Упёрлись в потолок: чем грозит покупателю обрушение авторынка в России

7 авг, 14:08
Лилия Батршина
Авторынку России грозит обрушение, уверяют СМИ: сразу несколько факторов, от политики Центробанка до увеличения утилизационного сбора, повысят цены на новые автомобили к концу года и заставят россиян отказаться от покупок. Но действительно ли всё так страшно? Разбирался 78.ru вместе с автоэкспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/prostooleh; senivpetro; freepik, flaticon.com/manshagraphics

Предсказуемое падение?

Пресс-служба ассоциации «Российские автомобильные дилеры», а также несколько аналитических агентств в конце июля предупредили, что автомобильный рынок по итогам 2024 года может обрушиться: покупки новых машин с прогнозных 1,65 млн могут упасть до 1,3 млн. Ещё более скептические цифры приводят в Национальном агентстве промышленной информации, где считают, что по базовому сценарию к концу года россияне купят 1,1 млн автомобилей, по оптимистичному — 1,12 млн, а по пессимистичному — чуть больше 1 млн.

Причин тому называют сразу несколько, и опрошенные 78.ru эксперты с ними согласны.

— Уже нет сомнений в том, что после определённого роста российского авторынка произойдёт его падение во второй половине текущего года. Это связано, в первую очередь, с подорожанием автомобилей после увеличения утильсбора, а также ужесточением условий параллельного импорта, валютными колебаниями и повышением ключевой ставки Центробанком, что повлияет на продажи машин не лучшим образом, — объяснила в беседе с 78.ru управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.

Повышение утильсбора с 1 октября 2024 года — дело ещё до конца не решённое, Минпромторг пока только выносит это предложение для обсуждения. Делает он это, практически не скрываясь, для поддержки отечественного производителя, поскольку АвтоВАЗ активно жалуется на недобросовестную конкуренцию со стороны китайских производителей. И в чём-то он прав: «китайцы» не торопятся локализовывать производство своих автомобилей на территории России и поэтому находятся в более выгодном положении. Правда, приведёт ли повышение утильсбора к локализации со стороны китайских фирм или только спровоцирует бум новых мошеннических схем — ещё только предстоит оценить.

— Россияне могут временно отказаться от покупки авто, если после увеличения размера утильсбора цены в массовом сегменте вырастут в среднем на 200–500 тыс. рублей, — спрогнозировали в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».
Фото: freepik.com/senivpetro

Однако не всё так однозначно: как пояснили 78.ru в пресс-службе ГК «Автодом», повышение утильсбора затронет цены далеко не на все импортные автомобили, а потому массовое увеличение стоимости может и не произойти.

— Повышение утилизационного сбора отразится на стоимости новых импортных авто, которые будут ввозиться в Россию после октября. Но при этом на дилерских складах достаточное количество автомобилей, которых этот рост цен не коснётся, — отметили в пресс-службе.

Конечно, наверняка продавцы воспользуются поводом повысить цены и сыграть на панических настроениях покупателей, но получится ли это — вопрос открытый: бесконечно повышать цены нельзя, рано или поздно они упрутся в «потолок», за которым никакая паника не сподвигнет человека на покупку. И если дилеры поведут себя неразумно, этот фактор также может привести к падению спроса на рынке.

Автокредиты не победить

Отдельно стоит сказать о влиянии на авторынок повышения ключевой ставки Центробанка до 18%, которое состоялось на прошлом заседании 26 июля. Первое, на что оно влияет, — это стоимость кредитов, и автокредиты также подпадают под это влияние. ЦБ в целом не одобряет льготное кредитование, и хотя наибольшего внимания от него удостоилась льготная ипотека, «подрезать» возможности автокредитования он тоже не упустил.

Однако дилеры также не сидят сложа руки, особенно учитывая то, что повышение ключевой ставки было для всех участников рынка ожидаемым событием.

— Повышение ключевой ставки ЦБ РФ с текущего уровня в 16% до 17–18% или выше скажется на стоимости автокредитов, что способно оказать давление на спрос. Однако у большинства дилеров в течение всего этого года действуют специальные программы, автомобили предлагаются со скидками. И эта практика сохранится, у покупателей будет возможность приобретения автомобиля по приемлемым ценам, — отметили в ГК «Автодом».
Фото: freepik.com Dragana_Gordic
Фото: freepik.com/Dragana_Gordic

А в ГК «АвтоСпецЦентр» обратили внимание, что в ближайшие месяцы будет наблюдаться традиционное сезонное падение спроса, и это не связано с ограничивающими мерами Центробанка.

Не все эксперты придерживаются мнения, что автокредитование будет переживать не лучшие времена из-за повышения ключевой ставки. Так, генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев в беседе с 78.ru выразил мнение, что сильно автокредитование от этого не пострадает.

