«Кухня на районе» — всё. Что будет с сервисами доставки готовой еды?
На днях стала известна судьба печально прославившейся компании «Локалкитчен», более известной как «Кухня на районе». Люблинский районный суд столицы удовлетворил требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека по городу Москве в Юго-Восточном административном округе и приостановил деятельность предприятия на 90 суток.
Это произошло после того, как в середине июня в Москве, Казани и Нижнем Новгороде десятки человек попали в реанимацию, отведав роковой салат с лобио и тунцом — в нём оказался страшный яд ботулотоксин, поражающий нервную систему. Уже известно как минимум об одном погибшем: молодой человек из Костромской области умер, пролежав несколько дней под ИВЛ.
Следователи установили, что причиной отравления стала заражённая ботулотоксином фасоль производства компании «Савон-К». Генерального директора этой компании, а также сотрудника, нарушившего все мыслимые санитарные нормы при производстве консервов, арестовали. При этом под домашний арест отправили и генерального директора «Кухни на районе» Антона Лозина, а также главу отдела качества сервиса Елену Машкову: их подозревают в производстве и сбыте продукции, не отвечающей требованиям безопасности.
Пока что дальнейшая судьба популярного сервиса, который исправно кормил тысячи россиян более семи лет, туманна: возобновит ли «Кухня на районе» свою работу, никто сказать не может. Стоит отметить, что это далеко не первая неприятная история, связанная с сервисами доставки готовой еды: люди травятся ею регулярно. Так, прошлой осенью огромный скандал разразился вокруг сервиса доставки Green Box: почти 200 петербуржцев попали в больницы с признаками сильнейшего кишечного расстройства, отведав вафлю со шпинатом и голландским соусом.
Рынок готовой еды вырастет в 3,7 раза
Тем парадоксальнее тот факт, что рынок готовой еды в России только растёт. И эта тенденция, утверждают специалисты, будет сохраняться, хотя ранее индустрии готовых блюд предрекали упадок после резкого всплеска популярности в пандемию. Уже в ближайшие годы объём этого рынка может вырасти в 3,7 раза, достигнув 14 трлн рублей. Россияне тратят на готовые блюда колоссальные деньги: только за 2023 год они выложили 2,3 трлн рублей, из них 492 млрд рублей — это доля доставки еды на дом.
Судя по сухим цифрам статистики, традиционные рестораны проигрывают битву за сердца и желудки покупателей сервисам доставки: на последние приходится 62% трат, в то время как на еду в общепите — всего 13%.
Вместе с тем нас, скорее всего, ждут и негативные изменения: по мнению экспертов, бесплатная доставка вскоре совсем уйдёт в прошлое, как бы мы ни возмущались.
Топ сервисов доставки еды
Чтобы понимать, как устроен сегодня рынок доставки готовой еды, рассмотрим повнимательнее его главных игроков.
«Яндекс.Еда»
- Доля рынка: около 47%
- Особенности: широкий ассортимент блюд, быстрая доставка, интеграция с другими сервисами «Яндекса».
Курьеров «Яндекс.Еды» с фирменными жёлтыми рюкзаками можно увидеть на улицах российских городов чаще всего. Неудивительно: это один из лидеров рынка, предлагающий широкий ассортимент блюд и оперативную доставку. Пользуется популярностью благодаря удобному приложению и разнообразию ресторанов-партнёров. «Яндекс.Еда» была создана на базе сервиса доставки еды из ресторанов Foodfox, который основали Максим Фирсов и Сергей Полиссар в 2016 году. В 2017 году этот проект был приобретён компанией «Яндекс», что дало старт новому этапу развития под брендом «Яндекс.Еда».
Сервис быстро завоевал популярность благодаря интеграции с экосистемой «Яндекс», включающей поиск, карты, такси и целый ряд других. В 2018 году «Яндекс.Еда» расширила свою деятельность, запустив собственные кухни по всей Москве. С тех пор сервис продолжает активно развиваться, охватывая всё новые регионы и города страны.
Особенности и преимущества:
«Яндекс.Еда» предлагает разнообразное меню от ресторанов-партнёров. Главный плюс сервиса — удобный интерфейс для заказа через сайт и простое в использовании мобильное приложение. Система автоматически определяет ближайшего курьера для доставки, что сокращает время ожидания заказа.
Особая гордость компании — уникальная программа заботы о курьерах: сотрудники получают ДМС и ощутимые скидки на питание. В 2020 году в «Яндекс.Еду» начали принимать слабослышащих курьеров: специально для них в приложении даже были добавлены особые функции.
Несмотря на успех, «Яндекс.Еда» не избежала громких скандалов. Правда, с качеством продукции они связаны не были. В 2021 году произошла утечка данных клиентов сервиса, что вызвало волну критики в адрес компании. В том же году произошёл и вовсе шокирующий случай: в Петербурге 21-летний мигрант из Кыргызстана, который работал курьером в «Яндекс.Еде», скончался прямо во время смены, проработав 10 часов подряд. Несмотря на всё это, отнять пальму первенства на рынке доставки у «Яндекс.Еды» пока никто не сумел.
