Как угнанные российские авто оказываются за границей и почему их стало сложнее вернуть?
«Бизнес» по угону автомобилей в России и последующей их перепродажей в соседних странах существовал ещё до пандемии, но до сих пор остаётся «рабочей историей». Более того, он «совершенствуется» и меняет специфику, хотя неизменным лидером места оседания угнанных машин является Казахстан. Встречается в «географии» и Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Грузия и даже Польша.
При этом, если раньше «железные кони», особенно дорогие, ценились как целостная конструкция, то теперь их угоняют для так называемого автомобильного «каннибализма»: ради разборки на запчасти, цены на которые тоже перманентно растут галопирующими темпами.
Угнать могут любую машину, парируют страховщики, они же готовы разъяснить, почему вернуть авто, даже если его местонахождение в соседних странах известно, становится теперь всё труднее.
Практика «угасла»?
В страховых компаниях угнанные авто ищут по VIN-коду (идентификационный номер транспортного средства). Как рассказывает заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев, вопрос обнаружения похищенных машин в странах ближнего зарубежья некоторое время назад решался весьма просто.
Так, уже около 10-ти лет действуют соглашения между Российским союзом автостраховщиков и аналогичными союзами ряда стран из бывшего СССР о взаимном обмене информации по застрахованным автомобилям.
— Поэтому любой страховщик мог составить запрос, указав в нём реквизиты похищенной машины, главный из которых VIN, и получить ответ о том, застрахована ли она, например, в Казахстане. Более того, в запросе обязательно содержалась просьба направить в наш адрес копии регистрационных документов на автомобиль, предъявлявшихся при страховании уже на территории республики, — отметил Виктор Алексеев.
По его словам, в настоящее же время данная практика как-то постепенно «угасла». Страховые сообщества дружественных стран с некоторых пор весьма неохотно делятся информацией.
Как считает Виктор Алексеев, возможно, это связано с заботой о добросовестных приобретателях похищенной машины. Новый владелец не знает информацию об её истории. Поэтому страховщикам приходится изобретать новые способы.
— Свежий пример. Получив заявление об угоне двух самосвалов МАЗ в республике Адыгея, наша служба страховых расследований, опросив свидетелей, достоверно установила перемещения данных автомобилей в Казахстан. На запрос в союз страховщиков данного государства мы ответа так и не дождались. Но вот на доступных интернет-ресурсах по VIN номерам обнаружили грузовики именно в Казахстане с новыми регистрационными номерами. Проведя нотариальное заверение данной информации, представили её в суд. Но в таких случаях судебная практика не однозначна, так как в основном суды ориентируются на наличие возбужденного уголовного по факту угона. Правоохранительные органы же крайне инертны в части взаимодействия с коллегами в сопредельных странах, — констатировал Виктор Алексеев.
От Прибалтики до Испании?
В Группе «Ренессанс страхование» готовы вспомнить историю с возвратом машин из Польши. Она закончилась благополучно.
Ford Kuga и Mazda CX-7 были похищены в 2018 году в Москве и Петербурге. Несколько месяцев спустя автомобили обнаружили и задержали на территории Польши. Компания сумела добиться вынесения решения о возращении в Россию похищенных «железных коней». Правда, к такой позиции прокуратура Польши склонилась лишь в 2020-м, а затем случилась пандемия с её закрытием границ, введением транспортных ограничений и т.д. Так что ситуация разрешилась лишь в 2023 году.
— Нашей компанией был возвращён не один десяток угнанных автомобилей с территории Европы (от Прибалтики до Испании), а общая стоимость этих возвращённых автомобилей из-за рубежа и по России за 2020—2023 годы превысила 150 млн рублей. Но это первый успешный случай возврата, реализованный после введения различных транспортных ограничений, — отмечал тогда президент «Ренессанс страхование» по корпоративной безопасности Дмитрий Дуринов.
По словам автоэксперта Алика Кортиева, машины везут в те страны, с которыми сейчас складываются непростые взаимоотношения на фоне всем понятных геополитических обстоятельств: эта та же Грузия, Узбекистан, Киргизия.
— Эта история рабочая. Особенно это хорошо работает для угонов «под заказ», — поясняет он.
Украл или угнал?
Здесь важно понимать, что страховщики работают с теми клиентами, кто оформляет КАСКО, но далеко не все водители это делают.
Специалисты по розыску и автолюбители пользуются так называемыми маячками. Грубо говоря, обычно речь идёт о сигнализациях, которые способны сейчас передавать данные по спутниковой связи. Вот так некоторые водители и обнаруживают, что их машина где-то катается в другой стране или выставлена там на продажу
Есть и более сложные компактные системы, которые можно спрятать и незаметно разместить в салоне.
Как поясняет автоэксперт, шеф-редактор портала об автомобилях Денис Смольянов, профессиональные воры хорошо осведомлены как о первом, так и втором виде защиты.
А дальше возникает казус. Дело в том, что в Уголовном Кодексе РФ, опять же упрощенно говоря, есть два термина: «угон» и «кража». Для них предусмотрена разная мера ответственности.
— Под первым понимается ситуация, когда человек, допустим, взял машину покататься и не имел намерений её перепродать. Под кражей подразумевается именно хищение с целью дальнейшей наживы: перепродажи, разборки на детали и т.д. За угон можно отделаться и штрафом на сумму до 120 тыс. рублей. За кражу полагается срок. И если вор тут же пойман за руку, он всегда может сказать: «а я просто покататься», — разъясняет Денис Смольянов.
Вопросов не возникает, когда собственник видит своё авто выставленным на продажу на каком-нибудь сайте соседней страны. Но это не значит, что владельцу удастся своё имущество вернуть.
Так что всё-таки пользуется «спросом» у воров?
Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов отмечает, что машины всегда угонялись с двумя целями: перепродажей и разборкой на детали. По его мнению, в соседние страны угоняет в основном дорогие авто.
— С масс-маркетом ворам связываться невыгодно. Там надо оформлять поддельные документы на переправку через границу, и велик риск, что при частых поездках преступников могут вычислить. Бюджетные авто идут на разборку на детали и на внутренний рынок, — полагает он.
Собеседники на условиях анонимности делятся: так было раньше, теперь картина выглядит несколько иначе.
Машины премиум-класса всё чаще воруют ради «автомобильного каннибализма». Такие авто и «заказывают» достаточно обеспеченные люди, способные потратиться на изготовление поддельных документов.
Целого «железного коня» перегоняют «заказчику». Он смотрит «внутренности» и выбирает нужные ему запчасти, иногда и «про запас». Истории с угоном дорогих машин всплывают в публичном поле не часто. У их изначальных собственников доходы могут быть тоже сомнительными, и в скандалах такие люди не заинтересованы.
Страсти на различных автомобильных форумах иногда разгораются из-за резонансных событий: кражи авто ценой в десятки миллионов рублей из салонов автодилеров для перепродажи в другие страны.
А такое тоже случается. Так, например, как писали городские СМИ, в конце августа этого года якобы был угнан Lexus за 22 млн рублей. До этого он располагался на парковке крупного дилерского центра. Впрочем, официально судьба этого авто неизвестна.
В пресс-службе «Ренессанс Страхование» отмечают, что угоняются абсолютно все сегменты, и масс-маркет вроде Kia Rio, и дорогие Infiniti, и Toyota LAND CRUISER. Но для каждой такой модели число угонов в основном 1—2.