Плата за воздух? К чему приведёт сервисный сбор «Яндекс Маркета»

5 сент, 17:09
Лилия Батршина
«Яндекс Маркет» ввёл сервисный сбор для своих пользователей. И хотя сумма небольшая — всего 20 рублей за заказ, — это решение неоднозначное и реакцию вызвало такую же. Для чего один из крупнейших маркетплейсов пошёл на это и чем это обернётся, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru:freepik.com/stockking; pressfoto, Belkin Alexey/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

20 рублей на развитие

Маркетплейс «Яндекс Маркет» с 21 августа ввёл сервисный сбор для своих пользователей: теперь за каждый заказ они должны будут заплатить 20 рублей независимо от того, выбрали они доставку до пункта выдачи или до места жительства. Об этом маркетплейс сообщил РИА Новости.

— Основная цель «Маркета» — поддерживать качественный сервис для пользователей и продолжать запускать уникальные на рынке решения. Полученные средства позволят компании реинвестировать их для расширения и поддержания технологической инфраструктуры, — сообщили в пресс-службе «Яндекс Маркета».

По сведениям площадки, маркетплейс будет ежегодно выделять около 10 млрд рублей из полученных от сервисного сбора средств на аренду серверов и другого оборудования, продление и покупку программного обеспечения, расширение штата и заработную плату. При этом отдельно указано, что взиматься сервисный сбор будет только за товары надлежащего качества, доставленные с соблюдением всех условий.

На первом этапе нововведение коснулось только пользователей сервиса из Москвы, Московской области, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода: у них при оплате заказа появилась новая плашка с надписью «Плата за доступ к сервису, которая помогает поддерживать стабильную работу и развивать „Маркет“». Нет сомнений, что после обкатки системы её будут расширять на другие регионы, и Санкт-Петербург с Ленинградской областью наверняка окажутся одними из первых в списке.

Выглядит подобное нововведение по меньшей мере странно: вряд ли один из крупнейших маркетплейсов страдает от нехватки средств на обновление программного обеспечения, а в условиях высокой конкуренции оно и вовсе выглядит достаточно рискованно. Ни на Wildberries, ни на Ozon сервисного сбора нет; правда, о перспективах такого нововведения в сервисах 78.ru ответили обтекаемо.

— Ozon не взимает сервисный сбор с клиентов. Получение заказов в наших пунктах выдачи остаётся бесплатным во всех регионах, где мы работаем, — сообщили 78.ru в пресс-службе Ozon.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

В Wildberries ответили, что не могут предоставить комментарий.

Для «Яндекса» это уже не первый сервис, где взимается сервисный сбор — также он действует в «Яндекс Еде» и «Деливери», причём его размер зависит от региона, способа доставки и других параметров: например, в Петербурге он составляет 5% от суммы покупки, при этом не меньше 29 рублей и не больше 99 рублей.

— Этот сбор помогает нам покрыть расходы на обработку заказов, поддержку клиентов и улучшения нашего сервиса, — указывается при оплате товаров в «Яндекс Еде».

К оплате сервисного сбора при доставке продуктов или еды привыкли все, кто взаимодействует с такими сервисами: обычно он называется не «сервисным сбором», а оплатой сборки и упаковки товаров с различными вариациями. Однако плата за саму возможность доступа к маркетплейсу, как указано на «Яндекс Маркете» — это уже что-то новенькое. Зачем же успешная площадка на это пошла?

Пробный шар и бурная реакция

— Идея переложить часть своих издержек на клиента того или иного сервиса, предлагая обязательную уплату сервисного сбора, не нова. Мы давно привыкли платить их при покупке билетов в театр, на самолёт, при пользовании сервисом бронирования и пр. Маркетплейсы давно практикуют их при работе с пунктами подачи заказов. Инициатива «Яндекса» — это своего рода пробный шар, попытка протестировать лояльность клиента и «обкатать» идею в нескольких регионах. Дальнейшие перспективы расширения данной практики зависят от её итогов, — констатировал в беседе с 78.ru кандидат экономических наук, доцент, руководитель образовательной программы «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.

Сегодня «Яндекс Маркет» находится на третьем месте по популярности среди других маркетплейсов. На первом месте расположился Wildberries — по итогам 2023 года он занял 47% рынка e-commerce, на втором месте Ozon с 34,4% рынка, а «Яндекс Маркет» занимает третье место с 8,1% рынка, причём ему на пятки наступает «Мегамаркет», доля которого на рынке составляет 6,9%. На этом фоне инициатива о введении сервисного сбора выглядит ещё более странно, ведь есть риск, что после этого покупатели уйдут к более популярным конкурентам, которые (во всяком случае, пока) подобных новшеств не вводят.

— Подобные эпизоды в российском сегменте е-com присутствуют, однако не особо популярны. Стоит понимать, что пользователь всегда выбирает рублём, поэтому маркетинговая политика должна всегда быть удобной, особенно в рамках конкуренции на рынке, которая сейчас в сегменте е-com увеличивается, так как данный рынок растёт и привлекает новых пользователей постоянно, — указал в разговоре с 78.ru управляющий партнёр репутационного агентства Dragons.media Сыдып Бальдруев.
Фото: freepik.com ijeab
Фото: freepik.com/ijeab

Он отметил, что нововведение «Яндекс Маркета» получило неоднозначную реакцию у аудитории в Интернете, пользователи интернет-порталов его бурно обсуждают, причём в основном с негативной окраской. Больше всего, как ни странно, пользователей возмущает то, что эти 20 рублей не включают сразу в цену или доставку, то есть вопросы вызывает не столько сама сумма сбора, сколько его акцентированное наличие. Кроме того, покупатели указывают, что на «Яндекс Маркете» и без того цены выше, чем на других маркетплейсах, и новый сбор только отталкивает их от сервиса.

