Дамба, КАД, «Газпром»: топ-7 вещей, за которые Петербург благодарен Матвиенко
1. Приняла с сумой, оставила с портмоне
Валентина Матвиенко возглавила Петербург в 2003 году, когда он полностью оправдывал статус «великого города с областной судьбой». Пожалуй, произошедшие за восемь лет перемены ничто не иллюстрирует так ярко, как динамика роста городских расходов. В 2003-м в бюджет было заложено всего 77 млрд рублей. В бюджете на 2012 год, последнем, который готовила Матвиенко, расходы составили уже 430 млрд рублей. Рост в 5,5 раз! Такими темпами не может похвастаться ни один её коллега за всю 300-летнюю историю.
Для сравнения, за следующие восемь лет после ухода Матвиенко городские расходы не выросли даже вдвое. К 2020 году они едва превысили 700 млрд и лишь в последние годы снова стали существенно увеличиваться.
Конечно, в «тучные нулевые» стремительно богатела вся страна, однако одни регионы включались в этот тренд, а другие из него выпадали. Валентине Матвиенко удалось привести в город крупных федеральных налогоплательщиков во главе с «Газпромом», а также обеспечить инвестиционный бум. Его символом считается автомобильный кластер в Шушарах, но, пожалуй, не менее важным является и формирование фармацевтического кластера.
2. Снесла часть Биржи, чтобы дать урок инвесторам
Считается, что при Валентине Матвиенко крупные инвесторы действовали в режиме максимального благоприятствования. Рост бюджетных доходов, строительство новых школ и поликлиник, появление удобных ТЦ — это хорошо, но у этих процессов была и своя тёмная сторона. Скажем, несколько крупных продовольственных сетей захватили 80% рынка, а масштабное строительство, в том числе в пределах исторического центра, привело к утрате сотни исторических зданий. Появление одного только «Стокманна» обернулось разрушением двух домов на Невском.
Когда вспоминают итоги правления Матвиенко, эти 100 памятников вспоминают часто. Но почему-то забывают, что именно при ней началось совершенствование городского законодательства в области защиты культурного наследия. Появились такие ключевые документы, как Правила землепользования и застройки с новым высотным регламентом, а также Закон о защите зелёных насаждений.
К 2003 году город оказался не готов к инвестиционному буму, но за восемь лет сумел адаптироваться, и в результате к концу правления экс-губернатора число градостроительных скандалов стремительно шло на убыль.
Ещё Валентина Матвиенко всё-таки прислушалась к мнению градозащитников и приняла сложное решение о переносе проекта «Охта-Центра». Но большее значение имел другой шаг. Когда инвесторы новой «Биржи» проигнорировали высотные ограничения, и ещё один уродливый новострой стал портить исторические панорамы, Валентина Матвиенко заставила снести два верхних этажа. Это стало хорошим уроком для строительного бизнеса. С тех пор высотный регламент там свято чтят.
3. Упростила жизнь автомобилистам
Часто говорят, что власти Петербурга проспали автомобильный бум. С ростом доходов и появлением доступных кредитов количество личных машин в городе резко выросло. В результате узкие улицы в центральных районах встали в пробках. Однако ситуация могла быть намного хуже, если бы не реализация ряда масштабных дорожных проектов.
Самым важным и крупным из них стала Кольцевая автомобильная дорога (КАД), сданная в 2010-м. Она протянулась на 115 км. Ради неё пришлось возвести более полусотни мостов, два туннеля и около двух десятков транспортных развязок. При этом проект сдали на два года раньше срока, что на фоне уже привычных цейтнотов и срывов дедлайнов звучит как новость из параллельной вселенной.
К 2020-му году Матвиенко обещала построить КАД-2. Этот проект впоследствии был отложен в долгий ящик. Но начатое в 2005-м году строительство Западного скоростного диаметра через несколько лет после ухода губернатора было благополучно завершено.
