От матерящейся уродины до бабушки Пуговки: триумф и трагедия актрисы Ольги Волковой
Когда Ольга была маленькой, именитые родственники-актёры, глядя на неё, лишь горестно вздыхали и разводили руками: мол, на этой девочке природа отдохнула. Да и сама она сценой не грезила: залихватски курила «Беломор», грезила археологией и увлекалась иностранными языками. Но гены в конце концов взяли своё.
Детство Ольги Волковой
Ольга выросла в послевоенном Ленинграде, в большой творческой семье, почти все члены которой имели отношение к театру. Особенно знаменит был дедушка — Иван Александрович Вольский был поистине культовой личностью у петербургских театралов. Именно он был одним из создателей театров «Кривой Джимми» и «Старинный водевиль».
В детстве Оля пережила серьёзную травму: сначала её отца забрали в НКВД по доносу, но мама, хоть и с трудом, добилась его освобождения. А вскоре на семью обрушилось новое испытание: отец завёл роман на стороне и бросил жену. Мать запретила детям общаться с изменником, однако девочка всё равно тайком встречалась с папой.
Ольга росла с двумя братьями, и это сильно повлияло на её характер. Она проводила время не с куклами и прыгалками, как другие девочки тех лет, а в драках и на трамвайных подножках. Да ещё и покуривала, причём сразу «Беломор».
Всё это не мешало Ольге мечтать о серьёзной профессии археолога. У юной ленинградки благодаря папиным генам вообще был скорее технический склад ума: она стремилась к наукам, к изысканиям. При этом она страстно любила книги и особенно иностранные языки, которые давались ей на удивление легко.
— Когда мне было шесть лет, меня начали учить немецкому, в дом приходила немка. В первом классе я путала немецкие и русские буквы. Французским со мной занималась бабушка, — вспоминала актриса.
Даже став актрисой, она не перестала питать слабость к иностранным языкам.
— Всю жизнь меня невозможно тянет и к итальянскому, и к французскому, и к английскому, и к немецкому. Во все роли я впихиваю фразы на иностранных языках, контролирую, чтобы они звучали безупречно, без акцента, — рассказывает звезда.
К слову, актрисой её никто из домашних не видел — все, кроме матери, были уверены, что в этой юной оторве нет ни грамма дарования.
— На домашнем худсовете всеми, кроме мамы, мне был вынесен приговор: артисткой ей не быть. Мама единственная видела во мне, маленькой, актёрскую природу, — вспоминает Ольга Владимировна.
Мать буквально силой впихивала дочку на всевозможные выступления — Ольга участвовала в спектаклях, концертах, читала стихи, даже танцевала. Однажды будущей звезде пришлось даже сыграть в одной пьесе со своим именитым дедом, Иваном Вольским. Вердикт последнего был категоричен: «Молодец, но, чтобы больше этого никогда не было!».
Юность Ольги Волковой
Всё изменила, как ни странно, Алиса Фрейндлих. Она училась в той же школе, что и Ольга, которая тогда носила фамилию Политова. Фрейндлих пригласила подругу в театральный кружок, в котором девочке очень понравилось. Поэтому к окончанию школы у неё уже не было никаких сомнений — только в театральный.
Однако педагоги, кажется, эту уверенность не разделяли: Ольга провалилась на первом же прослушивании в институт. Девушка была так расстроена, что пришлось звать на помощь «тяжёлую артиллерию»: именитые родственники подключили все свои связи, и в итоге Ольгу «по блату» приняли в мастерскую Леонида Макарьева при ленинградском ТЮЗе.
Обучившись азам актёрского мастерства, юная лицедейка стала ждать славы и оваций, но не тут-то было: интересных ролей ей не давали. В тщетных надеждах прошло 13 лет, после чего Волкова, устав от безвестности, ушла из ТЮЗа и поступила в Театр Комедии им. Акимова. Впрочем, у этого решения была и ещё одна, сугубо личная причина, о которой расскажем чуть позже.
В Театре Комедии актриса проработала до 1976 года, а затем перешла в знаменитый БДТ, где и играла следующие 20 лет — пока не решила вдруг круто изменить свою жизнь.
Ольга Волкова в кино
С кинокарьерой у Волковой в первые годы тоже не очень ладилось: режиссёры в упор не видели в актрисе перспективы и очень мало снимали. Роли ей доставались в основном второстепенные и даже эпизодические, а её героинь зрители даже не запоминали. Из более или менее заметных работ можно отметить роли в картине «Я — шофёр» и в кинооперетте «Летучая мышь».
