную оплату им никто не гарантирует.
— Сократили штат и навалили на оставшихся за ту же копеечную зарплату двойные обязанности, — возмущается одна из воспитательниц. — Как можно пять дней работать по 12 часов и быть творческими, милыми и спокойными с детьми. Вы об этом подумали? Работа на износ!
И швец, и жнец, и SММщик
По закону главная обязанность и функция воспитателя — уход и присмотр за детьми. Педагог следит за безопасностью воспитанников, организует приёмы пищи, укладывает на послеобеденный сон, проводит занятия. Но сегодня в детских садах на воспитателей почему-то навешивают массу дополнительных задач, и попробуй откажись их выполнять. Например, педагогов заставляют убирать снег, делать ремонт в группах и сажать цветы — хотя всё это не имеет никакого отношения к их профессии.
— Много документации, уборка участка, посадка цветов, уход за ними. Летом поливка участка. Покраска участка. Зимой уборка снега, лепка ледовых фигур. К приёмке сада ремонт группы, — перечисляют педагоги.
— И снег чистим, и листву собираем, и перед всеми отчёт держим! Только не перед детьми! Других хватает. Родители, каждый со своими требованиями, и руководство не отстаёт. Бедные дети! — жалуется одна из воспитательниц.
А уж о тоннах документации, которая висит на воспитателе, даже говорить страшно. Специалисты буквально рыдают: заполнение бесконечных отчётов и ведение никому не нужных журналов отнимают у них всё свободное время:
— Уже задыхаемся от этих бумаг! А канцелярия вся за свой счёт: бумага, заправка картриджа, компьютер — уже никуда без него — дома всё заполняем, печатаем. Авторучки никто не выдаст!
Но и это ещё не всё: педагогов всеми силами заставляют поддерживать активность в соцсетях и родительских чатах. То есть в своё свободное время педагог должен не заниматься семьёй или хобби, а ставить лайки, публиковать фотоотчёты и вести переговоры с родителями об утренниках, экскурсиях и сборах «на шторы».
— Уже хочется купить кнопочный телефон, чтобы в этом не участвовать, — признаётся воспитательница из Самары Алёна.
Родили — и качают права
Несомненно, работа с детьми по умолчанию требует крепкой нервной системы. Но в последнее время, жалуются воспитатели, дети стали совершенно разбалованными и неуправляемыми. А родители, вместо того чтобы помогать педагогам, то и дело устраивают скандалы, «качают права» и, чуть что, бегут жаловаться.
— Раньше мы на цыпочках к садику подходили, говорили почти шёпотом, а теперь родили и рот позволяют открывать. Орут в садике как ненормальные, права качают. Да держите вы тогда своих неприкосновенных детишек дома и не мешайте остальным, — возмущается одна из сотрудниц детского сада.
Ответственность, которая ложится на плечи воспитателей, сегодня и правда колоссальная: что бы ни случилось с ребёнком в саду, все шишки полетят на педагога — недосмотрел, не заметил, не выполнил свои обязанности.
— На прогулке не дай Бог ребёнок упадёт — отчёт за каждую царапину! Ещё и родители нервы мотают. То маечку не ту надели, то штанишки на сапожки не натянули! А их 25 детей! — комментируют воспитатели.
Кроме того, современные дети на удивление несамостоятельны — родители приводят своих чад в садик, не потрудившись их обучить элементарным культурно-гигиеническим навыкам. Этим приходится заниматься воспитателю и нянечке.
— К трём годам не могут жевать пищу, привыкли к блендерному пюре, памперсы до четырёх лет, не едят каши и супы, — делится сотрудница одного из садов. — А родители, особенно мамы, тревожные, присутствует гиперопека чада, скандальные по любому поводу. Воспитателям очень тяжело.
— Дети избалованные, простых вещей не умеют и не понимают, при том родители требуют индивидуальный подход! — вторит её коллега.
«Толерантность» выходит боком
Есть и ещё одна проблема, о которой не принято говорить в «толерантном» обществе — это так называемая «инклюзивная система», когда вместе с нормотипичными детьми занимаются малыши с отклонениями. Зачастую такие дети ведут себя неадекватно — бьют и царапают других ребят, кричат, кусают педагогов, крушат всё вокруг. Всё больше становится аутичных детей, к которым вообще нужен особый подход — обычный воспитатель просто не обладает необходимым опытом, к тому же когда у тебя в группе 30 человек, уделить внимание «особенному» ребёнку просто физически невозможно.
Не менее больной вопрос — дети мигрантов. По закону их обязаны принимать в детские сады, однако сами приезжие вливаться в российскую культуру не торопятся и даже начинают насаждать в детских учреждениях свои традиции.
— И физкультуру, и бассейн им нельзя, в родительский комитет они не вносят ни копейки, но зато требуют подарки для своих детей, — делятся в соцсетях разгневанные педагоги. Они отмечают, что дети «ценных зарубежных специалистов» зачастую не только ведут себя отвратительно, но ещё и унижают воспитателей.
Показателен в этом плане рассказ одного педагога, в группу которой привели ребёнка из семьи мигрантов. Пр её словам, мать мальчика внезапно заявилась в сад и начала угрожать прокураторой за то, что воспитатель… погладила её сына по голове. Оказалось, что по их религии мальчика нельзя трогать за голову. Впрочем, когда в ситуации начала разбираться заведующая, скандалистка внезапно передумала и заявила, что просто «пошутила».
Очевидно, что если в самое ближайшее время государство не озаботиться тем, как вернуть профессии воспитателя былой престиж и привлекательность, уже через пару лет воспитывать детей будет совсем некому. Те, кто работает сейчас, уйдут на заслуженный отдых, а молодёжь в сады не идёт.
Сами педагоги требуют, прежде всего, поднять зарплаты, но не только. Воспитателей нужно освободить от ненужной документации, обеспечить им нормальный график работы, а главное, прекратить относиться к ним как к обслуживающему персоналу. Только тогда в сады потянутся активные, творческие, искренне любящие детей люди, а не «сбитые лётчики» на антидепрессантах, считающие дни до выхода на пенсию.