Схождение Благодатного огня: когда будет, история, суть, научное объяснение
Когда будет схождение Благодатного огня в 2024 году
Схождение Благодатного огня всегда происходит в Великую субботу — последний день перед православной Пасхой и последний день Страстной седмицы. Таким образом, время его появления отсчитывается от Пасхи и каждый год разнится — ведь и сама Пасха не имеет чёткой временной привязки, её дата отличается от года к году и высчитывается по лунному календарю.
В 2024 году Пасха приходится на 5 мая, а Великая суббота — на 4 мая. Значит, Благодатный огонь 2024 сойдёт на землю 4 мая.
Время схождения Благодатного огня тоже каждый раз разное: ожидать его начинают около 13:00 по иерусалимскому времени (совпадает с московским), но занять это ожидание может от пяти минут до нескольких часов. В современном мире чудо схождения Благодатного огня транслируют на телевидении и в Интернете, и под трансляцию отведены три часа — с 13:00 до 16:00 по московскому времени.
История схождения Благодатного огня
Благодатный огонь — это огонь, который сходит в храме Гроба Господня в Иерусалиме перед Пасхой. У него много чудесных свойств: он появляется ниоткуда, зажигая свечи не только в храме, но и за его пределами, он не обжигает на протяжении первых 10—15 минут — по свидетельству очевидцев, им можно даже «умываться», так как, согласно замерам учёных, сразу после появления его температура составляет всего 40 градусов. Кроме того, схождение Благодатного огня нередко сопровождается другими явлениями: молниями, светящимися шарами, появлением огненных сполохов, которые не обжигают, громом при ясной погоде.
Считается, что первым свидетелем схождения Благодатного огня стал апостол Пётр: он узнал о Воскресении Христа и поспешил в Иерусалим, а прибыв, увидел божественный свет над пустым гробом, где покоилось тело Иисуса. Однако упоминание об этом впервые встречается только в IV веке — подобный рассказ, например, есть у древнего богослова Григория Нисского. Есть и письменное свидетельство паломницы Этерии, которая рассказывает о схождении Благодатного огня; оно также относится к IV веку.
Тогда же, в IV веке, вероятно, впервые начали проводить обряд встречи Благодатного огня в храме Гроба Господня, хотя точных свидетельств об этом нет. Полноценное описание схождения огня и обряда его встречи появилось только в IX веке — к таким источникам относится, к примеру, Латальская рукопись Иерусалимского канонаря. На русском же языке о чуде схождения Благодатного огня впервые поведал игумен Даниил в XII веке.
Некоторые исследователи считают, что в основе этого обряда лежит древний иудейский обычай ежедневно при зажжении светильника благодарить Бога за созданный Им огонь.
Интересно, что за 16 веков проведения обряда бывали случаи, когда благодатный огонь не сходил, — в 1101, 1579 и 1923 годах. В первый раз это произошло, как предполагается, из-за того, что во встрече не принимали участие восточные христиане, во второй раз — из-за того, что представители Армянской церкви не допустили до церемонии в храме иерусалимского патриарха и православных священников. Благодатный огонь в этот год сошёл не в храм, а в колонну за её пределами рядом с греко-православным патриархом и зажёг свечи у него в руках. Наконец, в третий раз Благодатный огонь не сошёл, когда в храм по распоряжению британского губернатора Иерусалима не пустили православных арабов-христиан, которые поют и танцуют во время церемонии. Каждый раз отсутствие Благодатного огня способствовало восстановлению нарушенного порядка обряда.
С этими же событиями часто связывают ответ на вопрос, почему Благодатный огонь сходит только на православную Пасху: каждый раз, когда права православных христиан ущемляли, он не сходил. По мнению православных священников, это указывает на то, что именно православие — истинная конфессия, в отличие от других.
Откуда берётся Благодатный огонь
Сегодня церемония встречи Благодатного огня устоялась и проходит каждый год по одному сценарию. Подготовка начинается накануне: в ночь на Великую субботу в храме Гроба Господня гасят все свечи, на Гроб Господень кладут вату, с помощью которой потом патриарх зажжёт лампады, затем израильская полиция осматривает Кувуклию — небольшую часовню внутри храма, где и происходит схождение Благодатного огня, — в поисках источников огня и опечатывает её.
Днём в Великую субботу начинается сама церемония: процессия священнослужителей во главе с патриархом Иерусалимским проходит по местам, связанным с последним днём земной жизни Христа, затем трижды обходит вокруг Кувуклии, при этом все держат в руках по 33 свечи — символ возраста Спасителя, когда Он принял смерть на кресте. После этого процессия останавливается у Кувуклии, патриарх Иерусалимский снимает с себя верхние одежды, оставаясь в одном подряснике, — так он демонстрирует отсутствие каких бы то ни было приспособлений для зажигания огня. С Кувуклии снимают печать, и патриарх заходит внутрь, где, стоя на коленях, молит о схождении Благодатного огня и наблюдает его въяве. Когда Благодатный огонь сходит, патриарх выносит зажжённые им свечи из Кувуклии и раздаёт присутствующим.
На церемонию схождения Благодатного огня ежегодно собираются тысячи паломников — сам храм Гроба Господня вмещает около 10 тыс. человек. Участие в этом действе принимают представители самых разных конфессий, а лампады с частицей Благодатного огня специальными рейсами отправляются в другие страны.
Суть схождения Благодатного огня
Схождение Благодатного огня считается неоспоримым доказательством присутствия Бога на земле, а также воскресения Христа. Ведь ещё при земной жизни Он называл себя светом миру, об этом сказано в Евангелие от Иоанна:
«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12).