Чтобы хоть как-то проявить себя, Волкова бралась за любую возможность и обрывала телефоны режиссёров с просьбами дать ей работу. «С 13 лет я постоянно участвовала в массовках, ходила на все просмотры, пробовалась где только было возможно», — признаётся актриса.
Именно так, упорством и настойчивостью она вытребовала себе крохотную, но яркую роль в картине «В моей смерти прошу винить Клаву К».
— Режиссёр посмотрел на меня и сказал, что у него все артисты уже есть, но, правда, осталась маленькая роль воспитательницы детского сада. Но там вообще нечего играть, — рассказывала позже Ольга Владимировна. — Я попросила: «Дайте мне эту роль, я её сделаю». Режиссер ответил: «Вообще-то она одинокая баба и в вашем лице что-то такое есть». Это была одна из моих первых ролей в кино.
Всё изменилось после встречи с Эльдаром Рязановым, с которым у актрисы сложились тёплые взаимоотношения. Волкова подкупила его своим трудолюбием и ответственным отношением к любой, даже крохотной роли. К каждой съёмке она готовилась месяцами, выстраивая образ манеры и привычки своих героинь — пусть даже на экране ей будет отведено лишь несколько минут.
Например, когда Рязанов пригласил Волкову на роль официантки Виолетты в комедии «Вокзал для двоих», артистка специально изучала манеры официанток, чтобы сыграть свою героиню максимально достоверно.
— Однажды зашла в ресторан на Витебском вокзале, долго никого не было, и вдруг появилась Она. Официантка несла поднос, словно на нём несла себя. Я спросила: «Кто это?». Мне ответили: «Эта наша актриса. Она поступала в театральный, но не поступила». Я запомнила этот типаж и взяла на заметку. В следующий раз иду по Невскому проспекту, и навстречу идёт огромная дама, глазки голубые, маленькие, губки бантиком, в руках капроновая авоська со свиной головой и вся в драгоценностях. И мне захотелось одеть свою Виолетту в такие же драгоценности. Достала для фильма точно такие же, может, кто-то и не обратит внимания, а для меня детали в образе очень важны, я сразу вживаюсь.
«Чтобы зритель поверил, я готова на всё!», — утверждает Ольга Владимировна. А особенно если это роль у любимого режиссёра.
Когда Волкова узнала, что Рязанов собирается снимать «Жестокий романс», она тут же бросилась к Эльдару Александровичу с просьбой дать ей хоть какую-нибудь роль. Он сжалился и взял её на роль модистки. Это Волкова придумала сделать свою героиню француженкой — в сценарии такого не было. При этом свой совершенный французский прононс она ещё очень долго тренировала — нашла в Ленинграде настоящую француженку и много общалась с ней, подмечая особенности акцента.
Сегодня на счету Ольги Волковой — несколько десятков ролей. Но современным зрителям она знакома прежде всего по роли немного деспотичной бабушки в «Папиных дочках». В прошлом году на экраны вышло продолжение легендарного ситкома — с новыми героями и повзрослевшими старыми. И конечно, Антонина Семёновна тоже вернулась на экраны, к радости телезрителей. Правда, сама актриса отнеслась к перезапуску проекта скептически: перед началом съёмок она без обиняков назвала его «мутной историей», добавив, что не очень верит в успех.
Волкова, несмотря на свой почтенный возраст, по-прежнему активно снимается. В 2021 году она удивила всех, сыграв весьма необычную роль пожилой хозяйки борделя в фильме «Бабки», который снял внук Алисы Фрейндлих, Никита Владимиров. Картину зрители оценили неожиданно высоко, особенно отметив работу Ольги Волковой. Та, в свою очередь, призналась: «Рада, что ввязалась в эту авантюру».
— Недавно в Питере ко мне подошла женщина, видевшая меня в этом фильме, и сказала, что она восхищена моей ролью. «Вы там такая страшная, — говорит, — а это ведь надо иметь мужество, чтобы сыграть такую страшилку, не щадя своего женского самолюбия», — с гордостью поведала артистка в беседе с журналистами.
Зрители, говоря о таланте Ольги Волковой, неизменно отмечают её неординарность.
— Хохотала до слёз, когда слушала её сказку для Пуговки, это что-то! Браво!
— Она — Воплощение города на Неве! Красивая, загадочная и с юмором,
— Ольгой Волковой можно восхищаться бесконечно, от юной принцессы Мани, до съёмок в рекламной дряни, — пишут поклонники в соцсетях и на киношных форумах.
