Бомба под экономику: пропадут ли доллары из России после санкций против Мосбиржи

13 июн, 18:06
Лилия Батршина
Вечер 12 июня ознаменовался подрывом «экономической бомбы»: США ввели санкции против Московской биржи. Из-за этого она остановила торги долларом и евро, а Центробанк заявил, что будет определять курс внебиржевыми методами. Чем грозят санкции против Мосбиржи обычным россиянам, улетит ли курс валюты «в космос» и надо ли бежать за долларами прямо сейчас, разбирался 78.ru вместе с экспертом.
Коллаж 78.ru: freepik.com/benzoix, Bulkin Sergey/globallookpress.com, unsplash.com, flaticon.com/Freepik

Мосбиржа под санкциями

Санкциями против России сегодня никого не удивишь — с 2014 года их введено уже больше 20 тыс., и нет ни одной сферы, которая бы под них не попала. Однако на День России 2024 года США преподнесли «подарок»: они объявили новый пакет санкций против российских и зарубежных физлиц и компаний, в число которых вошли, в частности, Мосбиржа, Национальный клиринговый центр и Национальный расчётный депозитарий.

Мосбиржа (её полное название — Московская межбанковская валютная биржа) была учреждена в 1992 году, её учредителями стали Банк России и группа ведущих российских банков. Сегодня это самая крупная биржа в стране, более того — единственная площадка, где торговали одновременно валютой, акциями, облигациями, инструментами денежного рынка и товарами. До санкций 12 июня на ней проводились торги 13 валютами, среди которых доллар США, евро, юань, гонконгский доллар, турецкая лира и другие. Именно на основании средневзвешенного курса рубля на Мосбирже Банк России определял официальный курс этих валют.

Однако с введением санкций всё изменилось: Мосбиржа заявила, что с 13 июня останавливает торговлю долларом США, евро и гонконгским долларом, а Центробанк сообщил, что официальный курс теперь будет определяться внебиржевыми методами.

Фото: Sergey Petrov/globallookpress.com

Некоторые банки уже воспользовались этими заявлениями и «задрали» курс доллара в своих обменниках до небес. Не отстают и обычные россияне — так, в Петербурге к обменникам выстроились очереди, хотя в других городах, как сообщают СМИ, такого ажиотажа не зафиксировано. Это традиционная реакция на «экономические бомбы» и другие потрясения: кто-то бежит скупать гречку, кто-то — доллары, не считаясь с курсом. Но что на самом деле будет происходить с валютным рынком теперь, когда Мосбиржа осталась без торгов?

Катастрофа?

Новые санкции США против Мосбиржи нельзя считать чем-то принципиально новым или абсолютно неожиданным — к сожалению, это был один из прогнозируемых сценариев, пояснил в беседе с 78.ru руководитель образовательного направления «Экономика» Президентской академии в Санкт-Петербурге Дмитрий Десятниченко.

— Да, ничего хорошего для России это не сулит. Но и катастрофичных последствий здесь ждать не стоит. Нельзя сказать, что мы к этому были принципиально не готовы, — констатировал эксперт.

Действительно: быстрая реакция и Мосбиржи, и Центробанка на новые санкции намекает, что план на случай их введения был готов заранее. Скорее здесь удивительно то, что такие санкции ввели только два года спустя после начала противостояния, хотя говорили о них ещё в 2022 году. По большому счёту, ограничения против Мосбиржи были лишь вопросом времени.

И всё же неприятные изменения, в первую очередь для биржевых брокеров и всех участников рынка, присутствуют. Это отразилось и на стоимости акций: упал рублёвый индекс Мосбиржи, опустившись ниже 3100 пунктов, её акции опустились на 11%, также упали акции банков — Сбербанк России потерял 4%, ВТБ 4,7%.

— Если ранее все могли размещать заявки на продажу-покупку долларов или евро на единой площадке Московской биржи через своих брокеров, и цена формировалась в условиях больших объёмов встречных заявок, в условиях действия строгих правил и гарантий, то теперь всё будет немного иначе. Прежде всего уменьшится ликвидность в моменте, а значит курс, вероятно, станет более волатильным, изменчивым. Может снизиться скорость и ритмичность прохождения сделок. Потенциально могут возрасти риски, так как условия внебиржевой торговли во многом формируют сами участники сделки, а не биржа, — пояснил Дмитрий Десятниченко.
Фото: Bulkin Sergey globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Раньше биржа выступала некоторым гарантом сделки, теперь же большую роль приобретает «телефонное право», то есть участники сделок сами будут определять устраивающий их курс, общаясь между собой или через посредников. Однако есть и положительный момент: как утверждают эксперты, курс валют в значительной мере очистится от спекуляций, которые отмечались на бирже, а значит, есть шанс, что он даже снизится. Например, в первый день нового механизма определения курса валют доллар, согласно официальному курсу ЦБ, потерял 81 копейку, остановившись на уровне 88,21 рубля, а евро — 91 копейку, опустившись до 94,83 рубля.

