Телефонные мошенники: виды, кто в зоне риска, как выявить и защитить себя и заработанное
К концу 2023 года доля киберпреступлений в России (сюда входят и пресловутые звонки от мошенников) составила почти треть от общего числа, о чём рассказывал глава МВД Владимир Колокольцев.
С тех пор изменилось многое, но не активность преступников, которые «искушают» россиян звонками от «сотрудников банков» и «ФСБ». Что нужно знать, чтобы не стать жертвой «развода» и какие новые схемы применяют мошенники в 2024 году.
Виды телефонного мошенничества
Пару слов о терминах. Наверное, самый известный тут фишинг — слово, которое за последние пару лет слышали почти все. Суть фишингового звонка в том, чтобы получить персональные данные, чаще всего — три заветных цифры на обороте карты. Для этого мошенники придумывают самых разных персонажей (в том числе уже набивших оскомину «сотрудников банков»). Правда, термин «фишинг» чаще используется по отношению к онлайн-рассылкам (сообщениям, письмам), а то же самое, но по телефону ещё называют «вишингом».
Другое смешное слово, но не очень смешное явление — смишинг, под которое подпадает рассылка вредоносных (фишинговых) ссылок в СМС. Тут же можно упомянуть ещё один вариант — фарминг, в случае которого, человеку «подсаживают» на ПК или телефон вредоносный код, который путём подмены IP-адресов перенаправляет пользователя с нормального сайта на его подделку, где их «жадно ожидает» форма для заполнения личных данных.
Схемы телефонного мошенничества
Действуют преступники по самым разнообразным сценариям и в большинстве уже отошли от «ваш сын попал в аварию» и «я банковский работник — ваши деньги хотят украсть». Впрочем, это классика, и ещё остались мошенники, которые пользуются подобными заходами.
В первом сценарии, звонят липовые сотрудники МВД или сам «родственник» с историей о том, как он кого-то сбил или наоборот, его сбили. Главное тут — срочно нужны деньги и скоро за ними приедет курьер, а рассказывать никому ничего ни в коем случае нельзя.
Во втором случае звонивший представляется сотрудником безопасности банка или опять же сотрудником полиции и сообщает: ваши деньги в опасности, кто-то пытается прямо сейчас взять на вас кредит или запрашивает перевод денег, но выход есть — нужно всего лишь перевести все средства на «безопасный» счёт. Несмотря на то, что схема очень широко применяется и, казалось бы, известна уже каждому школьнику, фальшивые «спецслужбисты» даже убеждают несчастных участвовать в «спецоперациях» по поимке злоумышленников — например, кинуть в здание коктейль Молотова, чтобы те «выбежали и их всех повязали». Здания, как правило, оказываются в итоге военкоматами.
Однако «креативный отдел» у мошенников работает отлично и они не останавливаются на проверенных временем схемах. В начале марта в официальном тг-канале соответствующего управления МВД выделили аж семь новых сценариев. Часть из них, это, конечно, вариации «классики».
Так, россиянам начали присылать голосовые сообщения и звонить «родственники и знакомые» с голосами, сгенерированными ИИ, и просьбами, например, проголосовать за племяшку на конкурсе по фишинговой ссылке. А «банковские работники» теперь ещё и предлагают поставить некое антивирусное приложение на телефон, которое якобы защитит данные в смартфоне, а по факту выполнит ровно противоположную задачу.
Другая ныне популярная вариация обмана — обещания золотых гор, если только вложить какие-то 10 тыс. в «крипту» или другое «многообещающее предприятие». Чаще, конечно, это делают не звонками, а в мессенджерах или по почте.
Жертву просят установить приложение на телефон, открывают личный кабинет на сайте, где даже постоянно набегают проценты. Иллюзия может сохраняться долгое время, месяцы и даже годы — всё до момента, пока человек не попытается вывести «заработанные» миллионы. Тогда оказывается, что это просто ширма, а «инвестировали» на самом деле в чей-то карман.
Кстати, тут есть и противоположный вариант. 3 апреля официальный представитель МВД России Ирина Волк сообщила, что в России фиксируются звонки жертвам финансовых пирамид. На том конце представляются юристами и предлагают помощь в выводе средств, которые оказались в руках махинаторов. Жертве предлагают заключить договор, предоставив персональные данные, затем звонят уж якобы из «банка», сообщая, что деньги вот-вот вернут — нужно только оплатить 10% от суммы счёта потерпевшего, что вообще делается для проверки и деньги вернутся. Средства, конечно же, исчезают после манипуляций.
