Почему так выросли продажи новых машин и когда ждать Lada Iskra на рынке?
Данные по продажам новых авто с января по май включительно привёл в рамках ПМЭФ-2024 заместитель министра Минпромторга РФ Альберт Каримов. Так за этот период было реализовано 700 тыс. машин. Драйвером роста стали легковые автомобили.
Альберт Каримов обратил также внимание на то, что хорошая динамика есть и у российских производителей «железных коней».
Вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АО «АВТОВАЗ» Сергей Громак поделился планами компании на этот год увеличить производство до полумиллиона штук и напомнил, что в «нулевой день» ПМЭФ была представлена Lada Iskra, которая должна стать в будущем массовой и лечь в основу целого семейства авто.
Разбираемся вместе с экспертами, по каким причинам такой рост рынка стал возможен и когда ждать новинку покупателям.
Год устойчивого роста
Как заявил заместитель Министра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов, в ведомстве рассчитывают, что 2024-й станет годом устойчивого роста. Такие прогнозы чиновники готовы сделать с учётом оперативных данных.
— По итогам января-мая мы отмечаем рост рынка новых автомобилей практически на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Реализовано без малого 700 тыс. авто. Мы идём с некоторым опережением заложенных прогнозов. Основным двигателем роста является сегмент легковых автомобилей. Продажи здесь за пять месяцев увеличились более, чем на 80%, — отметил, в частности, Альберт Каримов.
Он добавил также, что хорошую динамику показывают российские производители, выпускающие автомобили. По сводным данным, в январе было выпущено почти 350 тыс. авто. Это в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Здесь драйвер также легковые авто.
Как кратко сообщил вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами АО «АВТОВАЗ» Сергей Громак, в 2022-м в компании произвели 220 тыс. авто, в 2023-м — 374 тыс., а в планах на 2024-й — 500 тыс.
— Вчера презентовали новый автомобиль Lada Iskra, серийное производство которого стартует со следующего года. Это будет массовый доступный автомобиль. На его базе можно будет строить целое семейство автомобилей, — добавил Сергей Громак.
В плюсе все?
По данным аналитиков «АВТОСТАТа», за прошедшие пять месяцев этого года в России было продано 594 917 новых легковых машин. Это на 86,4% больше, чем в январе—мае 2023-го.
— Здесь «в плюсе» находятся все бренды: наименьший рыночный рост зафиксирован опять же у EXEED (+42%), а наибольший — у того же Changan (в 7,3 раза), — отметили в компании.
Исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТа» Сергей Удалов согласен с тем, что в этом году у легковых автомобилей самый большой рост из всех типов транспортных средств.
Так, например, в мае было реализовано 127 тыс., что на 72,6% больше, чем в том же месяце 2023-го.
— Но, тем не менее, сейчас второй месяц идёт снижение рынка. В марте было реализовано 146 тыс. Это пока максимум для года. То есть мы видим, что есть ещё значительный рост по отношению к прошлому году, но и снижение темпов тоже происходит. Здесь стоит отметить, что рынок развивается исходя из влияния на него регуляторов, точнее, из опосредованной реакции потенциальных покупателей и дилеров на то, что регулятор заявляет.
Так, было заявлено, что с 1 апреля изменится порядок взимания утилизационного сбора. Соответственно по тем людям, кто хотел купить авто, по дилерам, наступило понимание, что вырастут цены, и поэтому они решили купить вообще всё, что можно. Соответственно рынок отреагировал мартовским ростом. Это игра называлась «успеть купить до 1 апреля, и многие её выиграли, — объясняет эксперт причины резкого роста рынка.
По прогнозам Сергея Удалова, по итогам года по базовому сценарию по итогам 2024 года может быть продано около 1,5 млн авто или +42% (в 2023-м было реализовано чуть более 1 млн штук). По оптимистичному варианту это 1,75 млн, по пессимистичному — 1,25.
И косвенные причины
Руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH Евгений Житнухин также считает, что продажи выросли на фоне информационного ажиотажа о повышении утилизационного сбора и ужесточения правил растаможки авто, ввозимых в РФ по параллельному импорту.
По его мнению, косвенными причинами роста продаж стало расширение ассортимента в сегменте, в том числе, представителями отечественного и китайского автопрома, а также выгодные предложения на покупку автомобилей прошлого года выпуска от производителей и дилеров.
Кроме того, у продавцов появились и новые продукты, делающие покупку авто более выгодной для покупателя.
— Думаю, прогноз по продажам новых авто по итогам текущего года останется прежним, и его реализация вполне вероятна. Даже, несмотря на то, что дилеры массово отказываются от параллельного импорта в виду отсутствия экономической выгоды. Такие авто занимали несущественную долю продаж на отечественном авторынке. Отказ от них никак не отразится ни на уровне спроса, ни на количестве проданных машин. В лидерах по итогам года окажутся привычные представители «АВТОВАЗа» и китайских брендов, возможно, удастся войти в топ-10 и новой российской марке Solaris, — поделился Михаил Житнухин.
Между Granta и Vesta?
В отношении Lada Iskra эксперты высказываются более аккуратно и напоминают, что продажи стартуют только в следующем году, поэтому оценивать её реальную стоимость пока преждевременно.
Как считает Михаил Житнухин, новинка начнёт поступать к дилерам только в первом квартале следующего года. Преимущество заключается в стоимости: озвученная на ПМЭФ стартовая цена на нее — 1 млн рублей.
— Модель станет промежуточной версией между Granta и Vesta по ценовой политике, однако по габаритам превышать конкурентов. Два вида кузова — седан и универсал, два типа моторов и три — трансмиссии, четыре цвета кузова на выбор покупателя, все эти технические характеристики могут обеспечить новинке место в лидерах по продажам в следующем году, — полагает он.
Автоэксперт Алик Кортиев отмечает, что пока об Lada Iskra крайне мало вводной информации. Если речь пойдёт о видоизменённой модели с некоторыми доработками, то старые мощности можно приспособить за достаточно короткое время около 1 год. Если же это пока вариант на стадии «концепт кара», то на создание производства потребуется от 3 до 5 лет.
Как признаётся Алик Кортиев, лично он разглядел Lada Iskra… Vesta c другими решетками и бампером. А на вторую цены колеблются в пределах 1,2—2 млн рублей.
Статья подготовлена с использованием материалов «АВТОСТАТа».