Страстная неделя 2024: когда начинается и заканчивается, что можно и нельзя делать
Когда Страстная седмица в 2024 году
Что такое Страстная седмица с точки зрения церковного календаря? Это последняя неделя перед Пасхой, и её даты определяются так же, как и дата Пасхи — по лунному календарю. Пасха — переходящий праздник, то есть точно закреплённой даты у неё нет, соответственно, каждый год она отмечается в разные дни.
В 2024 году 5 мая будет праздноваться Пасха. Страстная неделя или Страстная седмица — это неделя до неё, которую открывает Вербное воскресенье (в 2024 году — 28 апреля). Поэтому Великая Страстная неделя 2024 начнётся с понедельника, 29 апреля, и закончится в субботу, 4 мая.
Суть Страстной седмицы
Считается, что Страстная седмица является седьмой неделей Великого поста, но с точки зрения церкви это не совсем так: хотя пост в это время действительно соблюдается, всё же по сути она выделяется в отдельный период перед Пасхой.
Название этой недели произошло от слова «страсти», которое с церковнославянского языка переводится как «страдания». Эта неделя — время страданий Спасителя в Иерусалиме, когда Его сначала осудили первосвященники, затем предал ученик и, наконец, распяли на кресте по требованию неблагодарного народа. Верующие в эти дни держат особенно строгий пост и посвящают время молитвам, стараются преодолеть пороки и стать лучше перед Пасхой. В церквях служатся особые службы, во время которых вспоминают события Страстной недели.
Интересно, что название «Страстная седмица» принято больше в русской православной традиции, нежели в мировой. В греческой традиции она называется Великой, что указывает на её превосходство и важность перед другими событиями. Отсылка к этому названию в русской традиции осталась в наименовании дней этой недели: Великий понедельник, Великий вторник и так далее.
Дни Страстной седмицы в 2024 году
Страстная седмица по дням длится не так долго — их всего шесть, но все они наполнены важными и печальными событиями. В эти дни в церквях идут особые службы, которые являются отсылкой к тому, что Христос все дни перед страданиями проводил в храмах, уча народ. Каждый день вспоминают события, которые происходили в это время в жизни Спасителя, и различные притчи.
Великий понедельник, 29 апреля: в этот день вспоминают жизнь патриарха Иосифа Прекрасного и две притчи — о злых виноградарях и бесплодной смоковнице.
Патриарх Иосиф Прекрасный считается в некотором роде прообразом Иисуса Христа: их жизненные пути похожи, обоих предавали самые близкие люди за деньги и обрекали на страдания и гибель, и оба при этом сохранили способность прощать и доброту.
Притча о злых виноградарях рассказывает о том, как один человек, посадив виноградник, отдал его виноградарям, а те, когда пришёл срок, отказались отдавать плоды его рабам, при этом избив их. Тогда человек послал к ним своего сына, но виноградари, поняв, что это наследник, его убили.
«Что же сделает с ними господин виноградника? Придёт и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!» (Лк. 20: 15–16).
Притча о проклятии бесплодной смоковницы рассказывает о том, как, выйдя из Вифании, Иисус подошёл к смоковнице и, когда не нашёл на ней плодов, проклял её за бесплодие.
«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошёл, не найдёт ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашёл, кроме листьев, ибо ещё не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его». (Мк. 11:12–14)
Впоследствии смоковница засохла. Обе эти притчи указывают на то, как народ Израиля отверг и осудил сына Божьего, и на то, что человек, дело которого не приносит плодов, погибает.
Великий вторник, 30 апреля: в этот день, согласно преданиям, Иисус Христос рассказал ученикам о Страшном суде и о Втором Пришествии, а также ещё две притчи, которые вспоминают на Евангельских чтениях, — о десяти девах и о талантах.
Притча о десяти девах рассказывает о том, как готовились к встрече жениха разные группы девушек: пять мудрых дев запаслись маслом для светильников на случай, если жених задержится и прибудет ночью, а пять неразумных этого не сделали. Когда жених действительно явился ночью, неразумные просили у мудрых масла для светильников, но те отослали их к продавцам, и пока те ходили, жених вместе с мудрыми девами вошёл в дом и затворил двери.
«После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно, говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий». (Лк. 25: 11–13).
Эта притча говорит о том, что никто не знает своего часа, поэтому к нему нужно быть всё время готовым — то есть не грешить и вести праведную жизнь.
Притча о талантах рассказывает о том, как один человек, отправляясь в далёкую землю, оставил своим рабам таланты (то есть серебряные деньги): одному пять, другому два, а третьему один — каждому по силам. Тот, кому дали пять талантов, вложил их в дело и выручил ещё пять талантов, тот, кому дали два, сделал то же и выручил ещё два, а тот, у кого был один, закопал его в землю, чтобы не потерять. Вернувшись, господин похвалил первых двух рабов и рассердился на третьего.
«Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то́, что́ имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25:26–30).
Эта притча говорит о том, что никому Бог не даёт больше, чем он может унести, и нельзя разбрасываться дарами Бога — нужно, чтобы они приносили плоды, потому что рано или поздно за это придётся держать ответ.
Великая среда, 1 мая: в этот день вспоминают предательство Иуды Искариота и то, как одна женщина-грешница помазала Христа миром.