Кроме того, мошенники в качестве целей начали выбирать и тех, кто ищет работу. Поступает звонок от потенциального работодателя, который предлагает провести собеседование в онлайне и прямо в процессе заполнить анкету, где требуется указать и данные банковской карты. После беседы человек не получает никаких предложений по работе — только теряет деньги, а его карточка потом ещё и всплывает в схемах по «обналу».
Ещё одна популярная уловка — предлагают выплаты от государства, звоня от лица сотрудников ФСБ, Росфинмониторинга, ФНС или Социального фонда России. Мошенники сообщают — деньги уже ждут, нужно только назвать данные карты.
Другой вариант: вы что-то нарушили и должны выплатить штраф, чтобы ваш счёт не заблокировали. Мошенники даже высылают квитанцию на очень похожем на ведомственный бланке.
Самая новая мошенническая схема даже поэтичная — они представляются, собственно, мошенниками. Сначала звонит «сотрудник сотового оператора», который просит назвать код из СМС, чтобы продлить договор на оказание услуг связи. А уже следом звонят «спасители», которые рассказывают: вас обманули, но сейчас всё исправим, а дальше начинается схема с «безопасным счётом».
«Госуслуги» и мошенники
В отдельную категорию новых мошенничеств можно выделить случаи, когда целью становятся не банковские или паспортные данные, а аккаунт на «Госуслугах». Выманивают пароли всё теми же телефонными звонками или, например, push-уведомлениями. Подобная атака, например, фиксировалась в конце марта: людям присылали сообщения о необходимости верифицировать номер телефона или подтвердить паспортные данные по приложенной ссылке.
Аккаунт на «Госуслугах» могут использовать в разных «неприятных» вариациях. Во-первых, с помощью сервиса на вас могут взять кредит, используя фальшивые документы и вашу настоящую справку о доходах. Во-вторых, могут «угнать» налоговый вычет, самостоятельно отправив необходимые заявления, только указывая свой банковский счёт.
Наконец, аккаунт на «Госуслугах» — клад информации, где мошенники могут узнать о вас чуть ли не всё: например, медицинскую информацию. Это могут использовать против вас при мошенническом звонке или рассылке.
Признаки телефонного мошенничества
При всём разнообразии «образов», которые используют мошенники, у них почти всегда есть несколько общих черт. Специалисты Центробанка сформулировали пять таких.
1. Это звонок или СМС с незнакомого номера, что уже должно вызывать подозрения.
2. Беседа рано или поздно всегда упрётся в деньги.
3. Огромные суммы: лжеброкеры будут рассказывать про 1000% доходности, а фальшивые полицейские наоборот — утверждать, что вы вот-вот потеряете вообще всё.
4. У вас настойчиво пытаются выведать данные с оборота карты или другие персональные данные.
5. Последний и пожалуй главный — мошенник всегда давит на то, что решение нужно принимать сейчас, время ограничено, ни в коем случае не давая вам спокойно проанализировать услышанное.
Как выявить телефонного мошенника
Помимо упомянутых признаков и описанных схем, мошенника можно даже вычислять по некоторым фразам. В январе этого года МВД опубликовали топ-8 высказываний, услышав которые можете смело вешать трубку.
· Оформлена заявка на кредит;
· Сотрудник Центробанка;
· Специальный или безопасный счет;
· Идут следственные действия, помогите задержать мошенников и не разглашайте информацию;
· Ваши деньги пытаются похитить, зафиксирована подозрительная операция;
· Истекает срок действия сим-карты;
· Продиктуйте код из СМС-сообщения;
· Вас беспокоит специалист финансовой безопасности, сотрудник службы безопасности банка.
Что нельзя говорить телефонным мошенникам
В этом пункте быстрее будет сказать, какие данные можно говорить третьим лицам, не опасаясь, что вы лишитесь денег. Как поясняют банковские специалисты, посторонним можно спокойно сообщать: номер самой карты и счёт, к которому она привязана, фамилию и имя. Впрочем, нужно отметить, что даже это лучше не говорить, если вы не уверены в собеседнике.
Что же касается того, что сообщать по телефону нельзя ни в коем случае и никому: трёхзначный код на обороте карты, срок её действия, пароли и логины от любых аккаунтов, а также приходящие по СМС коды.
