Деньги из утиля: почему налоговики выставили новые счета за уже ввезённые в РФ авто?

19 мар, 12:03
Светлана Коваленко
ФТС прислала письма счастья некоторым автовладельцам, приобретавшим машины по параллельному импорту через посредников. Собственникам железных коней предлагается доплатить от 300 до 800 тыс. за утильсбор по коммерческим ставкам для дилеров. Есть претензии и к «перегонщикам». Разбираемся, что происходит в Петербурге, можно ли не доплачивать за утильсбор и какие сюрпризы ждать к 1 апреля.
Коллаж 78: unsplash.com, Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Утилизационные сборы на импортное авто в РФ повысили с 1 августа 2023 года. Но тогда действовало правило, по которому минимальные платежи брали с людей, ввозящих машины с объемом двигателя до 3 литров для личного пользования без планов по дальнейшей перепродаже железного коня в течение 12 месяцев.

Этой схемой и пользовались, в том числе, перегонщики, ввозящие автомобили для конечных покупателей.

Те, кто приобретал несколько машин на перепродажу, платили уже по коммерческим ставкам, предусмотренным для автодилеров.

Однако с 29 октября вступило в силу постановление правительства РФ № 1722, которое кардинально переписало правила игры.

Чиновники изъяли лазейку для перегонщиков и приравняли их деятельность к коммерческой с введением соответствующих ставок. Автоматом выросли они и для конечных покупателей.

Фото: Alexey Belkin/globallookpress.com

В итоге в 2024 году Федеральная налоговая служба (ФТС) начала рассылать и тем, и другим уведомление о необходимости доплатить утильсбор на суммы от 300 до 800 тысяч рублей. По оценкам участников рынка, проблема могла затронуть 5 — 7 тыс. человек. Выясняем, какие нюансы есть в Петербурге, что будет, если не уплатить пересчитанный платеж, и какие сюрпризы рынку готовит 1 апреля.

А у нас Иван Иваныч и invoice?

Отметим сразу, что эксперты не сталкивались ни лично, ни через коллег, когда бы кому-то в Петербурге пришло уведомление о необходимости доплаты утилизационного сбора. Но участники рынка не исключают, что такие случаи есть.

При этом в городе «популярны» другие механизмы работы налоговиков.

Как рассказывает автоэксперт Алик Кортиев, в городе есть истории, когда счета за этот утильсбор «начали выставлять условному Ивану Ивановичу Иванову», то есть, третьему лицу, которое фигурировало в процедуре растаможивания авто, но не было ни перегонщиком, ни конечным покупателем.

— Сейчас у участников рынка идет много споров и попыток выяснить, откуда это все пошло, — отметил он.

По словам Алика Кортиева, еще сценарий с так называемыми документами invoice. Это, грубо говоря, бумага, где указывается цена импортной машины. Если она стоит, например, 50 тысяч евро, то «растаможка» обойдется в 48% от стоимости авто, то есть, примерно, 24 тыс.евро.

Чтобы платить меньше денег, кто-то сознательно занижал стоимость до 30 тыс., и платил в итоге 14 тыс.

— О том, что проблемы с заниженными invoice у людей и даже компаний возникнут и ФТС рано или поздно до них доберется, предупреждали все здравомыслящие эксперты. Теперь это в итоге случилось, — констатировал он.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов подтверждает: проблема с заниженными invoice, действительно, серьезная.

— С заниженной стоимостью ввозились десятки тысяч машин. А по таможенным преступлениям срока давности не существует. Так что здесь все правильно. Просто этим раньше никто не занимался, ни у кого не доходили руки, а теперь с начала 2024 года все изменилось, — поясняет он.

Как так вышло, и откуда узнали?

Руководитель проекта «Заказ авто» автомобильного маркетплейса FRESH Владимир Ильичев рассказывает, что утильсбор на новый авто для личного пользования составляет от 3 200 руб и до 1 235 200 (двигатель свыше 3,5 литров), для машин с пробегом — от 5 200 до 1 623 800 рублей соответственно. Для юридических лиц, в том числе, дилеров, ставки в несколько десятков раз выше: за новый автомобиль от 81 200 до 1 235 200 рублей, с пробегом – от 1 235 200 до 1 623 800 руб.

По словам Владимира Ильичева, поставщики оплачивают утилизационный сбор непосредственно на таможне. Покупатели на территории РФ прикреплены к налоговым инспекциям. Процесс оплаты осуществляется либо до выпуска товаров (при таможенном декларировании), либо не позднее 5-го рабочего дня со дня фактического пересечения государственной границы России (если авто ввозится из государств-членов ЕАЭС).

— Также в случае перепродажи ввезенного авто утильсбор должен быть оплачен не позднее дня постановки на государственный учет, — поясняет Владимир Ильичев.

Запомним этот важный момент.

Как добавляет Владимир Ильичев, ФТС хранит все данные о ввозимых авто в своей базе, кстати, проверить страну, где произошла его растаможка, можно как раз на официальном сайте организации.

Кроме того, вся информация о купли-продаже содержится в пассажирской таможенной декларации.

Эту бумагу продавец обычно не предъявляет покупателю, из-за чего у последнего могут возникнуть дополнительные расходы на оплату пошлин и утильсбора уже в процессе эксплуатации.

Юрист в сфере финансов Сергей Пирогов отмечает, что с перерасчетами на таможне сталкивается бизнес, и такая практика есть. Теперь дело дошло и до граждан.

А если не заплачу?

Очевидно, что сумма в 300 — 800 тыс. руб достаточно крупная, и она не всегда есть под рукой, особенно после покупки авто. Ездить даже без уплаты пересчитанного утильсбора на ней будет можно, но есть нюансы.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Как поясняет руководителя общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов разъясняет, что пользоваться автомобилем получится в том случае, если он уже зарегистрирован. Но если машина на учет не поставлена, то придется доплатить.

Алик Кортиев полностью согласен, ездить на авто будет можно, а вот перепродать…нет.

— Это, условно говоря, как вариант с незаконной перепланировкой. Жить можно, избавиться нельзя. Только после доплаты. У ФТС для клиента есть что-то типа лицевого счета, там и можно накапливать средства, чтобы потом разом расплатиться, — пояснил он.

Святослав Данилов приводит аналогию с налоговиками, у которых для плательщиков есть возможность тоже завести счета, но там средства списываются.

Как уточняет Сергей Пирогов, у каждого есть единый налоговый счет, куда вполне можно вносить средства. Посмотреть его состояние можно в личном кабинете налогоплательщика.

Кому верить 1 апреля?

После 1 апреля ставки утильсбора опять изменяться, кроме того будут ужесточены правила ввоза в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза.

С учетом складывающейся практики это может поставить под удар импортные авто, которые уже находятся на территории РФ, считают некоторые участники рынка и ждут хаоса на рынке.

Игорь Седов успокаивает: проблем не возникнет, если машины до этой даты удастся продать или зарегистрировать.

— В нашей сети таких авто мало, так что мы должны справиться, — надеется он.

Святослав Данилов согласен: регистрация станет выходом из положения, но… тогда придется платить скорректированный утильсбор, если письмо счастья все-таки уже пришло.

Статья подготовлена с использованием материалов «Известий».

Другое по теме