За чей счёт отдыхаем: нужны ли туристические кешбэки и спецтарифы для многодетных?
О неких инициативах по популяризации туризма для больших семей заявил директор департамента реализации проектов в сфере туристской деятельности Минэкономразвития России Владимир Трач. В подробности чиновник вдаваться не стал, отметив, что предложения представят в скором времени.
Участники рынка рассказывают, что над инициативами действительно плотно работают последние два месяца. Суть сводится либо к внедрению системы кешбэка для многодетных семей, либо каким-то механизмам снижения стоимости турпакета в его составляющей по расходам на проживание в гостиницах. А дальше начинаются загвоздки, парируют отельеры.
Пришло из Турции?
Как рассказал президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов, в Минэкономразвития хотят внедрить в отрасль социальную ориентацию на определённые группы населения. Эта тема, на самом деле, обсуждается плотно последние два месяца. Возможно, под неё даже внесут поправки в ФЗ №132 об основах туристической деятельности.
— Под группами мы понимаем, например, тех же ветеранов и многодетные семьи, где есть трое и более детей, как и во всем остальном законодательстве, — пояснил Андрей Гаврилов.
По его словам, есть два варианта решения поставленной задачи. Пару лет назад, когда отрасль находилась в патовом состоянии, все туристы, путешествующие по России, могли воспользоваться кешбэком. Затем он стал предоставляться родителям, чьи дети отдыхают в лагерях.
— Соответственно, вот такой кешбэк в 20—30% и может быть внедрён для многодетных. Понятно, что речь пойдёт скорее не о высоком летнем сезоне, а о осенних и уже зимних каникулах, так как пока все на стадии дискуссий. Субсидировать кешбэк могли бы регионы совместно с федеральным центром, — поделился Андрей Гаврилов.
Согласно информации эксперта, по второй схеме это именно специальные тарифы на отдых для многодетных. Как напомнил Андрей Гаврилов, что турпакет состоит из двух частей: перелёта (проезда) и проживания. В первом случае уже есть сниженные тарифы для детей до 14 лет. А с проживанием и сейчас уже кто-то делает скрытые скидки, когда для детей в номер приносят дополнительную кровать.
— Это «ноу-хау» пришло к нам из Турции. На самом деле, расходы на ребёнка не такие уж и большие, как на взрослого. На шведском столе на завтраках это вообще практически никак не отражается. Не влияет это сильно и на длительность уборки номера горничными. И вот за эту скидку, которую хотят сейчас легализовать официально, отельерам и можно было доплачивать субсидии от федералов и субъектов, — считает эксперт.
По мнению Андрея Гаврилова, состоявшиеся и успешные в туристическом плане регионы вполне могут себе это позволить. Например, Алтайский край, Кавминводы, субъекты проекта «Золотое кольцо» и т.д.
Не парят в воздухе
Представители гостиничного бизнеса видят несколько иную картину в части тарифов и детей.
Отельер Валерий Фенько (бутик-отель «Павловские апартаменты») называет кешбэк самой адекватной историей.
— Со спецтарифом идея не очень понятна в принципе. Мы уже давно живём во времена динамического ценообразования, когда стоимость может меняться по три-четыре раза на дню. Я не говорю про разницу в высокий и низкий сезон. И как это всё тогда считать? Снова принудительно переходить на фиксированные расценки? Современные отели — это же не пионерские лагери и советские санатории, — подчеркнул отельер.
С тем, что расходы отельеров на обслуживание многодетных семьей сопоставимы с затратами на пары и семьи с одним ребёнком, Валерий Фенько не согласен. Он напоминает, что есть такое понятие как естественный износ.
— Дети не парят в воздухе и не питаются святым духом. Они обязательно что-то испортят, нарисуют чего-нибудь на стенах, разольют воду или напитки, принесут мороженное в постель и т.д. Особенно «выдающиеся» в этом плане китайские и российские отпрыски.
Также надо понимать, что большинство многодетных семей, увы, не обладают высокими доходами. Они не могут себе позволить походы в рестораны. То есть, такая семья будет есть в номере или заказывать туда пиццу. Это тоже только способствует износу и дополнительным затратам на уборку, — отметил отельер.
Как добавил Валерий Фенько, те же кровати надо где-то хранить, содержать в соответствующем санитарном виде и т.д.
Владелец и генеральный менеджер гостиницы «Гельвеция» Юнис Теймурханлы подчеркивает, что в 99% городских российских отелей продаются именно номера, а не койкоместа. Исключения могут быть в курортных зонах.
— У нас номера рассчитаны на двух человек. И нам всё равно, кто это будет: двое взрослых, либо мама с ребёнком. Конечно, она может считать, что ребёнок живёт бесплатно. Но это не так. Иногда приезжают семьи из четырёх человек. Тогда они берут два номера. В одном живёт мама с одним ребёнком, в другом папа со вторым. Поэтому и нельзя сделать скидку именно на детей, — пояснил Юнис Теймурханлы.
По его словам, возможна ситуация, когда семья приезжает с совсем маленьким ребенком до двух лет. Тогда приносится люлька, и это бесплатно. Детям до 14 лет предоставляется 50% скидка на питание.
— И на мой взгляд, это единственное, что можно для всех участников рынка закрепить законодательно. Так что выход — это кешбэк, который платит государство, — констатировал он.
И рады бы подтянуться?
Генеральный директор «Петротура» Игорь Мазулов отмечает, что с большими семьями турбизнесу выгодно работать, так как тратиться меньше усилий, а деньги те же.
— Возьмём ситуацию с папой, мамой и двумя детьми. Рассмотрим пару без детей. В первом варианте получается, что за один раз оформляется две таких бездетных пары. То есть, усилий и телодвижений в два раза меньше, — разъяснил он.
Как подчеркнул Игорь Мазулов, другое дело, что никаких семейных тупродуктов сейчас практически нет. Есть отдельные предложения по централизованным поездкам для школьников младшего и среднего возраста. Но родители там никак не участвуют. А если они и едут вместе с ребёнком, то сами платят полную стоимость. При этом взрослым в таких путешествиях практически нечем заняться. Но и таких вариантов теперь стало крайне мало.
По словам Игоря Мазулова, над разработкой семейных продуктов надо работать, но сами туроператоры здесь в одиночку точно ничего не сделают. Скидки изначально должны идти от поставщиков услуг: гостиниц, музеев, организаторов экскурсий и т.д. А вот за ними туроператоры и подтянутся.