Подземелье и обломы: как меняют транспортную доступность Пулково

9 апр, 19:04
Анна Федорова
Ленинградский аэропорт официально получил название Пулково больше 50 лет назад. Совсем недавно президент России Владимир Путин поручил губернатору Петербурга продлить метро до единственной воздушной гавани в городе. Разбираемся вместе, какие были идеи о транспортной доступности аэропорта.
Фото: пресс-служба аэропорта "Пулково"

Сегодня

Полвека аэропорт называется Пулково, с тех пор с воздушной пристанью происходили самые разные метаморфозы, но чаяния о метро или трамвайной линии до аэропорта бередят сердца петербуржцев по сей день. Что всё же осталось в планах, а от чего отказались?

Новости о появлении станции метро «Пулково» в Петербурге воспринимают с восторгом, которому, правда, мешает внутреннее недоверие. Хотя бы потому что сообщения о готовящемся строительстве приходят с определённой регулярностью уже несколько лет. Вот и от последних заявлений о проработке вариантов по продлению подземки до аэропорта некоторые закатили глаза.

Говорить о том, что доступность Пулково не меняется — несправедливо. Так, в феврале 2023-го стало известно о долгожданном согласовании масштабного плана по созданию до 2060 года второй очереди обновлённого аэропорта. Тогда же заговорили и о запуске к гавани, чей пассажиропоток превысил 18 млн человек в 2022-м и 20 млн в 2023-м, электрички.

Разбираемся, что поменялось, что хотят изменить, а каким планам по доступности Пулково так и не было суждено сбыться.

Десятки миллиардов частных средств

О том, что ООО «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС, оператор аэропорта Пулково), АО «Аэропорт „Пулково“ и правительство Петербурга подписали дополнительное соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации инфраструктуры авиагавани на срок до 2060 года, стало известно в феврале 2023-го.

Как особо подчеркнул губернатор Петербурга Александр Беглов, проект будет финансироваться полностью за счёт частных инвестиций, привлечение которых обеспечат владельцы ВВСС, включая стратегического партнёра города — группу ВТБ.

В рамках соглашения предусматривается появление новых посадочных галерей, в основном, на юге аэропорта и реконструкция и строительство ряда перронов, с тем, чтобы увеличить ещё больше пассажиропоток.

Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»

Также в рамках второй очереди в петербургском Пулково появится специальная площадка противообледенительной обработки самолётов, которая позволит повысить регулярность полётов зимой. Первые конкурсы уже прошли.

Здесь стоит отметить, что этот документ восходит к договорённостям на ПМЭФ 2021-го. Тогда речь шла о старте работ уже в 2022-м, объёме инвестиций на сумму не менее 40 млрд рублей и росте пассажиропотока до 35 млн, в том числе, за счёт международных рейсов.

Также же говорили и о возможном сносе всем известного старого ленинградского аэропорта, который многие горожане помнят по характерной конструкции «пять стаканов». Но всем известные геополитические события внесли свои коррективы.

Примечательно, что 11 лет назад, в 2013-м, в декабре, открыли новый пассажирский и грузовой терминал «Пулково-1», где всех теперь встречают девушки-ангелы с «самолётными» крыльями.

На его реконструкцию потратили 12 млрд евро. Также здесь появились гостиница, бизнес-центр, комплекс автостоянок и другие объекты инфраструктуры.

Вплоть до «канатки»

Но как дела с изменением транспортной доступности? Все эти годы, начиная с «нулевых», существовали соответствующие планы по улучшению. Многие предложения то ложились под сукно, то восставали как фениксы из пепла, чтобы снова кануть в лету. По существу, «безлошадные» горожане по-прежнему добираются в аэропорт на городских автобусах № 39 и № 39Э, следующих туда от станции метро «Московская».

Другой вариант — такси. В августе 2023-го в Пулково презентовали новую систему парковок «извозчиков», которая позволила немного систематизировать автомобильный хаос у входа в аэропорт. Стоимость поездок до аэропорта при этом, конечно, не упала.

Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»
Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»

Сколько раз реанимировался проект аэроэкспресса, уже не могут вспомнить даже эксперты. Его хотели пустить то от Московского, то от Балтийского вокзалов. Назывались и потенциальные инвесторы. Например, в 2019-м РЖД грозилась взять все расходы на себя, но дело с мёртвой точки так и не сдвинулось. В том же году в компании предлагали, впрочем, построить и некую подземную железную дорогу к аэропорту.

Доходило дело и до таких экстравагантных предложений, как проложить канатную дорогу в Пулково от метро «Звёздная» с парой остановок в востребованных локациях за 1,4 млрд рублей.

В январе 2023-го РЖД пообещали профинансировать проектные работы по запуску электрички до Пулково. Но ни объём средств, ни конкретные сроки старта строительства не назывались.

Президент отправил под землю

В перспективной схеме развития городской подземки станция «Пулково» всегда присутствовала. Деньги на её проектирование то выделялись из городского бюджета, то снимались.

