«Вот теперь это рейдерский захват»: хронология конфликта Бакальчуков вокруг Wildberries
Основательница маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук и её супруг Владислав с лета 2024 года в центре грандиозного скандала, в котором одновременно фигурируют и миллиарды рублей, и пересуды о семейных отношениях. Супруг бизнесвумен Владислав поразил всех разговорами о рейдерском захвате их детища, в рамках которого его жену чуть ли не в заложниках держат. Бакальчук сделала ответное заявление — всё это фантазии мужчины, потихоньку приобретающего статус «разведёнки». Спустя несколько месяцев взаимных подколов шутки кончились — у офиса компании в Москве открыли стрельбу.
Сказка о Кадырове и 33 «разбойниках»
Первым и главным, кого впечатлил рассказ Владислава Бакальчука, стал Рамзан Кадыров, который бизнесмена назвал другом, с которым они общаются десять лет. Скандал начался с заявления главы республики Чечни, в котором он потребовал защитить компанию от «наглого рейдерского захвата».
— Ещё с марта этого года у семьи Бакальчука серьёзные проблемы как внутри семьи, так и с основанным семейным бизнесом. Жену Владислава Сергеевича Татьяну рейдеры оградили от мужа и семерых детей. <…> Оставаться в стороне от крупной по масштабам страны махинации не могу, поэтому сделаю всё возможное, чтобы помочь вернуть в семью Татьяну Владимировну и защитить законный бизнес, — сообщил Кадыров.
«Рейдерским захватом» Владислав, а за ним и Кадыров окрестили сделку по объединению компаний Russ Outdor (работает на рынке наружной рекламы) и Wildberries.
В июле была создана единая фирма, в которой WB получил 65%. Кадыров подчеркнул, что условия несправедливые, ведь обороты маркетплейса в десятки раз превышают партнёрские, и в связи с ситуацией дал поручение разобраться депутату Госдумы от Чечни Адаму Делимханову.
— Без всяких сомнений, все поручения дорогого брата, главы Чеченской Республики, героя России Рамзана Ахматовича Кадырова будут выполнены быстро и на 100%. Мы доведём всё до конца! — отчитался Делимханов о том, что приступил к работе, в соцсетях.
Сделка на миллиарды и самая богатая женщина России чуть ли не в заложниках — стоит ли удивляться, что комментировать ситуацию пришлось в итоге на «кремлёвском уровне»?
Интересная компания
Сам Владислав Бакальчук на приложенном Кадыровым видео говорит, что его жена «ушла из дома и связалась с непонятной компанией». Имена «непонятных» тоже не секрет:
— Я знаю, что рычаги этого рейдерского процесса находятся в руках братьев Левана и Роберта Мирзоян, а также нескольких известных кавказцев, — заявил Кадыров.
Здесь стоит подробнее остановиться на структуре единой компании «РВБ». Её главным директором стал Роберт Мирзоян, его брата Левана Владислав Бакальчук напрямую обвинил в том, что он чуть ли не под гипнозом держит его супругу.
— Генеральным директором [новой компании] стал Роберт Мирзоян, фактически Russ Outdor. Туда были переведены все дочки Wildberries — это компании, на которых склады висят и другое, я думаю, там миллиардов на 50 активов. Сейчас хотят туда уже всё перевести. <…> [Татьяна] меня заблокировала. Как я считаю, это решение Левана Мирзояна, который подчинил её и манипулирует ей. Их цель — заработок, — прокомментировал РБК Бакальчук факт того, что супруга полностью отрезала его от управления компанией.
Братья Мирзояны, как можно догадаться, управляют группой компаний Russ и в бизнесе уже давно и даже «высоко». Роберт стартовал с рекламной фирмы «Вера-Олимп» в «нулевые». Директором Russ Outdoor он стал в 2019-м после объединения с другой его компанией — «Лайса». Его брат Леван предпочитает оставаться в тени, наиболее подробно известна его «кредитная история»: в 2014 банк «Универсальные финансы» пытался взыскать с него долг в 8 млн евро, а в 2019-м, когда его брат становился директором Russ Outdoor, был объявлен банкротом.
Дела у братьев всё же явно шли хорошо. Так, например, Роберт в 2023-м получил возможность напрямую обратиться к президенту: на обсуждении с членами «Деловой России» в формате ВКС Мирзоян просил у главы государства ввести субсидированные кредиты для наружной рекламы по льготным тарифам.
Сделка на миллиарды об объединении Russ Outdoor и Wildberries ожидаемо привлекла внимание федеральных властей. Как сообщили РБК и Forbes, её одобрили в правительстве.
Первоапрельская нешутка
В пресс-службе Wildberries захват почти сразу же опровергли, а вечером того же дня на связь вышла и Татьяна Бакальчук с подробным объяснением ситуации. С её слов получается, что вся история об «угоне» бизнеса — не более чем последствие их с Владиславом бракоразводного процесса. Предпринимательница подчеркнула, что причины поведения пока ещё супруга для неё остаются загадкой.
Бакальчук добавляла позже в интервью, что у них с Владиславом разладилось всё давно. В связи с этим иначе начинают выглядеть и рассказы мужа бизнесвумен. Так, например, описание того, как Татьяна договаривалась о сделке за спиной супруга из-за слов о разводе начинают отдавать не «корпоративной драмой», а вообще адюльтером с комичным элементом: Бакальчук ушла от мужа в День дурака.