Delivery Club
- Доля рынка: около 40%
- Особенности: множество ресторанов-партнёров, программы лояльности и скидки.
Delivery Club — пожалуй, единственный реальный конкурент «Яндекс.Еды», постоянно наступающий лидеру на пятки и способный посоревноваться с ним в плане охвата клиентов и качества услуг. Сервис известен своими акциями и программами лояльности.
Delivery Club был основан в 2009 году Левоном Оганесяном и Анной Шкириной. Изначально это был небольшой проект, направленный на упрощение процесса заказа еды из ресторанов для потребителей. Однако со временем проект значительно вырос и стал одним из ведущих сервисов доставки еды в России.
В 2014 году Delivery Club приобрела иностранная компания FoodPanda, но через два года он снова стал независимым. Это позволило сервису сосредоточиться на внутреннем развитии и инновациях. В 2022 году Delivery Club стал частью сделки между «Яндексом» и VK, и в итоге перешёл в собственность «Яндекса», то есть по большому счёту они даже не конкуренты, а коллеги, и вдвоём занимают львиную долю рынка.
Особенности и Преимущества:
Delivery Club предоставляет возможность заказа еды из множества ресторанов и кафе по всей России. Сервис известен своим удобным мобильным приложением, в котором можно сделать заказ за пару секунд. Компания постоянно проводит различные акции и дарит приятные бонусы постоянным клиентам. Особое внимание уделяется высокому качеству обслуживания и скорости доставки
В серьёзных скандалах с едой Delivery Club замешан не был, однако время от времени в СМИ появляются сообщения о забастовках курьеров: «зелёные человечки» недовольны слишком жёсткими правилами и низкой оплатой труда.
«ВкусВилл»
- Доля рынка: около 10%
- Особенности: натуральные и здоровые продукты, возможность сдавать использованную упаковку на переработку.
Доставка готовой еды от сети магазинов здорового питания. Популярен среди тех, кто предпочитает натуральные и полезные продукты без консервантов и искусственных добавок. Компания «ВкусВилл» — детище бизнесмена Андрея Кривенко, который, по его собственным словам, решил начать своё дело, потому что его не брали на работу. Изначально Кривенко открыл в 2009 году сеть магазинов «Избёнка», которые специализировались на продаже фермерских молочных продуктов с коротким сроком годности. В 2012 году он решил расширить ассортимент и создать супермаркеты здорового питания под брендом «ВкусВилл».
Всё началось с четырёх магазинов в Москве, причём дело шло с огромным скрипом: ассортимент был достаточно скудным, а конкуренция — огромной. Однако помогли, как ни удивительно, антироссийские санкции: в 2014 году «ВкусВилл» смог укрепить свои позиции за счёт сотрудничества с местными производителями, расширил ассортимент и избавился от зависимости от импортных товаров.
Особенности и Преимущества:
«ВкусВилл» позиционирует себя как сеть супермаркетов здорового питания. Продукты, представленные в магазинах, отличаются натуральным составом и отсутствием искусственных добавок, правда, и стоят они дороже обычных. «ВкусВилл» также активно развивает собственный сервис доставки продуктов, который стал особенно востребованным в 2020 году. Одной из уникальных особенностей компании является программа лояльности и возможность сдавать использованные контейнеры на переработку.
Громкий скандал вокруг «ВкусВилла» разразился в 2021 году, когда компания запустила рекламу, в основе которой была история ЛГБТ+ семьи. Это вызвало широкий общественный резонанс, в адрес руководства компании, а также героинь рекламы полетели угрозы. В результате «ВкусВилл» был вынужден удалить все провокационные материалы и принести извинения.
Ещё одна неприятность случилась в ноябре 2023 года: тогда Роскачество обнаружило патогенные бактерии в пельменях под собственной торговой маркой «ВкусВилл». К закрытию компании это не привело, но сомнительную продукцию изъяли из продажи.
Несмотря на эти инциденты, «ВкусВилл» продолжает работать и развиваться. Лидером в сегменте именно доставки готовой еды его, конечно, не назовёшь, но на рынке здорового питания он прочно удерживает высокие позиции.
Grow Food
- Доля рынка: около 8%
- Особенности: программы питания для спортсменов и людей, ведущих здоровый образ жизни, возможность персонализации меню.
Специализируется на рациональном питании, предлагая планы питания для спортсменов и тех, кто следит за здоровьем. Имеет возможность персонализации меню в зависимости от потребностей клиента
Компания Grow Food была основана в 2015 году в Петербурге. Идея доставлять клиентам целые ПП-рационы, рассчитанные на неделю, пришла в головы Даниэлю Гальперу и Павлу Паскарю. Основная миссия сервиса заключается в том, чтобы люди могли правильно и вкусно питаться, не тратя время на самостоятельную готовку.
