Меняю лето на осень: россияне ломанулись на остывающие и недорогие курорты
Заманивают отельеры
Согласно опросу, проведённому в конце августа 2024 года экспертами сервиса по поиску работы SuperJob, в этом году планы на осенний отдых строят 44% респондентов, или каждый 4 из 10 работающих россиян.
Ещё 48% не планируют брать отпуск этой осенью. Но это самый низкий показатель за последние четыре года. Так, в 2023 году отрицательно о планах на осенний отдых отвечали 62% респондентов. В 2020 — 56%. Многие, запланировавшие отпуск этой осенью, останутся дома или отправятся на дачи.
Но есть и те, кто рассчитывает на поездки по России или за границу. Среди внутренних направлений традиционно популярны Краснодарский край, Кавказские Минеральные воды, Золотое кольцо. За рубежом в топе-3 классические Турция, Египет и Таиланд.
Некоторые, но далеко не все туроператоры признают: спрос на осенние поездки вырос, но пока выводы делать не торопятся.
Дело в том, отельеры начали переманивать самостоятельных туристов скидками, а любители турпакетов вновь откладывают их приобретение на последний момент, как это было в пандемию. Хотя этот второй тренд тоже почувствовали на себе не все участники рынка. Между тем, никто не отрицает: осенние поездки обходятся дешевле.
Осенний сезон тоже разный
Как особо подчёркивает президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов, итогов бронирований на осень в отрасли ещё не подводили. Обычно какие-то только предварительные данные собираются в конце сентября — в октябре.
— Тут надо понимать, что осенний сезон очень разный. Одно дело, если мы говорим, допустим, о начале сентября. Это, как раз, классический бархатный сезон, который всегда был востребован для Турции и юга России.
Совсем другое дело, если смотреть динамику по концу октября — ноябрю. Также мы не собираем данные о том, кто конкретно приобретает туры: трудоустроенные ли это люди или нет, — поясняет эксперт.
По словам Андрея Гаврилова, теоретически объяснить итоги опроса можно двумя причинами. В последние годы летом отечественные курорты оказались перегружены, туры туда приобретались ещё в зимой или ранней весной. Купить что-то по хорошему соотношению «цена-качество» в сезоны 2023 — 2024 уже даже в конце весны было практически невозможно.
— Во-вторых, не только на отечественных курортах, но и по всем пляжным заграничным направлениям опять же в последние годы резко росли цены, 2024-й не стал исключением. Особенно в этом году отличились турецкие отельеры.
Видимо, многие россияне сочли, что осенью все-таки удастся сэкономить, поэтому и приняли решение о переносе отпуска с традиционного летнего сезона, — рассуждает эксперт.
Здесь стоит добавить, что, например, на осенний отдых в той же Турции в августе расценки упали от десятков до сотни тысяч рублей в зависимости от длительности, звёздности отеля и т.д.
Генеральный директор ООО «Индивидуальный Туристический Сервис» (ITS) Виктория Шамликашвили согласна: некоторые россияне, особенно без детей, с которыми надо отдохнуть летом, начали понимать, что осенью отпуск можно провести более комфортно, без толп таких же туристов и по более низким ценам. Такой подход уже давно практикуют европейцы.
Сколько можно сэкономить осенью
По различным оценкам участников рынка, сэкономить на осеннем отдыхе можно от 20 до 50%, если речь не идёт о сентябрьском бархатном сезоне или школьных каникулах.
Как отмечает генеральный директор «Едем в отпуск» Ирина Семёнова, «чем холоднее, тем дешевле», если не брать в расчёт Египет. По её словам, цены могут снизиться на 28—30%.
Виктория Шамликашвили уточняет: туры, допустим, в ноябре для российских направлений могут стоить в среднем на 50% дешевле по сравнению с летними. Но, конечно, всё зависит от выбора локации, качества и уровня услуг конкретного отеля, его звёздности, репутации, наличия дополнительных сервисов, таких как SPA, и т.д. Это всё очень индивидуально.
Руководитель российского департамента «Премьера» Татьяна Бисерова рассказывает, что по российским направлениям в предыдущие годы разница в цене по стоимости летних и осенних туров составляла примерно от 10 до 20%.
— Но здесь стоит понимать, что ценообразование у отельеров и перевозчиков теперь динамическое. То есть, чем выше спрос и больше запросов, тем выше и стоимость турпакетов, — разъясняет она.
Так что всё-таки со спросом
По словам Татьяны Бисеровой, увеличения спроса по сравнению с осенью 2023 года пока не наблюдается. Но в отрасли происходят перемены.
— В этом году вновь вернулся тренд на бронирование поездок в последний момент, буквально за недели или даже дни. Тренд наметился в начале пандемии, затем он отступил на какое-то время, но теперь он снова есть. Хотя, есть и люди, кто уже приобретают туры на Новый год и весну 2025-го.
Сообщают нам и отельеры и о том, что у них и так высокая нагрузка через прямое бронирование от клиентов в обход туроператоров и турагенств через сайты и т.д., — рассказывает Татьяна Бисерова.
Руководитель отдела продаж турагентства «Бон Тур» Моника Беляцкая отмечает, что в их спрос на осенние туры в этом году вырос примерно на 7—8%.
— Действительно начали появляться клиенты, кто предпочитает покупать турпакеты в последний момент, эта тенденция начала возвращаться, но нельзя сказать, что она пока массовая, — делится она.
Скидки индивидуалам?
Ирина Семёнова настаивает: никакого возвращения к покупке туров в последний момент сейчас нет. Однако она не отрицает, что самостоятельных путешественников стало в этом году на 30—40% больше.
— Дело в том, что отельеры начали делать хорошие скидки физическим лицам. У гостиниц и мест размещений появилось больше сайтов и ресурсов прямого бронирования. Однако здесь надо понимать, что есть и поддельные или фейковые сайты. Да, там указываются телефоны. Кто-то по ним даже отвечает. Затем люди вносят предоплату или плату. А по приезду выясняется, что никакой брони нет, а деньги вернуть уже не получится. С туроператором таких рисков нет. Так что решаться ли на самостоятельные путешествия, каждый должен сам для себя, — заключает она.
По мнению Виктории Шамликашвили, говорить о том, что глубина бронирований резко сократилась по всем направлениям, не вполне корректно. Всегда есть те локации и варианты отдыха, которые остаются востребованы, а выбор там ограничен, и наиболее интересные варианты по-прежнему раскупаются заранее.
— Это, например, санатории, горнолыжные курорты, направления в Приморском крае и на Дальнем Востоке.
Главный фактор — соотношение потока туристов и имеющегося предложения качественной инфраструктуры и номерного фонда, — добавляет она.
По словам Татьяны Бисеровой, на осень 2024 года клиенты выбирают по отечественным направлениям туры в Дагестан, Казань, Владивосток, КавМинВоды, Краснодарский край и реже — Сочи.
Моника Беляцкая отмечает, что в их компании из иностранной экзотики в этом году покупают осенние поездки на остров Пасхи и в Чили. Есть спрос на Японию, более уже привычные Бразилию и Мексику.