4. Защитила город от наводнений
Комплекс защитных сооружений — это, пожалуй, самый масштабный долгострой, завершённый в городе при Валентине Матвиенко. За 300-летнюю историю Петербурга комплекс защитных сооружений пережил примерно 300 наводнений, несколько из них имели катастрофические последствия. Дамбу начали строить в 1979 году, однако проект забуксовал ещё в 80-е, а в 90-е окончательно встал. Валентина Матвиенко возобновила активные работы, которые были благополучно завершены к 2011 году.
Уже 28 ноября 2011 года КЗС позволил городу предотвратить наводнение, которое нанесло бы ущерб на 1,3 млрд рублей. 29 октября 2013 года благодаря дамбе удалось сэкономить ещё 19,2 млрд. В дальнейшем в Смольном просто перестали считать эти цифры, ведь к хорошему быстро привыкаешь.
5. Сделала Петербург удобнее
Масштабный снос торговых ларьков — это ещё одно решение эпохи Валентины Матвиенко, считающееся спорным. Ведь взамен предлагался проект «магазинов шаговой доступности», который в итоге не взлетел. Однако объективно торговых точек в городе всё равно хватает, зато вплоть до эпохи электросамокатов путь ко многим станциям метро стал удобнее, спокойнее и свободнее.
Ещё одно принципиальное решение касалось владельцев городских кафе. Их попросили открыть свои туалеты для прохожих. Решение носило рекомендательный характер, а с прекращением действия соответствующего постановления утратило свою силу, но многие рестораторы всё равно прислушались и до сих пор лояльно относятся к гостям, которые идут в отхожее место, но ничего не заказывают.
А от энергетических компаний Валентина Матвиенко потребовала прекратить летние отключения горячей воды.
— В наше время отключать горячую воду стыдно. Хватит издеваться над людьми. Попробуйте сами принимать душ под холодной водой, — предложила экс-губернатор главам компаний-монополистов.
6. Изменила представления об общественном транспорте
Именно Валентина Матвиенко впервые поставила вопрос о транспортной реформе и появлении в городе удобных автобусов. Чтобы сделать более мобильными мам с колясками и людей с ограниченными возможностями.
— Низкопольные автобусы нужны. Женщинам на каблуках и в узких юбках тоже неудобно. А водителей… если не в дипломатическую академию отправлять, то курсы этики проводить надо. Сплошные грубость и хамство! — объясняла Матвиенко.
При ней же в Петербурге появилась первая в России совмещённая автобусно-трамвайная выделенная полоса на Лиговском проспекте. Благодаря таким «выделенкам» автобусы быстрее ездят и легче вписываются в расписание.
А в 2007 году у метро «Ладожская» сдали первую перехватывающую парковку. Теперь их уже 20.
7. Научила чиновников ценить красоту
Валентина Матвиенко всегда ценила прекрасное. Чего стоят одни её знаменитые наряды. Но и своих подчинённых она приучала к тому же. После сноса ларьков у станций метро пропала ставшая уже привычной грязь, а крысы перекочевали в менее приметные места.
С Невского проспекта Валентина Матвиенко заставила убрать рекламу. Малые архитектурные формы стали оформлять в едином стиле. После ремонта главной улицы с неё исчезли и все маршрутки. Так что и этот пункт транспортной реформы начали реализовывать ещё в эпоху Матвиенко.
Порой горожанам такое упорство не нравилось. Например, когда встал вопрос о штрафах за стеклопакеты, портящие фасады исторических домов. Да и мысль о губернаторе, заглядывающем к тебе на балкон, не всем показалась одинаково вдохновляющей.
— Тут я проезжала по Ленинскому проспекту — чего только нет у горожан на балконах. Вот уже скоро 1 мая, а у многих там еще ёлки новогодние стоят. Не говоря уже о другом хламе, — с такими словами Валентина Матвиенко обращалась к горожанам после очередного объезда.
Однако красота — это общее дело. Со многими проблемами даже губернатор не сможет справиться в одиночку. Но если каждый примет посильное участие, то выиграют в итоге все.