А Пугачёву с Меладзе можно? Как иноагенты «душат» летние корпоративы в России
Согласно данным опросов экспертов портала SuperJob, в 46% российских компаний этим летом пройдут корпоративы. В 2021-м такие мероприятия планировали лишь 21% работодателей. Соответственно, как сочли аналитики компании, в 2024-м будет поставлен новый трехлетний рекорд.
При этом 42% компаний намерены существенно нарастить бюджеты на подобные мероприятия. Деньги потратят на фуршеты, спортивные состязания, тимбилдинг, выезды на природу. У 29% работодателей суммы не увеличатся, но и не уменьшатся. И только 6% организаций намерены сэкономить на эти цели.
Организаторы корпоративов признают: заказов стало чуть больше, но по факту это не такой гигантский рост, как прогнозируют представители кадровой отрасли. Само намерение еще не означает, что событие точно состоится, да и заказывают теперь в последний момент. Между тем, из-за изменившегося теперь законодательства требования у заказчиков к проведению корпоративов существенно изменились. Теперь все как огня боятся связываться с творчеством иноагентов и при малейших сомнениях в персоне сразу исключают ее из трек-листа или сценария.
Одному 10-20 тысяч, другому — миллионы
Отметим сразу, что в рекордные цифры от аналитиков SuperJob непосредственные участники рынка верят с трудом. По их информации, некий рост по сравнению с прошлыми годами есть, но он в лучшем случае ограничивается 20%.
Как поясняет музыкант Федор, кадровики не совсем корректно сравнивают данные. Дело в том, что в 2021-м году был разгар ограничений по проведению мероприятий, практически все под запретом.
— Если мы сравниваем с 2021 годом, то трёхкратный рост в принципе неудивителен, в начале пандемии мероприятия в принципе были запрещены. А сейчас всё разрешено. Так что сравнивать эти показатели как-то не совсем корректно в принципе, — поясняет он, в частности.
Ведущий корпоративов Петр Чарушин отмечает, то в их организации есть увеличение заказов на предстоящее лето примерно на 20%по сравнению с 2023-м. Отметим, что о планах по проведению корпоративов в прошлом году заявляли 29% работодателей, в 2021-м — 25%.
— Примерно настолько же на 20% выросли и расходы на бюджет у работодателей, хотя здесь точную цифру мне сложно назвать. Непосредственно бюджетами я не занимаюсь, но исхожу из того, что стали больше приглашать артистов по сравнению с 2023-м и уровнем их зарплат, — рассказал Петр Чарушин.
Ведущий корпоративов Влад отмечает, что именно количество планируемых мероприятий не сильно выросло по сравнению с 2023, оно осталось на уровне прежних лет, но бюджеты у многих действительно увеличились примерно на 10 — 15%.
— Понятно, что сейчас дорожает всё, на столько же растут и расходы на корпоративы, — признал он.
Примечательно, что разглашать хотя бы средний размер затрат участники рынка не спешат. По их словам, кто-то живет на несколько десятков тысяч, а кто-то на миллионы.
— При заключении договоров на проведение таких работ сейчас очень многие юристы компаний включают пункт о неразглашении своих расходов третьим лицам, — поясняют собеседники.
Покажите плейлист
Как отмечают все участники рынка, кардинальным образом меняется и повестка событий. Если раньше, в основном, эта была история о том, чтобы отдохнуть и повеселиться всем коллективом, то теперь в приоритете ценности и идеология конкретной компании.
— Сотрудникам просят напомнить о том, зачем создавалась организация, каковые её цели развития, каких результатов планируется достичь в будущем. Если это и не проходит красной и магистральной нитью через всё мероприятие, то всё равно так или иначе звучит, — объясняет Влад.
По его словам, не только в государственных, но и в частных компаниях особое внимание уделяется деталям, ранее не попадавшим под пристальное внимание. Например, теперь часто просят прислать заранее на согласование не просто базовый сценарий события, что делалось и раньше, но даже и трек-лист музыкальных композиций, которые будут звучать на мероприятии или того, что поставит ди-джей.
— Естественно, в таких перечнях ни в коем случае не должно содержаться творчества или отсылок к нему иноагентов. За этим все очень пристально следят, — делится Влад.
Петр Чарушин готов подтвердить: ситуация обстоит именно так.
— Клиенты действуют по двум основным схемам. Кто-то просит прислать список на выбор ди-джея или музыкантов, но заранее оговаривает, что там точно не должно быть иноагентов. Кто-то отправляет сам свой подготовленный перечень. И в первом и во втором случае, если у сторон возникают хоть какие-то минимальные сомнения в статусе исполнителя или актера, то его просто тут же отправляют в стоп-лист, — констатировал он.
Как добавляет Петр Чарушин, где-то с конца 2023 года пошла мода на мероприятия, задействованные с использованием восточной тематики. Часто на корпоративы приглашаются китайские партнеры по бизнесу, привлекается азиатская кухня в рамках кейтеринга.
По мнению Влада, самыми популярными для корпоративов считаются пятницы и субботы июля и августа. Последний летний месяц наиболее востребован у застройщиков, так как во второе воскресенье августа отмечается День строителя.
Наименее востребован июнь, когда в Северной столице проходит Петербургский международный экономический форум.
— Пока свободные даты есть, кто-то их даже держит про запас, но это не касается самого бюджетного сегмента мероприятий. Там всё в основном разобрано. Наименьший спрос в сегменте люксовых корпоративов, — отмечает Влад.
Всё по отдельности
Примечательно, что у SuperJob на первом месте в опросах лидирует такой формат, как фуршеты. Однако рестораторы повышенного спроса к своим услугам и кейтерингу не фиксируют.
Основатель управляющей компании в сфере ресторанного бизнеса Evdokimov group (рестораны «Паруса») Владислав Евдокимов подчеркивает, что в их сети увеличилось на 17% количеств в принципе мероприятий, в основном за счет свадебных торжеств.
— Но такого, чтобы именно работодатели стали больше средств выделять на развлечение сотрудников, такого в принципе нет. У нас нет какого-либо роста и в кейтеринге. Не очень понятно, откуда коллеги взяли такие цифры, тем более столь значительные, — резюмирует он.
Соавтор концепций брендов ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблёв-Дайсон разъясняет, что проведение корпоративов превратилось в самостоятельную отрасль и отделилось от бизнеса общепита.
Так, в городе есть специализированные площадки для таких мероприятий. Это, например, «Экспофорум».
— У компании для таких задач сформирован отдельный подрядчик и наняты профессиональные менеджеры. Там имеется не только собственная территория для проведения мероприятий, но присутствует и система парковок, доставки и т. д. И этих площадок в городе вполне сейчас достаточно, — поделился Максим Кораблёв-Дайсон.
Как добавил музыкант Федор, специальные площадки начали формироваться на самом-то деле давно. Речь идет о помещении, которое может вместить значительное количество человек, начиная от сотни, кухня при нем, команда поваров, место для парковки. Это практически все крупные отели Ленобласти, где есть конференц-зал и SPA, проекты типа Crystall Holl и «Атриум холл» в Петербурге и т. д.