Например, в 2020 году Комитет по развитию транспортной инфраструктуры искал подрядчиков для подготовки документации по планировке территории для строительства Кировско-Выборгской линии от станции «Проспект Ветеранов» до станции «Пулково» — за работы предлагали 37,3 млн рублей. К слову, контракт тогда подписали с АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», предложившим всё выполнить чуть меньше, чем за 37 млн.

Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»
Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»

Недавно пришли обнадёживающие и долгожданные новости. На сайте Кремля 8 апреля был опубликован официальный список поручений президента Владимира Путина правительству РФ, среди которых и обеспечение лёгкого пути до петербургского аэропорта.

— Правительству РФ совместно с правительством Петербурга проработать вопрос об обеспечении скоростного пассажирского сообщения петербургской городской агломерации с аэропортом Пулково, в том числе путём продления линий метрополитена, определив сроки строительства соответствующих объектов, объём и источники финансирования их строительства, — сообщается в документе.

В разговоре с 78.ru директор ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Леонид Сергеев рассказал, что строительство метро там очень ждут и со своей стороны готовы приложить все усилия для быстрого согласования объектов, правда, точные сроки назвать пока не могут.

Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»
Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»

Сергеев отметил, что с их точки зрения предпочтительным будет вариант транзитной станции, а не конечной прямо у стен терминала.

— Конечно, транзит лучше всего, потому что соединяются разные районы города, и, как мы видели по опыту других аэропортов, любая тема с транзитом гораздо более востребованная в долгосрочной перспективе, а соответственно экономика проекта становится другой и для метро, и для железной дороги, — сказал директор, отмечая, что это позиция и по метро, и по трамвайной линии.

Хотя поручение и обнадёживает, всё же нужно понимать, что в словах президента нет прямого приказа «постройте завтра» — речь вновь о подготовительной работе.

— Думаю, когда будет прорабатываться метро, разработчики будут смотреть на то, что есть, и то, что запланировано. Будут смотреть на потоки, потому что город всё-таки не равномерно везде соединён, соответственно у каждого вида транспорта всегда есть своя логистика. Поэтому есть это поручение оценить экономическую целесообразность и логистику, откуда что должно быть соединено — это и будет результатом работы, — добавил Сергеев.

В общем, метро придётся ещё подождать, а сколько это «ещё» займёт — пока сказать нельзя.

Эффективные автобусы?

Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников считает, что пока никаких глобальных проектов в сфере повышения транспортной доступности для Пулково не реализуются, потому что в целом очень эффективно на этом направлении работают автобусы.

— И на них по выделенным полосам нет никаких проблем добраться в аэропорт, если мы не говорим о разгаре ремонта дорог или пробок из-за приезда высокопоставленных гостей города. Насколько я знаю, сейчас обсуждается идея с запуском ещё одного автобусного маршрута из Пулково до метро «Проспект Ветеранов». Если инициатива будет воплощена в жизнь, это также станет облегчением для многих горожан и туристов, — отмечает аналитик.
Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»
Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»

Как он напоминает, одно время существовало предложение о запуске до аэропорта трамвая. Но, по мнению эксперта, это вряд ли бы стало выходом из ситуации. Он отдельно отметил, что и метро без автобусной поддержки — не решение проблемы, а по его мнению «тянуть» ветку нужно ещё дальше.

— Там будет низкий пассажиропоток, если не появится крупный транспортный хаб, где люди, например, смогут пересесть на автобус в Пушкин. И ту же отраслевую схему развития подземки, где есть станция в «Пулково», ещё никто не отменял. Опять же подчеркну: просто эту линию надо тянуть дальше за аэропорт. То же самое и в отношении электричек, они должны идти куда-то дальше, чем аэропорт, тогда и будет хорошая загрузка, — подчёркивает он.

По опыту Москвы

С коллегой готов согласиться заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов. Автобусы в Петербурге к аэропорту действительно ходят неплохо, но даже с учётом выделенных полос всегда есть риск попасть в пробку из-за тех же аварий, даже если взять дополнительное время себе из-за ремонтных работ. ДТП никто себе не прогнозирует. Эта же относится и к трамвайным линиям.

Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»
Фото: пресс-служба аэропорта «Пулково»

По словам Александра Холодова, в Москве себя очень хорошо зарекомендовали аэроэкспрессы. Они ходят с промежуточными остановками либо к центральным вокзалам, либо к станциям кольцевой ветки метро. То есть, получается, что человек из центра сразу может попасть в аэропорт, минуя даже то же метро. А промежуточные остановки генерируют дополнительный пассажиропоток. И если проехать весь маршрут это будет стоить условные 500 рублей, а если проехать пару установок — 80 рублей.

— В Петербурге существовало много версий аэроэкспрессов в Пулково. Но большинство из них сводилось к тому, что пассажир едет от вокзалов до аэропорта весь маршрут без остановок. В этом было принципиальное отличие между городами, — поясняет эксперт.

По его мнению, для Северной столицы был бы оптимален вариант всё-таки с аэроэкспрессом, но идущим от Московского вокзала с промежуточными остановками, например, в тех же Шушарах, до аэропорта и дальше.

Другое по теме