Личная жизнь Ольги Волковой
В юности Ольга Политова была очень привлекательной девушкой, так что недостатка в поклонниках у неё никогда не было. Но настоящего женского счастья пришлось ждать очень долго. Сама актриса считает — всему виной слишком мягкий характер.
— Не все мои отношения были удачными, я всегда была удобной. И если возникали проблемы, я, ничего не требуя, принимала всё как есть, — признавалась Волкова.
Первый муж Леонид Волков
В первый раз Ольга вышла замуж ещё в студенчестве. Её избранником стал будущий оператор Леонид Волков. На момент свадьбы ему было 25 лет, а девушке — всего 20. Вскоре она поняла, что беременна, и несмотря на то, что оба еще не имели постоянного дохода, ребёнка решили оставить. Так на свет появилась дочка Катя.
Рождение ребёнка не скрепило этот союз — Ольга и Леонид оказались очень разными. Муж даже не пытался сделать вид, что его интересует игра супруги в театре, он всё чаще проводил время вне дома. В итоге спустя пять лет состоялся развод, причём Ольга решила сохранить фамилию мужа — под ней её уже знали и в театре, и в городе. Дочку помогала растить свекровь.
После развода актриса поставила было крест на личной жизни: мол, кому нужна артистка-жена, которой постоянно нет дома? Но как оказалось, слишком рано.
Роман с Тараторкиным
В 1966 году в сердце Ольги вспыхнули чувства к молодому красивому актёру, который только что пришёл в ТЮЗ и тут же стал звездой. Этим красавцем был Георгий Тараторкин — ему был всего 21 год, а Ольге — уже 27. Тем не менее, он ответил на её симпатию, и вскоре молодые люди уже начали задумываться о свадьбе.
Однако романтике положила конец властная мать Георгия: она была в шоке от возможной женитьбы сына на женщине с ребёнком. Актёр в конце концов поддался на уговоры матери и расстался с Волковой, а вскоре женился на другой актрисе. Видеть бывшего возлюбленного под руку с молодой красоткой было невыносимо для Ольги. Это стало ещё одной причиной её ухода из ТЮЗа и перехода в Театр Комедии.
Роман с ещё одним Волковым
Вскоре Ольга познакомилась с другим актёром, на этот раз из Москвы. По иронии судьбу, он оказался её однофамильцем. Роман был страстным, но недолгим — Николай вскоре вернулся в Москву, к жене и детям, а Ольга осталась в Ленинграде. И как оказалось, не одна: уже после расставания со столичным актёром она узнала, что носит под сердцем второго ребёнка.
От Николая она своей беременности не скрывала, однако мужчина никакого участия в жизни сына не принимал. Лишь когда Ивану исполнилось 18 лет, он наконец встретился с отцом.
Счастливый брак с Владимиром Ховралёвым и трагедия
С художником Владимиром Ховралёвым Ольга была знакома давно, но никогда не рассматривала его как возможного партнёра. Всё решил случай: однажды актрису пригласили вести детскую передачу, а помогал ей в этом главный художник Большого Санкт-Петербургского театра кукол — это и был Ховралёв. Мужчина в то время как раз тяжело переживал измену и уход жены, и беседы с Ольгой стали для него своего рода терапией.
У обоих нашлась и ещё одна точка соприкосновения: Волкова в тот период увлеклась мануальной терапией и даже окончила специальные курсы, а Владимир начал ходить к ней на сеансы. Постепенно они всё больше сближались, и в конце концов стали жить вместе, а затем и зарегистрировали брак официально. несмотря на то что обоим было уже сильно за 40. Следующие 32 года были самыми счастливыми в жизни Ольги Владимировны. Супруги переехали в Москву и обосновались там.
За эти 30 лет Владимир Ховралёв перенёс два инфаркта, но всякий раз Ольга Владимировна возвращала его к жизни. Третий инфаркт стал последним: в 2015 году мужчина скончался во сне. Ему было 84 года.
Актриса с трудом оправилась после утраты. Поговаривали даже, что она уже купила себе место на кладбище, рядом с любимым супругом. Однако справиться с бедой ей помогли дети — причём не только родные.
Дочь Екатерина
О дочери Ольги Волковой известно совсем немного. В юности она тоже пыталась построить карьеру актрисы и даже снялась в нескольких фильмах, но особой известности не достигла. Екатерина была замужем за актёром Санкт-Петербургского Малого Драматического театра Аркадием Ковалем, но брак окончился разводом. Сейчас Екатерине уже за 50, она, по словам Ольги Волковой, художник. Правда, бывший муж в беседах со СМИ утверждает, что на самом деле она парикмахер.