— Многие эксперты ожидают падения рынка автокредитов в 2024 году из-за высокой ключевой ставки, но я считал и считаю, что автокредитование как было, так и будет востребованным, потому что, как показывает практика, если человеку нужна машина здесь и сейчас, высокая ставка по кредиту его не остановит. Покупатель не станет ждать лучших времён, когда ставка снизится, и приобретёт авто на невыгодных условиях, а со временем (после смягчения политики регулятора) рефинансирует свой кредит, — предположил он.

В целом же на авторынке, по словам эксперта, сейчас работает классический закон спроса и предложения. Как уже было сказано выше, цены на автомобили не могут расти постоянно, рано или поздно они упираются в «потолок», за которым рост останавливается из-за падения спроса. Так, по данным «Автостата», средние цены на новые легковые автомобили в июне текущего года впервые за долгое время снизились — наглядное подтверждение того, что «потолок» уже достигнут. Потому дилеры и идут на различного рода акции и скидки — чтобы поддержать падающий спрос.

— Будут ли цены на новые легковые авто продолжать снижаться и на сколько они ещё могут упасть, зависит от кредитной политики ЦБ: если ставки повысят — это ещё больше снизит покупательскую способность, и производители будут вынуждены вводить дополнительные маркетинговые акции, чтобы поддержать спрос. Но большого падения цен, конечно, ожидать не стоит. Если будут введены способы субсидирования и стимулирования покупок от правительства — возможно, это поможет продвинуть продажи автомобилей на более высокий уровень, — считает Дмитрий Матвеев.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Бежать покупать или подождать?

Все эти причины — грядущее повышение утильсбора, уже состоявшееся повышение ставки ЦБ — по мнению аналитиков, сподвигли людей покупать машины прямо сейчас, не дожидаясь увеличения цен. Так, по данным «Автостата» и АО «Паспорт промышленный консалтинг», с января по июнь в России продали 719,3 тыс. новых легковых автомобилей — это на 79% больше, чем в первом полугодии 2023 года.

— Вообще, покупать автомобиль нужно было «ещё вчера». Лучшее время для приобретения машины сейчас — ближайшие дни. Тянуть с покупкой авто смысла нет, поскольку вряд ли в видимой перспективе настанет время, когда цены снизятся, а зарплаты вырастут. Именно поэтому даже в текущий период отпусков россияне активнее обычного скупают автомобили, поскольку они могут стать неплохой инвестицией, — считает Ирина Франк.

Дилеры также согласны с тем, что сегодняшний день — подходящее время для покупки автомобиля, однако не только потому что скоро грядёт повышение цен: просто, как отметили в ГК «АвтоСпецЦентр», официальные дилеры сейчас предлагают клиентам скидки, выгодные кредитные программы и другие бонусы. При этом сильного падения и проблем на рынке продавцы не ожидают.

— Резкого падения или стагнации рынка не будет, потому что в массовом и бюджетном сегменте нет дефицита автомобилей. По прогнозам, за 2024 год будет продано от 1,2 до 1,5 млн новых авто, что на 20–30% больше, чем в прошлом году, — констатировали в ГК «АвтоСпецЦентр».
— О стагнации на российском автомобильном рынке говорить не стоит. За первое полугодие 2024 года продажи новых транспортных средств выросли на 65%, продажи авто с пробегом сократились на 6% из-за нехватки ликвидных автомобилей в возрасте до 7 лет, — поддержали в ГК «Автодом».

В ГК «Автодом» и вовсе отметили, что принимать решение о покупке любого автомобиля — нового или с пробегом — стоит, основываясь на своих финансовых возможностях, а не на сиюминутной ситуации. Дефицита автомобилей нет, и выбор новых авто в России достаточно широк.

Фото: freepik.com senivpetro
Фото: freepik.com/senivpetro

Дмитрий Матвеев же отметил, что в современной ситуации не стоит давать банальные советы по покупке машины.

— Сейчас рынок постоянно трансформируется, и цены не перестают удивлять, поэтому наивно давать советы по покупке конкретных марок и моделей, не учитывая прочие обстоятельства. Новые «китайцы» или б/у автомобили — вот, собственно, и весь выбор, доступный обычному покупателю, — констатировал он.

Единственный правильный совет, по мнению эксперта, — не тянуть с выбором, если машина нужна здесь и сейчас. Дешевле они вряд ли будут, а дальше выбор зависит от ответов на конкретные вопросы: в каком классе нужен автомобиль, на какой срок и при каких условиях эксплуатации.

— Брать ли Китай, у как бы «официалов», где есть риски со схемами привоза авто или «попадания» на доначисление утильсбора и другие подводные камни? Или искать на рынке подержанные авто? <…> Если это житель городской агломерации с доступом к официальным СТО дилера, то тут вариант нового «китайца» с обслуживанием в течение гарантийного срока и последующей трейд-ин продажей. <…> Если же ситуация с ограниченным бюджетом на покупку, с гаражным самообслуживанием и т. д., то, конечно, выглядит логичным выбор Rio, Solaris, Polo в бюджете от 700 тыс. рублей за 10-летнее авто. <…> Кто-то купит новые Granta или Largus за 1,7 млн рублей и будет по-своему прав, — резюмировал Дмитрий Матвеев.
Другое по теме