— Когда Татьяна ушла из дома, я видел, что она общается с Леваном Мирзояном. [Ушла она] 1 апреля. Я просто увидел, что она общается с ними, почему общается не понимал. Догадывался, что намерения у них недобрые, — говорил Владислав Бакальчук.
Предприниматель добавил, что в переговорах о слиянии он поначалу участвовал, но, опять же с его слов, в какой-то момент Владислава отодвинули, когда поняли, что мужчина не согласится «на мошеннические условия» — по 10% им с Татьяной, остальное Мирзоянам. Именно такие озвучивались на ранних стадиях переговоров, как заявил Бакальчук.
Позднее его жена и Роберт Мирзоян дали большое совместное интервью РБК, где уже Татьяна рассказала, как начались переговоры: — Инициатором начала переговоров была я. Когда мы с вами встречались в прошлом году, я говорила, что основную угрозу для нас я вижу внутри компании из-за большого притока людей. Кроме того, идет очень сильная консолидация нашего рынка. И мы, и другие игроки это почувствовали. Владислав Бакальчук вполне официально остаётся учредителем фирм ООО «ВБ Девелопмент», ООО «Вайлдберриз» и ООО «ВБ Восток». Нельзя сказать, что он просто рядом с успешной женой стоял. Так, даже самый первый сайт Wildberries был создан веб-студией его компании UTech: учреждена Владиславом и его другом в 2002-м, продана — в 2007-м. Сейчас он в своём тг-канале регулярно сообщает новости о ходе строительства складов WB.
Татьяна Бакальчук, которая с самого начала заявляла, что вся история с мужем про личное, а не про деньги, в прошлом месяце дала большое и эмоциональное интервью с ответом почему она ушла от супруга.
— Жертвенность была с моей стороны. До такой степени, что мог быть праздник, если что-то не понравилось — все гости встают и уходят. Было видно, как у него резко меняется настроение, стоит ему что-то не так сказать. Это всё на детях отражалось. Много было моментов, которые сейчас можно назвать эмоциональными качелями, абьюзивными. Я его всё-таки любила. Отец детей. Я вот читала, он там где-то говорил, что он идеализировал жену, а меня не надо было идеализировать — я была идеальной женой. <…> Когда даёшь, даёшь, даёшь, а взамен не дают, а потом ещё начинают эмоционально бить дубинкой, честно говоря, начинаешь понимать, что что-то не то, — с обидой описала Бакальчук совместную жизнь, ещё и умалчивая о неких «вещах, которые мужчина не должен себе позволять по отношению к жене, детям и матери своей жены».
Горячая фаза конфликта
С июля продолжались обоюдные подколы со стороны бизнесменов. В частности, например, Бакальчук заявил о регистрации товарного знака ВБ. Ещё и заявил, что тайна названия «ягодок» связана с его инициалами.
Можно отметить, что противостояние в целом уже угасало — объединённая компания продолжает работу, Владислав — делать посты в своём тг-канале. Однако добавим: в середине сентября в WB сообщили, что могут заключить договор о строительстве новых логоцентров с другой компанией. Уже 18 сентября вся история перешла на другой уровень: в соцсетях начали появляться видео, снятые у офиса компании — раздались выстрелы.
По сути, оба супруга обвинили друг друга в произошедшем.
— Я знал, что возможны провокации, поэтому обратился в МВД для обеспечения охраны. Охрана БЦ отказала в пропуске меня и моих коллег, используя нелепые оправдания, как будто мы какие-то «непонятные люди в гражданском», несмотря на присутствие сотрудников полиции. Никто не мог представить, что начнется стрельба. Мои люди не были вооружены, нас защищали сотрудники полиции. Первые выстрелы прозвучали изнутри здания, через стекло офиса Wildberries. В тот момент началась настоящая паника, повсюду был дым, люди пытались укрыться. Мои коллеги, пришедшие со мной, были ранены. Это не перестрелка, как пытается представить руководство РВБ. Это был настоящий расстрел, — заявил Владислав.
Его супруга также выступила, заявив, что его группа поддержки была вооружена.
— Заявление о якобы переговорах, на которые приехала вооруженная группа, звучит абсурдно, поскольку никто ни о каких переговорах не договаривался. Я публично обращаюсь к правоохранительным органам взять на контроль эту ситуацию. У нас нет секретов. Поэтому прошу сделать публичными итоги расследования о мотивах действий людей, организовавших этот беспредел. Вот теперь это рейдерский захват. Вернее, его неудачная попытка, — сделала она публичное обращение в соцсетях.
Татьяна, помимо мужа, назвала ещё двоих причастных к попытке проникновения — Сергея Ануфриева и Владимира Бакина. Якобы во главе с ними пришла вооружённая группа поддержки. Оба упомянутых связаны с Wildberries: Ануфриев считается одним из основателей маркетплейса (покинул компанию в начале июля), Бакин занимал должность председателя совета директоров «Вайлдберриз Банка».
Бакальчук также добавила, что из-за потасовки пострадали трое — один из них, сотрудник службы безопасности офиса, погиб. Объединённая пресс-служба компаний WB и Russ также распространила видео из офиса компании во время инцидента.
Видео: Известия
В Следственном комитете уточнили данные по пострадавшим и погибшим: всего ранены были семеро, двое из них погибли. В перестрелке пострадали два полицейских.
— Следственными органами СК России возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство), ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство двух и более лиц), ст. 222 УК РФ (незаконное хранение огнестрельного оружия), ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ч. 2 ст. 330 УК РФ (самоуправство), — добавили в пресс-службе ведомства.
На месте работают следователи, которые должны будут восстановить полную картину событий.