Сервис быстро завоевал популярность у поклонников здорового образа жизни и начал активно расширяться. В 2019 году компания даже открыла собственный завод в Петербурге для производства и упаковки своей продукции. Сегодня Grow Food предлагает различные программы питания, адаптированные под разные цели — от похудения до, наоборот, набора мышечной массы. При этом у заказчика есть возможность настраивать под себя калорийность и состав рационов. У Grow Food достаточно удобное мобильное приложение, в котором можно не только сделать заказ, но и отследить его доставку.
Level Kitchen
- Доля рынка: около 6%
- Особенности: шесть программ питания, строгий контроль качества продуктов, доставка по всей России.
Этот сервис популярен прежде всего у спортсменов и тех, кто стремится похудеть. Level Kitchen предлагает рационы с различным количеством калорий и возможностью выбора блюд. Это московская компания, основанная в 2017 году предпринимателем Антоном Сиговым. Основной идеей компании стало создание сервиса доставки здоровой и полезной пищи на каждый день, чтобы люди могли не тратить часы на готовку, питаясь при этом нормальной едой, а не фастфудом.
Level Kitchen быстро завоевал популярность благодаря удобным программам питания и высокому качеству продуктов. В 2019 году компания открыла собственный производственный цех площадью более 10 000 кв. м. Сегодня компания предлагает шесть основных программ питания, включая программы для снижения веса, поддержания стабильного веса и набора мышечной массы.
Главная «фишка» сервиса — в исключительно свежих и натуральных продуктах от проверенных поставщиков, а также в строжайшем контроле качества на производстве: там даже стоят фильтры воздуха и устройства для обеззараживания воды. А все программы питания разработаны с учётом рекомендаций диетологов и содержат оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов.
BeFit
- Доля рынка: около 4%
- Особенности: подписка на готовую еду, возможность заморозки подписки, разнообразие меню.
Уникальность BeFit в том, что он имеет вид своего рода конструктора питания, который позволяет клиентам создавать индивидуальные рационы под свои предпочтения. Благодаря широкому выбору блюд и программ этот сервис позволяет не просто вкусно и сытно питаться, но и достигать определённых целей.
Сервис доставки здорового питания BeFit был основан в 2018 году Александром Поляковым в Москве. Сегодня вниманию клиентов представлено уже более 900 блюд и 24 программы питания, включая опции для похудения, набора массы, веганские и детокс-программы. Есть и удобная опция исключения определённых продуктов из рациона, например, тех, на которые у вас аллергия.
Компания заботится об окружающей среде, предлагая клиентам возвращать использованную пластиковую посуду для переработки. Доставка бесплатна по Москве и Петербургу, а за городом стоит 250 рублей.
My Food
- Доля рынка: около 4%
- Особенности: подписка на готовую еду, возможность заморозки подписки, разнообразие меню.
Доставка еды ресторанного уровня с возможностью подписки. Предлагает несколько линеек питания, включая домашние блюда и национальные кухни. Важной особенностью My Food является возможность заморозки подписки и пропуска дней доставки
Сервис доставки готовой еды MyFood был основан в 2015 году в Москве. В 2021 году MyFood внедрил принцип подписки, предлагая различные планы питания. Компания активно вкладывается в маркетинг и продвижение своих услуг, а также регулярно устраивает акции и скидки на подписки, расширяя клиентскую базу.
Как не отравиться готовой едой?
Тем, кто не собирается отказываться от доставки готовой еды, специалисты дают ряд советов, которые помогут уберечься от отравления.
Самое главное — не есть те блюда, которые были приготовлены день-три назад.
— Если заказывать готовую еду, то ту, которая только приготовлена, и не запасать еду в холодильнике на неделю вперёд, — предупреждает гастроэнтеролог Дарья Елиневская.
Кроме того, врачи советуют отказаться от сервисов доставки людям с ослабленным иммунитетом и тем, кто болеет. «Велика вероятность, что организм не справится с патогенами, которые потенциально могут оказаться в вашей тарелке», — считает автор и ведущий программы «Живая еда» Сергей Малозёмов.
Чтобы убедиться в безопасности готовой еды, следует очень внимательно осмотреть упаковку, советует коммерческий директор производства готовых блюд и полуфабрикатов Ярослав Свободин. Если еду вам привезли в герметичных запаянных пищевых контейнерах, скорее всего, продукт безопасен: внутрь нагнетается смесь инертных газов, которые абсолютно безопасны для человека, но при этом помогают остановить возможный рост бактерий, а значит, сохранить блюдо свежим.
— Также на упаковке обязательно должна быть соответствующая маркировка — она может быть напечатана на самом контейнере, на специальной наклейке или на вкладыше. Вся информация должна быть максимально точной, понятной, написанной на контрастном фоне, — добавляет специалист.
Он также порекомендовал воздержаться от покупки блюдам с добавлением мидий и сырой рыбы: первые потенциально могут содержать осколки раковин, которые ранят пищевод, а вторая зачастую заражена паразитами.