Кроме того, схождение Благодатного огня напоминает о нерукотворных чудесах, которые Он творил на земле. Однако некоторые священники призывают не искать чуда в схождении Благодатного огня — это, по их мнению, признак «духовного заблуждения и праздного любопытства». Главное — верить в саму благодать и в Бога, стремиться к Нему душой, а на земные проявления смотреть как на ещё одно доказательство Его присутствия в земной жизни.
Кроме того, многие обращают внимание на то, что традиция встречи Благодатного огня, особенно учитывая особенности церемонии (танцы молодых арабов-христиан, массовое гуляние и крики паломников), противоречит сути Великой субботы, которую, напротив, надлежит провести в молчании и размышлениях о духовном.
Тем не менее встреча Благодатного огня является и ещё одним важным символом — единения представителей разных конфессий перед лицом одного Бога. Ведь в этот день в храме Гроба Господня присутствуют представители всех христианских течений, кроме католичества (католики к схождению Благодатного огня относятся скептически), и даже мусульмане.
Когда Благодатный огонь доставят в Россию
Благодатный огонь ежегодно развозят по разным странам мира, в том числе он прибудет и в Россию. Доставку организует фонд Андрея Первозванного: специальным рейсом он будет доставлен в аэропорт Внуково, откуда его повезут дальше — прежде всего на главное патриаршее пасхальное богослужение в храм Христа Спасителя. Прибытие делегации из Иерусалима ожидается около 23:00 в субботу, 4 мая.
Кроме храма Христа Спасителя, Благодатный огонь будет доставлен ещё в 15 храмов Москвы: Богоявленский кафедральный собор в Елохове, Знаменский собор б. Знаменского монастыря, храм Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево, храм Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове, храм Всех Святых на Соколе, храм Всемилостивого Спаса в Митине, храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгине, храм Преображения Господня на Преображенской площади, храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках, храм Георгия Победоносца на Поклонной горе, храм святителя Иова, Патриарха Московского и Всея Руси, Чудотворца, на Можайском шоссе, храм Живоначальной Троицы в Карачарове, храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще, храм святителя Тихона, Патриарха Всероссийского в Московском.
Также, помимо Москвы, Благодатный огонь доставят в храмы и других городов России, среди которых: Анадырь, Архангельск, Барнаул, Белгород, Брянск, Владимир, Волгоград, Вологда, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Калуга, Кемерово, Киров, Краснодар, Красноярск, Курск, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Новый Уренгой, Омск, Орел, Пенза, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Рязань, Салехард, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов, Севастополь, Симферополь, Смоленск, Тамбов, Тверь, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Якутск.
В Петербурге главное пасхальное богослужение с 4 на 5 мая пройдёт в Казанском кафедральном соборе, и именно сюда доставят частицу Благодатного огня.
Как учёные объясняют схождение Благодатного огня
На протяжении многих веков длятся споры, что такое Благодатный огонь: чудо или фальсификация. Учёные и неверующие люди традиционно относятся к нему со скепсисом, но интересно, что допускают отсутствие чуда в схождении Благодатного огня и верующие, и священники: по их мнению, есть вероятность, что огонь не всегда возжигается чудесным образом либо же и вовсе всегда зажигается по естественным причинам (без указания, по каким именно). Тем не менее святость Благодатного огня они не оспаривают, но проводят параллели со святой водой, которая приобретает святость после чина освящения, — так же и огонь храма Гроба Господня становится Благодатным после молитвы.
Учёные же выдвигают различные версии происхождения Благодатного огня, а также его необычных свойств. Среди них:
1. Зажжённая свеча и эфирное масло. Согласно этой версии, в Кувуклии заранее прячут зажжённую свечу с чётко рассчитанным временем её горения, а от неё протягивают тонкие, невидимые глазу цепочки, смазанные эфирным маслом. Цепочки загораются, и от них огонь доходит до лампад. Это объясняет и то, почему Благодатный огонь не обжигает: научное объяснение его низкой температуре — то, что некоторые эфирные масла действительно горят холодным огнём.
2. Зажжённая лампада. Эта версия проще: согласно ей, за иконой Воскресения Христова у Гроба Господня прячут зажжённую лампаду, от которой и зажигают остальные.
3. Плазменный разряд. Такую версию предложил руководитель лаборатории ионных систем РНЦ Курчатовского института Андрей Волков. Он провёл эксперимент в храме Гроба Господня и при помощи специальной аппаратуры обнаружил усиление электромагнитного фона в два раза во время схождения Благодатного огня.
4. Белый фосфор. Автор этой версии — историк Майкл Калопулос, согласно ей, свечи в храме Гроба Господня самовозгораются, поскольку их фитили перед началом службы окунают в белый фосфор, который загорается при соприкосновении с влажным воздухом. Однако у версии есть две проблемы: во-первых, свечи перед церемонией проверяются, во-вторых, белый фосфор горит обычным огнём, который обжигает.
Однако одного точного объяснения чуда схождения Благодатного огня пока не найдено.
Приметы на схождение Благодатного огня
Главная примета, связанная с чудом в храме Гроба Господня, — это опасения, что будет, если не сойдёт Благодатный огонь. Считается, что в год, когда это случится, наступит конец света.
Однако священники указывают, что к религии эта примета не относится — никаких свидетельств, к чему может привести отсутствие Благодатного огня, в религиозных источниках нет.