А чего не сразу поджигать?! Чем обернётся право для скорых и пожарных на таран авто
А кто платит?
Уже в мае в Госдуму может быть внесён законопроект, позволяющий экстренным службам в случае угрозы жизни пострадавшим таранить неправильно припаркованные автомобили.
В настоящее время разрешение на такие действия есть у пожарных, но по факту им редко кто пользуется. Формально ущерб пострадавшей стороне должен выплачивать работодатель, но по факту виновного сотрудника, как минимум, лишают премии.
Теперь право таранить авто будет предоставлено и водителям скорых.
В рамках инициативы финансовую ответственность за ущерб от тарана для экстренных служб хотят отменить. А сами авто предлагают защитить силовыми бамперами, чтобы минимизировать последствия ударов.
Но по факту без должных механизмов страхования для работников финансовые взыскания за поврежденные служебные машины всё-таки останутся, отмечают эксперты и добавляют, что, хотя понятно, что человеческие жизни бесценны, но в итоге в водители могут податься далеко не адекватные люди с целью отомстить «ненавистным соседям в Кудрово».
Кто не в выигрыше сейчас
Как отмечает автоэксперт Алик Кортиев, в существующих реалиях в инцидентах, когда кто-то задевает неправильно припаркованное авто, виноваты по факту обе стороны. Но тот, кого зацепили, должен будет заплатить штраф за неправильную парковку, а второго признают виновником ДТП. Выплаты сейчас получает, соответственно, тот, кого протаранили.
Президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин вспоминает историю из личного опыта, когда еле разъехался с девушкой, додумавшейся временно припарковаться в арке жилого дома.
— Мы немного зацепились зеркалами. Я потратил время, совершая манёвр. Конечно, я ей потом высказал всё, что о ней думаю, но если бы это была скорая или пожарная машины, то всё бы так просто не закончилось. При этом надо понимать, что в их ситуации счёт идёт иногда именно на минуты, — поделился он.
Владимир Матягин инициативу готов только полностью поддержать. По его словам, это остановит тех, кто привык хамить и «быковать» и не пропускать также скорые, заставляя их сдавать назад в узких проездах. При этом после воплощения ноу-хау в жизнь, если дело дойдёт до этого, нарушителю правил парковки придётся платить не только штраф, но и восстанавливать авто за свой счёт.
Позаимствовали идею?
Член комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты Российской Федерации Александр Холодов считает, что идея похожа на механизм, который работает в США для сотрудников полиции при ДТП. Там полицейские имеют право без возмещения ущерба со своей стороны сталкивать машины на обочины, выталкивать их с дороги, если авто не успел увезти вовремя эвакуатор. Есть даже целый бизнес: приехать на эвакуаторе первым на место ДТП, чтобы увезти автомобиль по высокому тарифу.
Как подчеркивает Александр Холодов, пострадавшим водителям потом приходится самостоятельно разбираться со страховыми или отправляться в суды, где им еще добавят штрафов за организацию заторов на дорогах.
По его словам важно делать акцент не на право тарана, а нормальное продуманное страхование ответственности работников экстренных служб перед третьими лицами и даже работодателем. Не секрет, что формально именно работодатель будет обязан произвести сейчас выплаты пострадавшему, но при этом работника точно не погладят по голове и, как минимум, лишат премии. Вот поэтому никто на эти тараны и не идет, даже если осознают, что человек находится в смертельной опасности.
— А без механизмов нормального страхования и только с правом на таран мы получим ситуацию, когда в экстренные службы могут прийти неадекватные люди, вымещающие собственные обиды. Кто-то, например, может устроиться в скорую в том же пресловутом и печально известном Кудрово с целью отомстить соседям. Ну, а чего не сразу поджигать? Или давайте авто эффектно будем бульдозерами давить, — эмоционально высказывается Александр Холодов.
А как правильно?
Алик Кортиев называет инициативу спорной. По его словам, очевидно, что и проблема есть, и жизни бесценны, но неправильно паркующихся автолюбителей, особенно в новостройках, тоже понять вполне можно.
— К сожалению, есть много вопросов к строителям. Почему в этих новых ЖК так мало парковок, мест во дворах, почему такие узкие проезды? Это тоже все всем очевидно, ответы лежат на поверхности, но так есть, — констатирует он.
Руководитель общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов поясняет, что правил парковки именно во дворах…в принципе не существует.
— Да, нельзя парковаться на газонах, там нельзя оставлять авто около мусорных контейнеров и на разворотных площадках для спецтехники. Первые два варианта при поезде экстренных служб вообще никому не мешают. Но на этом с запретами все.
Мало кто знает, но водителя не могут оштрафовать даже за превышение скорости во дворе. Потому что это именно двор, а не улица, магистраль и т.д. Вот в этом бы вопросе хотелось бы получить хоть какую-то ясность, — подчеркивает он.
Александр Холодов добавляет, что нет и четкой ясности, что считать экстренным случаем, какие для этого нужны доказательства, из инициативы не следует.
Что дальше?
Как разъясняет Алик Кортиев, под усиленным или силовым бампером понимаются, как правило, конструкции из металлических труб, устанавливаемые спереди и сзади. Это еще раньше называлось «кенгурятники», и их часто размещали на Land Rover.
― Они были популярны при поездах по сельской местности из-за возможности столкнуться внезапно с каким-то препятствием.
«Кенгурятники» ― это, скорее, защита от повреждений для того, кто таранит. Тяжесть ДТП для пострадавшей машины они не увеличивают, ― заверяет эксперт.
По словам Владимира Матягина, на служебные авто вполне логично устанавливать силовые бамперы. Он согласен с тем, что конструкции позволят избежать серьезных повреждений для машин, идущих на таран.
― Правда, одно время они были запрещены. До этого их устанавливали на джипы часто. И если такая машина с задним бампером резко тормозила, а в нее из-за этого кто-то врезался без такой конструкции, то «нос» у него оказывался, как правило, всмятку, ― оговаривается Владимир Матягин.
Страховщики перспективы воплощения в жизнь ноу-хау комментируют кратко.
Вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов полагает, что, скорее всего, повреждения неверно припаркованных авто будут по-прежнему покрываться полисом КАСКО как это происходит и сейчас, и не станут исключением, если предложение будет принято.
В целом, это покрытие обычно весьма широкое. Так, например, если ДТП произошло по вине владельца полиса КАСКО, и он нарушил ПДД, выплата по классическим программам производится, такое происшествие не является исключением.