Теперь с болгаркой: откуда приехали блокираторы колёс на платные парковки Петербурга?
Под «башмаком»
В социальных сетях и на форумах разгорается жаркая дискуссия о появлении в зоне платной парковки Петербурга на колёсах оставленных там авто жёлтых блокираторов или так называемых в народе «башмаков». Особо «везучие» водители уже получали под щётками и «письма счастья». Из них следовало, что машины арестованы… судебными приставами, а вовсе не по воле СПБ ГКУ «Городского центра управления парковками». При этом представители этого учреждения отмечают: за дополнительное время стоянки из-за блокираторов всё равно деньги отдать городу придётся.
Теперь водители делятся между собой бесконечным возмущением, советуют друг другу хранить для снятия «кандалов» болгарки, запаски, гайковёрты в багажнике и предлагают по случаю продать такое оборудование с солидным дисконтом.
Между тем, в письмах от приставов есть и отсылка к статье УК РФ № 167 («умышленное уничтожение или повреждение имущества») с угрозами вплоть до пребывания в последующем в местах не столь отдалённых.
Разбираемся, что происходит и следует ли прибегать к радикальным рекомендациям по самостоятельному демонтажу «башмаков».
«Вот так совпало»
Отвечать на неудобные вопросы городских СМИ пресс-службе СПБ ГКУ «Городского центра управления парковками» приходится уже несколько дней. Там поясняют: учреждение к «ноу-хау» никакого отношения не имеет. Это инициатива УФССП по Петербургу.
— В случае установки блокиратора на колёсах автомобиля, находящегося в зоне платной парковки, владелец машины должен либо продлить оплату стоянку, либо вызвать эвакуатор. Это зона ответственности владельца, — заявляют в пресс-службе учреждения.
Собеседники в транспортном блоке поясняют: «башмаки» приставы расставляют по всему городу, если речь идёт о неплательщиках штрафов, налогов, алиментов, а не только и исключительно в зоне платной парковки.
— Просто вот так иногда совпадает. Вот такой для кого-то злой рок, и кому-то просто не повезло, — отмечают там.
«Может, это хулиганы?»
Многих участников дискуссии волнует законность таких действий, кто их в принципе производит, на каких основаниях.
— Привезти к управлению ФССП или в ментовку и напиши заяву на хулиганов! Ты же акт об установке не подписывал? Может, это хулиганы или вымогатели? Бумажка под стеклом — чья то шутка. Откуда я знаю чей это блокиратор? Тебе удостоверение показывали? — рассуждает nicolkas.
Littledetina также интересуется вопросом с юридической стороны.
— Мне неизвестные на мою машину неизвестное мне устройство. У нас в законе это как-то закреплено? Если нет, то в ход болгарка, — рассуждает она.
Shura22 поддерживает: доказательств, что блокиратор поставлен законно, нет.
— Ну, значит буду аккумуляторную болгарку возить в багажнике) Это каким законом установлены такие штуки кстати? — соглашается Лёха-Лёха.
Капитан очевидность интересуется, «а кто будет платить за покоцанный диск»?
— Подкатной домкрат, гайковёрт, запаска, — подводит итоги Андрей Долгиер.
Nemo, пользуясь случаем, готов продать «много аккумуляторных УШМ и пару бензорезов».
При этом многие напоминают, что в «письмах счастья» указываются конкретные телефоны, по которым можно узнать судьбу авто и точно проверить, кто навесил блокиратор.
«А платить кредиты и долги не пробовали?»
IVANOV интересуется у собеседников, а не пробовали ли те платить кредиты и долги.
— Пока найдёшь, пока оплатишь, а бабло капает. При этом ты можешь быть и не в курсе долга вообще. Приставы — ещё те затейники, — парирует nicolkas.
Отдельная ветка дискуссии посвящена возможной ответственности за применение запаски и болгарки.
Напомним, в «письмах счастья» приводится отсылка к статье УК РФ №167 («умышленное уничтожение или повреждение имущества»). В её первой части речь идёт о штрафе в 40 тыс. рублей, но дело может дойти и до лишения свободы на два года. В пункте два срок наказания может быт увеличен и до пяти лет, если ущерб был значительным, а само происшествие привело к смерти человека по неосторожности. Либо было совершено из хулиганских побуждений, путём поджога, взрыва и т. д.
— Столько же здесь желающих себе повесить порчу и кражу госимущества, — удивляется Саломандер.
Макс Прокопенко напоминает, что в Петербурге много камер слежения, а номера авто записываются.
— Административка. ФССП юрлицо, ущерб по диспозиции должен быть значительным, а это оценивается с учётом имущественного положения потерпевшего.
С учётом бухбалланса ФССП никак эта железка не будет значительной, — успокаивает Простолюдец (прим. редакции — речь идёт о блокираторе).
Ситуация странная…?
Эксперты придерживаются противоречивых оценок действий приставов. Кто-то пророчит долгосрочные судебные разбирательства в перспективе и называет ситуацию странной, кто-то говорит, что с законодательной точки зрения вроде бы всё логично.
Автоэксперт Алик Кортиев считает, что всё похоже на обкатку новых технологий. Как он подчёркивает, даже если речь идёт о долгах по алиментам, то в большинстве случаев накладывается запрет на совершение с авто регистрационных действий, а не пользования самим движимым имуществом. В этом случае это, скорее, некая мера устрашения.
По словам Алика Кортиева, если говорить именно о факте ареста чужой собственности, крайней на самом-то деле мере, то должен быть протокол и постановление об изъятии. С этим документом собственник должен быть ознакомлен, и только тогда авто переходит в ведение государства. И опять же тогда уже госструктуры должны разбираться между собой, кто платит за парковку.
— Здесь опять же встаёт вопрос, а кто и как должен доказывать, что это именно приставы установили блокиратор, а не какие-то непонятные, неизвестные мне люди? Ну и что, что лежит бумага? Как я должен определить на месте, что она подлинная? В перспективе это вопрос для длительных судебных разбирательств.
И опять же, как приставы будут доказывать, что именно я снял это башмак, я же могу вызвать какую-то компанию, и пусть она несёт за всё ответственность, — повторяет аналитик вопросы в соцсетях и на форумах.
…или действенные методы?
Заместитель председателя комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов отмечает, что сейчас законодательная база для таких действий практически сформирована. Такие меры могут стать действенными в отношении злостных неплательщиков.
По его словам, упростить себе жизнь водитель может тем, что вызовет эвакуатор и переместит авто куда-то по соседству, где уже нет зоны платной парковки. Запрета на такие действия нет. Но понятно, что за это придётся заплатить. Блокираторы он снимать не рекомендует.
Как напоминает Александр Холодов, постановления об изъятии и аресте авто сейчас часто приходят в личный кабинет «Госуслуг» и на электронную почту. За этим водителям надо пристально следить. Может выйти и так, что человек уже погасил долг, кредит и т. д., а приставы вовремя не отреагировали. Но тогда их действия тоже можно будет оспорить в суде вплоть до возврата средств за платную парковку.
В каких регионах уже используется «ноу-хау» Александр Холодов с ходу припомнить не смог. Но в соцсетях называют Казань, Краснодар, Ярославль и т. д.