Подземелье и обломы: как меняют транспортную доступность Пулково
Сегодня
Полвека аэропорт называется Пулково, с тех пор с воздушной пристанью происходили самые разные метаморфозы, но чаяния о метро или трамвайной линии до аэропорта бередят сердца петербуржцев по сей день. Что всё же осталось в планах, а от чего отказались?
Новости о появлении станции метро «Пулково» в Петербурге воспринимают с восторгом, которому, правда, мешает внутреннее недоверие. Хотя бы потому что сообщения о готовящемся строительстве приходят с определённой регулярностью уже несколько лет. Вот и от последних заявлений о проработке вариантов по продлению подземки до аэропорта некоторые закатили глаза.
Говорить о том, что доступность Пулково не меняется — несправедливо. Так, в феврале 2023-го стало известно о долгожданном согласовании масштабного плана по созданию до 2060 года второй очереди обновлённого аэропорта. Тогда же заговорили и о запуске к гавани, чей пассажиропоток превысил 18 млн человек в 2022-м и 20 млн в 2023-м, электрички.
Разбираемся, что поменялось, что хотят изменить, а каким планам по доступности Пулково так и не было суждено сбыться.
Десятки миллиардов частных средств
О том, что ООО «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС, оператор аэропорта Пулково), АО «Аэропорт „Пулково“ и правительство Петербурга подписали дополнительное соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации инфраструктуры авиагавани на срок до 2060 года, стало известно в феврале 2023-го.
Как особо подчеркнул губернатор Петербурга Александр Беглов, проект будет финансироваться полностью за счёт частных инвестиций, привлечение которых обеспечат владельцы ВВСС, включая стратегического партнёра города — группу ВТБ.
В рамках соглашения предусматривается появление новых посадочных галерей, в основном, на юге аэропорта и реконструкция и строительство ряда перронов, с тем, чтобы увеличить ещё больше пассажиропоток.
Также в рамках второй очереди в петербургском Пулково появится специальная площадка противообледенительной обработки самолётов, которая позволит повысить регулярность полётов зимой. Первые конкурсы уже прошли.
Здесь стоит отметить, что этот документ восходит к договорённостям на ПМЭФ 2021-го. Тогда речь шла о старте работ уже в 2022-м, объёме инвестиций на сумму не менее 40 млрд рублей и росте пассажиропотока до 35 млн, в том числе, за счёт международных рейсов.
Также же говорили и о возможном сносе всем известного старого ленинградского аэропорта, который многие горожане помнят по характерной конструкции «пять стаканов». Но всем известные геополитические события внесли свои коррективы.
Примечательно, что 11 лет назад, в 2013-м, в декабре, открыли новый пассажирский и грузовой терминал «Пулково-1», где всех теперь встречают девушки-ангелы с «самолётными» крыльями.
На его реконструкцию потратили 12 млрд евро. Также здесь появились гостиница, бизнес-центр, комплекс автостоянок и другие объекты инфраструктуры.
Вплоть до «канатки»
Но как дела с изменением транспортной доступности? Все эти годы, начиная с «нулевых», существовали соответствующие планы по улучшению. Многие предложения то ложились под сукно, то восставали как фениксы из пепла, чтобы снова кануть в лету. По существу, «безлошадные» горожане по-прежнему добираются в аэропорт на городских автобусах № 39 и № 39Э, следующих туда от станции метро «Московская».
Другой вариант — такси. В августе 2023-го в Пулково презентовали новую систему парковок «извозчиков», которая позволила немного систематизировать автомобильный хаос у входа в аэропорт. Стоимость поездок до аэропорта при этом, конечно, не упала.
Сколько раз реанимировался проект аэроэкспресса, уже не могут вспомнить даже эксперты. Его хотели пустить то от Московского, то от Балтийского вокзалов. Назывались и потенциальные инвесторы. Например, в 2019-м РЖД грозилась взять все расходы на себя, но дело с мёртвой точки так и не сдвинулось. В том же году в компании предлагали, впрочем, построить и некую подземную железную дорогу к аэропорту.
Доходило дело и до таких экстравагантных предложений, как проложить канатную дорогу в Пулково от метро «Звёздная» с парой остановок в востребованных локациях за 1,4 млрд рублей.
В январе 2023-го РЖД пообещали профинансировать проектные работы по запуску электрички до Пулково. Но ни объём средств, ни конкретные сроки старта строительства не назывались.
Президент отправил под землю
В перспективной схеме развития городской подземки станция «Пулково» всегда присутствовала. Деньги на её проектирование то выделялись из городского бюджета, то снимались.
Например, в 2020 году Комитет по развитию транспортной инфраструктуры искал подрядчиков для подготовки документации по планировке территории для строительства Кировско-Выборгской линии от станции «Проспект Ветеранов» до станции «Пулково» — за работы предлагали 37,3 млн рублей. К слову, контракт тогда подписали с АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», предложившим всё выполнить чуть меньше, чем за 37 млн.