— Для обычных людей, не торговавших в спекулятивных целях данными валютами на бирже, особых изменений не будет. Покупка или продажа валюты в банке — это и ранее, и теперь внебиржевая торговля. Внебиржевая торговля осуществлялась рядом брокеров и ранее. Скажем, в выходные и праздничные дни, когда биржа не работала, вы и ранее могли торговать валютой и акциями без выхода заявок на биржу, — отметил Дмитрий Десятниченко.

Тем не менее сейчас, в моменте, для обычных людей могут появиться затруднения — например, некоторые банки могут повышать курсы до заградительных значений, чтобы выиграть время на отладку новых механизмов. Главное сейчас — не паниковать и не скупать валюту по безумным курсам, потому что самое важное осталось неизменным: количество валюты в стране не уменьшилось и её продажа-покупка никем не запрещена.

— Весьма вероятно, что пока техника нового механизма не будет отлажена, мы можем наблюдать увеличенные спреды (разности между ценой покупки и продажи актива). Менее прозрачным станет механизм определения официального курса ЦБ РФ. Но, опять же, тот же юань на бирже торгуется, а его кросс-курс определяется на открытых мировых торговых площадках, и в новых условиях существенных диспропорций для официального курса доллара или евро в этой связи ожидать не стоит, — резюмировал Дмитрий Десятниченко.
Фото: Belkin Alexey globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

По мнению эксперта, цель новых санкций — затруднить работу для субъектов российского финансового рынка и вызвать панику в обществе. Как видим, с утра некоторые ей действительно поддались. Однако на финансовом рынке паника быстро угасла: уже к 14:00 акции пошли вверх в рамках коррекции, и сейчас падение по многим активам всего 1–2% вместо утренних 4–6%.

Грядут неприятности

Однако, несмотря на стабилизацию курса на данный момент, определённые неприятности для россиян всё же грядут — и ударят они, как всегда, по потребительскому сектору. Как объяснил в разговоре с 78.ru экономист, шеф-редактор Издательского дома Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Дмитрий Прокофьев, текущая ситуация исчерпывающе описывается поговоркой «кто не успел, тот опоздал».

— Прямо сейчас курс валюты не сильно изменился. Он гораздо больше зависит не столько от санкционных ограничений, сколько от фундаментальных факторов: объёмов прихода валютной выручки и объёмов экспорта. Это задача с двумя трубами: сколько придёт валюты, столько и уйдёт. Пока профицит торгового баланса у России и российских компаний, банков положительный. Но затруднения в конвертации валюты создадут ряд проблем, — предупредил эксперт.

Для обычных россиян эти проблемы выльются в повышении цен на импортные товары, поскольку расчёты будут идти дольше и сложнее, и это приведёт к сокращению импорта, а также к сокращению экспорта. Сегодня в России, как пояснил Дмитрий Прокофьев, есть избыток валюты, однако если ограничения будут работать, этот профицит будет уменьшаться. И чем больше он снизится, тем выше будет курс валюты по отношению к рублю, а значит, импортёры будут закладывать этот невыгодный курс в цены.

— Любое сокращение импорта будет приводить к росту цен. Любое удорожание валюты для импортёров потребительской продукции будет приводить к росту цен. В какой степени, сейчас говорить об этом слишком рано, — указал эксперт.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Помимо этого, необходимо учитывать, что значительная часть качественных российских товаров производится или с участием импортных комплектующих, или на импортном оборудовании. В итоге дорожать будет и российская продукция, а импортёры будут закладывать в свои цены более высокие риски валютных колебаний.

— Очень многое определит позиция китайских банков: захотят они или не захотят работать с российскими биржами и торговать юанями, — констатировал эксперт.

Учитывая недавние проблемы с расчётами через китайские банки, вопрос действительно не праздный: большая часть торговли России с КНР идёт в национальных валютах, и торговля юанями с учётом новых санкций для Москвы будет необходима.

И к сожалению, повышение цен на товары станет для России устойчивым фактором, уточнил Дмитрий Прокофьев. Надеяться на понижение цен через какое-то время не стоит.

— Возможно, сейчас на какое-то время будет даже укрепление рубля, потому что не очень понятно, что будет дальше. Кто-то постарается избавиться от валюты, кто-то поторопится обменять валюту на рубли, но в целом тренд — на ослабление рубля. Чем сложнее проводить операции в отношении рубля с другими валютами, тем меньше на него спрос. То есть если какие-то другие страны, компании захотят проводить операции в рублях, то у них сразу будет вопрос: а что с этими рублями делать? Потому что обменять их на конвертируемую валюту развитых стран будет сложнее, — резюмировал эксперт.

На этом фоне уже не кажутся такими апокалиптичными прогнозы Минэкономразвития на курс в 98 рублей за доллар к концу 2024 года и больше 100 рублей — в 2025 году. «Чёрный лебедь» в виде новых санкций действительно может к этому привести, и рост цен на импортные товары практически неизбежен. Но в какой мере — покажут время и работа Центробанка, которому очень нужно привести инфляцию к 4,8% к концу года, и рост цен на импорт этому явно будет мешать.

Другое по теме