К примеру, такие отзывы к новости о сервисном сборе можно найти на портале «Т — Ж» (орфография и пунктуация авторов сохранены):

«Это мелкое жлобство. Когда еду везёт курьер, я могу понять „сервисный сбор“, но брать пусть и гроши, но за покупку на пункте выдачи. Нет, если я телевизор покупаю, то сбор неощутим, но когда покупок много, с миру по нитке, Яндексу на кафтан», — пишет Алексей Петров.
«Гениально. Почему тупо не включить 20 рублей в стоимость? Мелочь, а неприятно», — возмущается Алиса Бесчудес.
«Совсем они попутали. Если что-то дорогое брать не заметишь эти 20₽, но если мелочь то очень заметно. Хотел лампочку заказать за 60₽, а они мне 20₽ сверху на тебе. Ну тогда принципиально пусть идут лесом», — считает Владимир.
«Очень странно, но люди не любят когда их разводят и держат за Лиц Обманутых Хулиганами. Жлобство никого не красит Ведь можно технично убрать эту сумму в цену, тем более цена на маркете динамичная и сложно заметить», — констатирует Евгений.
«Маразм. Почему нельзя сразу включить в цену/доставку? Все пытаются какой-то цирк устроить думая что самые умные, а потом удивляются почему клиенты уходят», — возмущается Забаненный за правду.
«Мда. Раньше я покупала всякую мелочь на Маркете. Получается, если мне не понравился товар и я отказалась от него в пункте выдачи, я плачу эти 20 рублей… я так уже отказалась от WB, когда они ввели подобное, пришло время сказать „пока!“ Маркету, который тоже решил делать деньги из воздуха», — отмечает Евгения.

Интересно, что одной из причин, по которым «Яндекс Маркет» мог пойти на подобные нововведения, эксперты называют необходимость снижения числа небольших заказов. Такое предположение высказал Дмитрий Десятниченко.

— Такой сбор может быть выгоден для «Яндекса» как косвенный инструмент снижения числа небольших заказов, как сигнал для потребителей — объединять мелкие покупки в более крупный заказ. Например, не закрывать отдельно двумя заказами пачку чая и зубную щётку, а сделать один. Сбор ведь идёт именно на количество заказов. Для маркетплейса это будет экономия издержек на обработке, доставке, упаковке, выдаче заказов, — пояснил он.
Фото: Edgar Breshchanov globallookpress.com
Фото: Edgar Breshchanov/globallookpress.com

При этом, несмотря на негативные отзывы в Интернете, эксперт не склонен однозначно говорить о том, что инициатива «Яндекс Маркета» приведёт к оттоку пользователей: по его мнению, многое будет зависеть от того, на что будут тратиться дополнительные средства. Если качество сервиса действительно повысится и станет лучше, чем у конкурентов, то и мнение об уплате сбора в итоге поменяется.

— Лояльность к его уплате повысится, а сам «Яндекс» может в этой связи начать ассоциироваться с более дорогим и качественным сегментом. Если же таких видимых изменений не последует, отношение к сбору будет умеренно отрицательным, — резюмировал Дмитрий Десятниченко.

А цены вырастут?

Бизнес от нововведения «Яндекс Маркета» тоже не в восторге и опасается оттока покупателей больше экспертов. Об этом рассказал 78.ru генеральный директор ООО «Ниена Принт» Евгений Бакланов.

— Неясно, что «Яндекс» после ввода сбора сможет предложить покупателям кроме «Сплита» (сервиса рассрочки. — Прим. ред.), чтобы удержать их на своей платформе. В частности, для заказа товаров нашей категории, которые не приобретаются в таком формате. Так, например, для нас лично такое решение может сказаться только на активности постоянных покупателей на «Яндексе», которые могут перейти к продавцам на других площадках, — объяснил он.

Для самого «Яндекса» безусловным плюсом станет то, что на полученные средства он сможет увеличить количество необходимого для компании оборудования, расширить штат IT-кадров, повысить заработные платы, подчеркнул Евгений Бакланов. Однако в целом сбор приведёт только к спаду активности среди покупателей на платформе, особенно если учесть, что тот же сервис рассрочки «Сплит» имеет аналог на Ozon, а Wildberries подобную возможность сейчас тестирует.

Сыдып Бальдруев, в свою очередь, призвал не делать выводы раньше времени — только оно покажет, как приживётся нововведение и скажется ли оно на спросе.

— Маркетплейсы — это очень удобно, позволяет пользователям экономить своё время, выбирать более выгодный продукт, расширять возможность потребления более качественных товаров, особенно в местностях с ограниченной логистикой, что позволяет данным проектам расти и развиваться. Поэтому подобные ситуации будут возникать, неоднозначные решения имеют место быть, ибо стоит понимать, что это издержки роста, — констатировал он.
Фото: Belkin Alexey globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

В сегменте e-commerce чутко следят за настроениями рынка и, соответственно, пользователей, поэтому если эксперимент покажет однозначную неудачу, вряд ли его будут масштабировать. Правда, надеяться на это сложно: как показывает практика, подобные нововведения откатываются крайне редко. Возможно, негативная реакция пользователей заставит этот сбор скрыть или переименовать, сделать более гибким, но полный отказ от него, раз уж его ввели, сомнителен.

— Отмечу, что из-за ввода сервисного сбора в нашей компании цены на товары не изменятся точно, так как его предполагается брать с покупателей, что, на мой взгляд, весьма странно, — уточнил Евгений Бакланов.

И то, что на цены товаров сервисный сбор вряд ли повлияет, как и наличие конкурирующих сервисов, — пожалуй, то немногое, что может порадовать пользователя в сложившейся ситуации.

Другое по теме