Сын Иван
Ивану Волкову, сыну Ольги Владимировны, тоже уже почти 50. Он актёр, причём в ГИТИС поступил благодаря помощи биологического отца Николая Волкова. Иван более или менее успешно снимается — чаще всего в ролях следователей или врачей. Гораздо больше он известен как актёр Александринского театра в Петербурге.
У Ивана за плечами три брака и два развода: в юности он был женат на Чулпан Хаматовой, которая родила ему дочь Арину, однако молодые люди быстро расстались. Затем была свадьба с актрисой Олесей Яковлевой — в этом союзе на свет появился сын Георгий. Увы, но через пять лет и этот брак рухнул. С 2011 года Иван женат на коллеге по цеху Людмиле Харитоновой, супруги воспитывают дочь Александру.
Приёмная дочь из Киргизии
Несколько лет назад российские СМИ опубликовали удивительную новость: у актрисы Ольги Волковой появилась ещё одна дочь. Оказалось, что добросердечная артистка удочерила мигрантку из Киргизии по имени Айжамал. Девушка работала парикмахером в салоне красоты и часто обслуживала Ольгу Владимировну. Узнав историю жизни Айжамал, звезда прониклась к ней сочувствием и пригласила пожить к себе.
— Я два года назад удочерила киргизскую девочку, которая работает в парикмахерской. Я знала, что бедствует, снимает какие-то углы. У меня была свободная комната, и я позвала её жить к себе. Потом я прописала её в своей квартире. У неё родилась дочка — моя внучка. Я и её прописала у себя, — рассказала артистка в одном из интервью.
После этой новости общественность возмутилась: девушку из Киргизии заподозрили в корысти, а Ольгу Владимировну критиковали за поощрение приезжих иностранцев. Тем более, что у неё куча родных детей и внуков, которым тоже не помешала бы помощь, писали злопыхатели. Однако звезда не обращает никакого внимания на сплетников и считает, что она сама вправе распоряжаться своим имуществом.
Как сейчас живёт актриса Ольга Волкова
Впрочем, актриса и сама живёт очень скромно: за 60 лет актёрской деятельности миллионов она не скопила. Волкова не скрывает — прожить на пенсию, даже повышенную, ей нелегко.
— Пенсия — 50 тыс. в месяц, это очень много. Жить можно, но не очень… квартплата, такси, лекарства. Ещё поддерживаю кого можно, даже соседей. В итоге тратишь больше, чем получаешь, — поведала артистка пару лет назад.
В том числе и из-за нехватки средств звезда по-прежнему вынуждена много работать. Порой приходится соглашаться и на сомнительные роли — лишь бы платили. За некоторые работы Ольге Владимировной теперь даже стыдно.
— Однажды снялась в ленте с плохим сценарием, мне тогда очень нужны были деньги. Играла матерящуюся оторву с подкладными сиськами. Ко мне потом подошли две интеллигентные женщины и сказали: «Это вы играли? Как вам не совестно!». Получила по роже, — признаётся звезда
Проблема в том, считает актриса, что действительно хорошие актёры сегодня никому не нужны.
— Я могу в течение часа перечислять вам изумительных театральных актёров, которых не берут в кино! Продюсеры берут исполнителей из интернета, или… вообще не знаю, откуда. А большие режиссёры приглашают тех артистов, кто уже годами находится наверху, — сетует Ольга Владимировна.
Ещё одной отдушиной для звезды стала медицина — по словам звезды, это у неё от отца.
— Спустя десятилетия настигло второе папино «проклятие»: меня увлекла медицина, я изучала мануальную терапию, лечила людей. Оказать помощь человеку для меня бо́льшая радость, чем правильно сыграть роль. Одно дело — аплодисменты, и совсем другое — когда человек встает на ноги.
В родном Петербурге актриса бывает регулярно, хоть и не так часто, как ей хотелось бы. По её словам, в северной столице, в отличие от Москвы, люди куда более отзывчивые.
— Питер остался таким, как и был. Да, там государственные зарплаты значительно меньше, почти нищебродство — почему я и в Москве, кстати, оказалась. Но люди ко всему привыкли, как привыкли к климату. И они очень приветливые. Уж если спросишь на улице, как куда-то пройти — тебя почти за руку доведут. В Москве только машинально скажут: «Не знаю, отстаньте»… А Питер сохранил лицо.