Согласно Евангелию от Матфея, будучи в Вифании, в доме Симона прокажённого, Иисус повстречал женщину, которая принесла ему сосуд драгоценного мира и возлила его на голову Спасителю. Ученики Христа рассердились из-за такого расточительства, ведь миро можно было продать и отдать деньги нищим.
«Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26: 10–12).
После этого Иуда Искариот отправился к первосвященникам и предложил предать Иисуса за деньги — те предложили ему 30 сребреников, и он согласился. С того времени Иуда искал возможности совершить своё предательство, и вскоре она представилась — после Тайной вечери в Гефсиманском саду, которая произойдёт на следующий день.
Великий четверг, 2 мая: этот день — кульминация всей Страстной седмицы и страданий Христа. Именно в этот день вспоминают Тайную вечерю, во время которой Спаситель установил важные обряды — таинство Святого Причастия (Евхаристии) и обряд омовения ног. Кроме того, вспоминают также Его молитву в Гефсиманском саду, суд и предание Христа на смертные муки.
Во время Тайной вечери Христос сначала омыл ноги ученикам в знак смирения, а затем разделил с ними свою трапезу — хлеб и вино.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26–28).
В память об обряде омовения ног в церкви и сегодня есть такая традиция: архиерей омывает ноги двенадцати священникам на богослужении Великого четверга.
После Тайной вечери Иисус вместе с учениками отправился в Гефсиманский сад, где вознёс молитвы Богу о том, чтобы страдания Его миновали.
«И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26: 39).
Там же, в Гефсиманском саду, Его схватили вооружённые люди, которых привёл с собой Иуда, чтобы отправить Его на суд. Апостолы же бежали, как то и предсказывал Спаситель, а Пётр, который уверял до этого, что никогда не бросит Христа, за одну ночь трижды отрёкся от Него, чтобы спастись.
Великая пятница, 3 мая: этот день называется ещё Страстная пятница, он считается самым страшным днём в истории Нового завета, поскольку именно в пятницу, за два дня до Пасхи, распяли Христа.
На богослужениях в Великую пятницу подробно вспоминается и то, как Христа схватили, и то, как Его судил римский прокуратор Понтий Пилат — он поначалу хотел пощадить Спасителя, но на Его смерти настаивали первосвященники и народ. Попытался прокуратор и помиловать Иисуса в честь грядущего праздника, но вместо Него народ потребовал отпустить разбойника Варавву.
«Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они ещё сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27: 22–25).
Иисусу надели на голову терновый венок и заставили нести собственный тяжёлый крест всю дорогу на Голгофу — Лобное место, по пути римские солдаты Его избивали. На Голгофе Его распяли, то есть казнили самой болезненной и жестокой казнью, и Он провисел на кресте три часа, после чего умер.
Великая суббота, 4 мая: суббота — последний день Страстной седмицы, уже в воскресенье весь мир будет радоваться Воскресению Христову. Но в Великую субботу вспоминают то, что этому предшествует: снятие Иисуса с креста, Его погребение и сошествие во ад.
Вечером после казни Христа один из Его учеников, Иосиф Аримафейский, тайно пришёл к Понтию Пилату и попросил разрешения снять Его с креста; прокуратор согласился, и тело Иисуса передали близким. Вместе с другим учеником, Никодимом, Иосиф смазал тело Христа благовониями, обернул в льняное полотно — плащаницу — по иудейскому обычаю и положил в высеченный в скале гроб, после чего завалил вход большим камнем.
При этом фарисеи и первосвященники приставили к гробнице стражей, чтобы тело не украли и не возвестили о воскрешении. В итоге эта стража только подтвердила то, что произошло на следующий день, во время Пасхи.
Душа же Христа в Великую субботу спустилась в Ад, чтобы там попрать силу дьявола и возвестить о победе над смертью.
Что можно есть на Страстную неделю
В Страстную неделю верующие держат особенно суровый пост, поскольку это время напоминает о страданиях Христа за грешных людей.
Прежде всего, как и в Великий пост, нельзя есть скоромного — это продукты животного происхождения, в том числе молоко и масло, а также сильные специи и сладости.
Какие продукты можно есть в Страстную неделю, зависит от дня. С понедельника по среду в Страстную седмицу верующие придерживаются сухоядения, то есть едят только холодную сырую пищу и хлеб, а также еду без растительного масла. В четверг разрешается горячая пища без растительного масла. В Великую пятницу, из уважения к жертве на Голгофе, пост самый строгий — следует вообще воздержаться от пищи, поскольку это день великой скорби. В субботу разрешено есть горячую пищу без масла.
Великая суббота — последний день сурового поста, уже в воскресенье, на Пасху, все ограничения в еде снимаются.
Что можно и нельзя делать в Страстную седмицу
Страстная седмица — время смирения, покаяния, скорби и заботы о духовном больше, чем о телесном. Поэтому список того, что можно делать на неделе перед Пасхой, довольно небольшой. В это время следует молиться, уделять внимание семье, помогать ближним и, конечно, посещать храмы. Кроме того, начиная с четверга можно готовиться к Пасхе — наводить порядок в доме, печь куличи и красить яйца.
Запрещено на этой неделе развлекаться и устраивать празднования, в том числе отмечать дни памяти святых и играть свадьбы, а также креститься. Нельзя ссориться, конфликтовать, обижаться и раздражаться. Главное в это время — преодоление своих пороков и возможность встретить Светлый праздник Пасхи с чистым сердцем.