Эксперты по кибербезопасности отмечают, что в целом лучше не распространяться с незнакомцами, в том числе и заочно, выкладывая фото в соцсетях. Всё сказанное будет использовано против вас (чем больше информации, тем легче «развести» жертву или, например, подобрать пароль). Кроме того не стоит выкладывать билетов на самолёт или даже мероприятия. С помощью штрихкода с посадочного талона, преступник может пробраться в ваш личный кабинет на сайте авиакомпании (не говоря о том, что вы сообщаете, когда вас не будет дома). Данные с билета на какой-нибудь концерт могут использовать, чтобы просто его перепродать.
Снимки документов в сетях лучше тоже не выкладывать, что само собой разумеется, а также такие снимки не рекомендуется хранить в «сохранёнках» мессенджеров — они довольно уязвимы.
Куда обращаться после звонка телефонных мошенников
Первым делом, даже если вас не обманули и вы ничего не потеряли, в полицию. Попытка мошенничества — тоже преступление. Если вы хотите позаботиться о тех, кому специалисты криминальных колл-центров будут звонить дальше, можно выполнить ещё раз операций.
— Первое — позвонить на горячую линию своего банка и сообщить номер, с которого поступил звонок. Некоторые банки передают эти сведения мобильным операторам для проведения проверки. Второй шаг — обратиться к оператору сотовой связи напрямую, через сайт или приложение, — цитируют «РИА Новости» главу Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктора Достова.
Как защититься от телефонных мошенников
Методов защиты, как и схем мошенничества, тоже несколько. Конкретно с телефонным всегда можно разобраться «зумерским» методом – вообще никогда не брать трубку. Есть, конечно, варианты и менее радикальные.
Главный профилактический совет – сохранять спокойствие и не суетиться. Как правило, если человек успевает всё обдумать, то и звонок, и ситуация начинают казаться странными и тогда он уже уточняет информацию в банке или в официальном ведомстве, откуда ему якобы позвонили.
– Главный совет таков: не торопиться с принятием решения. Думайте, тщательно проверяйте информацию, будьте бдительны, не позволяйте себя обмануть, – дал совет руководитель горячей линии противодействия мошенничеству Станислав Савчук в беседе с «РГ».
Это, конечно, очень общая история и у всех бывают помутнения (жертвами мошенников становятся и профессора, и пролетарии). Есть и специнструменты, чтобы облегчить себе жизнь.
Если вам настойчиво звонят по несколько раз в неделю или же вам по работе необходимо общаться в том числе и со звонящими с незнакомых номеров, можно поставить на смартфон приложение-определитель. Определитель номера от Яндекса, Кaspersky Who Calls, Truecaller, Call App, Drupe – подойдёт любой, но нужно помнить, что работа этих приложений платная. Сюда же можно отнести «Олега» от банка «Тинькофф», который работает как «секретарь» и, по обещаниям разработчиков, даже издевается над мошенниками.
Есть и другие решения от банков. Так, некоторые предлагают страховку вкладов на случай, если деньги «утекут» после неудачного разговора. Одними из первых такую опцию клиентам предложили, например, «Сбербанк», ВТБ и «Альфа-Банк». Стоимость услуги чаще всего не превышает 2000 рублей в год (это, конечно, ещё зависит от того, какую сумму вы хотите защитить).
Наконец, ещё один метод не борьбы, но профилактики – поговорить с родственниками. Причём подразумеваются не только пенсионеры. Да, пожилые люди чаще становятся жертвами «разводов», что подтверждается статистическими данными. Так, например, в одной только Москве в 2023 году жертвами дистанционных хищений стали более 10 тыс. человек, как сообщили ТАСС в МВД. Это больше чем во всех остальных возрастных группах, однако и там счёт жертв идёт на тысячи.
В первую очередь поговорить, конечно, нужно не только с пожилыми, но и с детьми, которые становятся целями не в силу технической неграмотности, а простой неопытности. Детей вовлекают и в схемы «обнальщиков», привлекая лёгким заработком, и просто «разводят» на данные родительских карт.
— Если ребёнок внезапно начинает тратить больше денег на онлайн-игры или покупки в приложениях, это может быть признаком его вовлечения в мошеннические схемы. Также сигнализировать об опасности могут внезапная скрытность и уклонение от обсуждения своей активности в Сети, – рассказал о признаках подозрительного поведения «Известиям» инженер по информационной безопасности R-Vision Игорь Швецов.
Стоит помнить, что мошенники часто пользуются не возрастом, а уязвимым положением человека – например, звонить могут после каких-то жизненных потрясений. Самые «лакомые» для преступников – люди, оказавшиеся в трудной ситуации, которые ещё и одинокие. Поэтому социальный лозунг «позвони родителям» – это вполне себе мера профилактики.