Недавно пришли обнадёживающие и долгожданные новости. На сайте Кремля 8 апреля был опубликован официальный список поручений президента Владимира Путина правительству РФ, среди которых и обеспечение лёгкого пути до петербургского аэропорта.
— Правительству РФ совместно с правительством Петербурга проработать вопрос об обеспечении скоростного пассажирского сообщения петербургской городской агломерации с аэропортом Пулково, в том числе путём продления линий метрополитена, определив сроки строительства соответствующих объектов, объём и источники финансирования их строительства, — сообщается в документе.
В разговоре с 78.ru директор ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Леонид Сергеев рассказал, что строительство метро там очень ждут и со своей стороны готовы приложить все усилия для быстрого согласования объектов, правда, точные сроки назвать пока не могут.
Сергеев отметил, что с их точки зрения предпочтительным будет вариант транзитной станции, а не конечной прямо у стен терминала.
— Конечно, транзит лучше всего, потому что соединяются разные районы города, и, как мы видели по опыту других аэропортов, любая тема с транзитом гораздо более востребованная в долгосрочной перспективе, а соответственно экономика проекта становится другой и для метро, и для железной дороги, — сказал директор, отмечая, что это позиция и по метро, и по трамвайной линии.
Хотя поручение и обнадёживает, всё же нужно понимать, что в словах президента нет прямого приказа «постройте завтра» — речь вновь о подготовительной работе.
— Думаю, когда будет прорабатываться метро, разработчики будут смотреть на то, что есть, и то, что запланировано. Будут смотреть на потоки, потому что город всё-таки не равномерно везде соединён, соответственно у каждого вида транспорта всегда есть своя логистика. Поэтому есть это поручение оценить экономическую целесообразность и логистику, откуда что должно быть соединено — это и будет результатом работы, — добавил Сергеев.
В общем, метро придётся ещё подождать, а сколько это «ещё» займёт — пока сказать нельзя.
Эффективные автобусы?
Эксперт транспортного развития территорий института «Урбаника» Илья Резников считает, что пока никаких глобальных проектов в сфере повышения транспортной доступности для Пулково не реализуются, потому что в целом очень эффективно на этом направлении работают автобусы.
— И на них по выделенным полосам нет никаких проблем добраться в аэропорт, если мы не говорим о разгаре ремонта дорог или пробок из-за приезда высокопоставленных гостей города. Насколько я знаю, сейчас обсуждается идея с запуском ещё одного автобусного маршрута из Пулково до метро «Проспект Ветеранов». Если инициатива будет воплощена в жизнь, это также станет облегчением для многих горожан и туристов, — отмечает аналитик.
Как он напоминает, одно время существовало предложение о запуске до аэропорта трамвая. Но, по мнению эксперта, это вряд ли бы стало выходом из ситуации. Он отдельно отметил, что и метро без автобусной поддержки — не решение проблемы, а по его мнению «тянуть» ветку нужно ещё дальше.
— Там будет низкий пассажиропоток, если не появится крупный транспортный хаб, где люди, например, смогут пересесть на автобус в Пушкин. И ту же отраслевую схему развития подземки, где есть станция в «Пулково», ещё никто не отменял. Опять же подчеркну: просто эту линию надо тянуть дальше за аэропорт. То же самое и в отношении электричек, они должны идти куда-то дальше, чем аэропорт, тогда и будет хорошая загрузка, — подчёркивает он.
По опыту Москвы
С коллегой готов согласиться заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов. Автобусы в Петербурге к аэропорту действительно ходят неплохо, но даже с учётом выделенных полос всегда есть риск попасть в пробку из-за тех же аварий, даже если взять дополнительное время себе из-за ремонтных работ. ДТП никто себе не прогнозирует. Эта же относится и к трамвайным линиям.
По словам Александра Холодова, в Москве себя очень хорошо зарекомендовали аэроэкспрессы. Они ходят с промежуточными остановками либо к центральным вокзалам, либо к станциям кольцевой ветки метро. То есть, получается, что человек из центра сразу может попасть в аэропорт, минуя даже то же метро. А промежуточные остановки генерируют дополнительный пассажиропоток. И если проехать весь маршрут это будет стоить условные 500 рублей, а если проехать пару установок — 80 рублей.
— В Петербурге существовало много версий аэроэкспрессов в Пулково. Но большинство из них сводилось к тому, что пассажир едет от вокзалов до аэропорта весь маршрут без остановок. В этом было принципиальное отличие между городами, — поясняет эксперт.
По его мнению, для Северной столицы был бы оптимален вариант всё-таки с аэроэкспрессом, но идущим от Московского вокзала с промежуточными остановками, например, в тех же Шушарах, до аэропорта и дальше.