Валютные скачки: почему резко «прыгают» курсы валют и что с ними будет осенью-2024

Во всём виноваты санкции
Курсы валют за последние два месяца на российском рынке постоянно скачут — показывают высокую волатильность, как это называется на языке экономики.
Так, с середины июня доллар успел просесть до 82,6 рубля, затем резко отскочить до 88 рублей, задержаться там почти на весь июль, затем опуститься в начале августа до 84,9 рубля, снова резко, буквально за неделю, вырасти до 92,6 рубля, вновь опуститься до 88,8 рубля и, наконец, задержаться на уровне в 91,6 рубля на протяжении последней недели августа.
Курс евро показывает похожую динамику: стартовав с 95,4 рубля, в июне он резко просел до 89,1 рубля, затем так же резко отскочил до 94,3 рубля и после ещё одного провала до 91 рубля стабилизировался почти на весь июль в районе 96 рублей, чтобы к началу августа просесть до 92,8 рубля, а затем резко, за ту же неделю, вырасти до 100,5 рубля, упасть до 97,8 рубля и снова штурмовать пики в 102,5 рубля в конце августа.
Всё это не может не настораживать тех, кто следит за курсом валют по рабочей необходимости или из инвестиционных целей: подобная непредсказуемость мешает в прогнозах. Однако о том, что именно так и будет развиваться ситуация, эксперты предупреждали давно — тогда же, в середине июня, когда США ввели санкции против Мосбиржи.
Из-за этих санкций Мосбиржа перестала торговать сначала долларом, а затем и евро, и Центробанк был вынужден переключиться на внебиржевое определение курсов. Именно это эксперты называют первой причиной волатильности: ведь, как объяснял ранее 78.ru руководитель образовательного направления «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко, из-за отсутствия биржевой торговли валютой уменьшается ликвидность в моменте и снижаются скорость и ритмичность прохождения сделок, зато увеличиваются риски. Всё это и конвертируется в валютные скачки.
Однако дело не только в новых правилах определения курсов, отметил в разговоре с 78.ru доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» Президентской академии в Санкт-Петербурге Артём Голубев.
— Высокая волатильность объясняется как новым ценообразованием на внебиржевом рынке, так и общей нестабильностью: рубль укрепляется, когда накапливаются не проходящие платежи за импорт и спрос на валюту снижается, а также в период налоговых платежей, когда импортёры продают валютную выручку. Если платежи за импорт вновь начинают проходить, то спрос на валюту может заметно вырасти на некоторое время. Тогда рубль заметно падает, — объяснил эксперт.

Не проходящие платежи — бич современной внешней торговли России: санкции вынуждают искать всё новые и новые лазейки, контрагентов, посредников, страны-прокладки, банки, которые готовы рисковать попасть под ограничения, — из-за этого часты ситуации, когда отправленные из России деньги за какой-либо товар возвращаются обратно и их приходится отправлять заново по несколько раз в разные банки и даже страны. В моменты особенно массовых отказов — например, из-за новых санкций — валюта в стране кратковременно накапливается, и спрос на неё падает.
Интересно, что это касается не только доллара и евро, но и юаня — хотя его валютные колебания не так заметны.
А что юань?
Китайская валюта на первый взгляд не подвержена столь сильной волатильности: её курс крутится вокруг 12 рублей, прибавляя или теряя буквально копейки. Однако первое впечатление в данном случае обманчиво.
— Юань стоит в рублях около 12 рублей, а доллар и евро — в среднем в 8 раз дороже. То есть изменение по юаню в 12 копеек равносильно изменению по евро в 1 рубль, — отметил Артём Голубев.
На самом деле с середины июня, когда ввели санкции против Мосбиржи, у юаня тоже были и серьёзные падения, и резкие взлёты: так, 20 июня он упал с 11,8 рубля до 11,2 рубля, а уже 22 июня отскочил до уровня выше 12 рублей. В конце июня был новый провал до 11,5 рубля, в июле курс был относительно стабильным около 12 рублей, затем снизился и стабилизировался около 11,8 рубля, а в середине августа снова превысил 12 рублей. За последнюю неделю августа он успел пережить новое падение до 11,7 рубля и новый взлёт до 12 рублей.

Все эти взлёты и падения не выглядят впечатляющими на фоне доллара и евро, однако они довольно заметны для тех, кто занимается операциями с китайской валютой. Тем не менее такие изменения всё же не сравнятся с волатильностью западных валют, и на то есть банальная причина.
— Юань пока продолжает торговаться на бирже, а биржевые торги, как показывает практика последних месяцев, дают бóльшую стабильность курса. Если юань последует за долларом и евро на внебиржевой рынок, вероятно, и волатильность по нему возрастёт в России, — констатировал Артём Голубев.
Наконец, все проблемы непроходящих заграничных платежей в полной мере актуальны и для юаня — именно на трудности с китайскими банками сейчас указывают многие экспортёры. Не желая подставляться под санкции, китайские кредитные организации отказываются принимать платежи, и импортёрам приходится искать новые структуры, которые готовы с ними работать. Всё это время, деньги и риски, что выражается в итоге не только в волатильности валютного рынка, но и в стоимости поступающих из Китая товаров.
Чего ждать от курсов осенью
Прогнозы по курсам валют сегодня — дело неблагодарное, отмечают эксперты: слишком многое может пойти не так, кроме того, сейчас российская экономика находится в самом разгаре трансформации, а это всегда означает турбулентность.
— У нас происходит болезненная трансформация финансовой системы: из-за санкций приказал долго жить прежний валютный рынок, а новый только формируется, плюс новые вторичные санкции на китайские банки создают проблемы уже с юанем. До конца года текущая ситуация точно сохранится — множественность курсов, большие разрывы между официальным курсом и тем курсом, по которому можно купить или продать валюту. Прогнозы строить трудно, ибо от нас тут мало что зависит, но я думаю, ни резкой девальвации, ни резкого укрепления рубля быть не должно, — предположил в беседе с 78.ru независимый экономист Дмитрий Адамидов.

Курсы валют действительно будут зависеть не от нас — не только от россиян, но и от России: определяющие их события происходят за её пределами. Так, на курс евро в ближайшие месяцы будет влиять прежде всего политика западных регуляторов — Европейского Центробанка (ЕЦБ) и Федеральной резервной системы (ФРС) США.
— Напомню, что ЕЦБ уже приступил к снижению учётной ставки, ФРС США планирует начать это в сентябре. Исходя из того, как евро будет меняться к доллару, будет зависеть скорость изменения его к рублю, — констатировал эксперт.
В целом, если евро будет стабильным к доллару, то скорее всего рубль до конца года плавно снизится в район 105–110 рублей за евро, спрогнозировал Артём Голубев. Если евро вырастет к доллару, то и к рублю он вырастет более серьёзно. На ближайший месяц же можно спрогнозировать курс евро в пределах 100–105 рублей.
Есть и ещё один фактор, который оказывает давление на рубль, указал эксперт.
— Фактор дефицита бюджета оказывает более значительное давление на рубль в пользу его ослабления, поэтому при прочих равных тенденция на ослабление рубля будет оставаться, — констатировал он.
Дефицит бюджета в 2024 году сохранится, об этом заявил недавно глава Минфина Антон Силуанов. Несмотря на высокие доходы, которые превышают заложенные в бюджете ожидания, а также рост ВВП выше прогнозов — предварительно, он составит 3,9%, — всё же дефицит ожидается на уровне 1,1% ВВП. Это меньше, чем в 2023 году, когда дефицит составил 1,9% ВВП, но всё же достаточно существенно, чтобы держать рубль на низкой отметке для наполнения бюджета.
Тем не менее, несмотря на заметные тенденции на валютном рынке, Артём Голубев согласен с Дмитрием Адамидовым: делать сейчас прогнозы на перспективу в несколько месяцев трудно.
— В условиях высокой неопределённости (санкции, военный конфликт, параметры госбюджета, переход на торговлю валютой на внебиржевом рынке) делать прогнозы на перспективу нескольких месяцев — как гадать на кофейной гуще. Существует множество факторов, способных изменить текущие ожидания, — констатировал он.

Экономика России по-прежнему находится в центре бури, западные страны регулярно подкладывают под неё бомбы в виде разнообразных по болезненности санкций, давят на дружественные государства, вынуждая их отказываться от партнёрства. Пока буря не кончится, заниматься прогнозами — неблагодарное дело. Понятно одно: все проблемы, в том числе с бюджетом, будут решаться ослаблением рубля, а балансировать его будет борьба ЦБ с инфляцией. В точке их баланса и будет формироваться валютный курс.