Кому это выгодно: помогут ли сэкономить туристам невозвратные тарифы в отелях?

6 фев, 11:02
Светлана Коваленко
Минэкономразвития совместно с Роспотребнадзором готовят законопроект об официальном утверждении невозвратных тарифов на проживание в российских отелях. Такой механизм уже работает в сфере авиа и железнодорожных перевозок. По логике авторов инициативы, ноу-хау должно снизить стоимость размещения в гостиницах для туристов. Разбираемся, чем на практике обернутся такие благие намерения.
Коллаж 78.ru: freepik.com/wirestock; freepik, Photoagency Interpress/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Как подсчитали в Российском союзе туриндустрии (РСТ), введение невозвратных тарифов для российских гостиниц сможет снизить стоимость проживания на 20—30% для туристов. При этом отельерам ноу-хау позволит более эффективно планировать свои доходы и загрузку номерного фонда.

Авторы законопроекта, который по факту легализует в правом порядке то, что и так давно практикуется, хотят внести документ на рассмотрение в Госдуму осенью 2024 года.

Участники рынка признают, что официальное утверждение механизма давно назрело, но оно вряд ли в корне изменит ситуацию с ценами и поможет лишь отдельным категориям туристов.

Всего 10%

Для ясности разъясним сразу, что в России по факту существует как оплата аванса или задатка за бронирование отелей, так и 100% предоплата. Первый механизм широко внедрили в своё время ушедшие западные компании, такие как Booking.сом и Airbnb.

Суть заключалась в том, клиент сервиса вносил аванс или предоплату и полностью расплачивался по приезду.

Второй механизм со 100% оплатой до заезда и её невозвратом также всегда предлагался отельерами, но в законодательном поле он официально закреплён не был.

При этом, как пояснил ведущий юрист Клуба защиты прав туристов Михаил Житнухин, сейчас в РФ действует статья 32 закона «О защите прав потребителей», по которой клиент вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказания услуг) в любой момент при условии оплаты исполнителю фактически понесённых расходов.

Фото: freepik.com

Эта норма и позволяет тем, кто даже внёс полностью средства, требовать их возврата, если поездка по каким-то причинам не состоялась или качество отеля не устроило. Собственно, в таком случае деньги взимаются лишь за первый день бронирования.

Эту лакуну и хотят восполнить авторы законопроекта, ссылаясь на аналогичные новеллы, действующие в сфере авиа и железнодорожных перевозок, где есть невозвратные билеты, и они, как правило, продаются со значительным дисконтом.

При этом, по данным TravelLine, доля on-line бронирований с сайтов российских гостиниц по тарифам со 100% предоплатой, которая не возвращается в случае незаезда, составляет 9%. Количество отмен оценивается в 2%.

Тогда как плательщики аванса возвращают деньги в 23% случаев.

Кто платит заранее

Как поясняет президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов, сама инициатива выросла из распоряжения правительства РФ от 20 января 2024 года об утверждении дорожной карты для механизма «Трансформации делового климата «Туризм»».

Суть заключается в том, что невозратный тариф призван стимулировать продажи для индивидуальных путешественников, отправляющихся на отдых на автомобилях. На них сейчас сделана большая ставка федеральными чиновниками.

— Дело в том, что туроператоры, особенно в высокий сезон, «выкупают» номера сразу на несколько месяцев у отельеров. И по факту этим операторам, как и владельцам гостиниц, всё равно, приехал ли какой-то конкретный турист. С отельеров при таком механизме вообще полностью снимается головная боль с наполняемостью.
Так что мы говорим не о пакетных турах по невозвратному тарифу, а именно об индивидуальных путешественниках, — разъясняет Андрей Гаврилов.
Фото: freepik.com DC Studio
Фото: freepik.com/DC Studio

Генеральный директор турагентства Saut Travel Ирина Туркова подтверждает, что практика с выкупом туроператорами лотов или квот широко применяется на практике.

— Это так называемое гарантированное бронирование. Есть и не гарантированное, когда компания направляет отельеру запрос на бронь, и она либо подтверждается, либо нет. Но и в этом случае (при положительном решении вопроса), все исходят из того, что к моменту приезда номер будет 100% оплачен туристом. То есть, по факту это всегда безвозвратный тариф в турпакете, — отмечает она.

Зачем это понадобилось?

Как поясняет собеседник 78.ru на условиях анонимности, вопрос с официальной легализацией существующих практик встал из-за резкого роста внутреннего туризма и… увеличивавшегося в разы так называемого потребительского терроризма, когда услуга по факту приобретается по невозвратному тарифу, а на деле дальше начинается вымогательство денег.

— Да, такой тариф позволяет сэкономить 20—30%. Но дальше начинается выкручивание рук отельерам. Это происходит всё чаще на фоне того, что клиенты становятся более требовательными.
Но есть и вторая сторона медали. Не секрет, что некоторые недобросовестные отельеры сознательно занимаются овербукингом в высокий сезон.
Что теперь будет с их клиентами? Куда их теперь поселят?
Вряд ли речь пойдёт о более высоком ценовом сегменте, а вот о более низком — куда более вероятно.
Опять же, если мы говорим о поездках на собственном авто внутри страны, то их цель как раз заключается в максимальном перемещении по разным локациям, а не пребывании весь отпуск в одном отеле, —рассуждает участник рынка.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Генеральный директор CITYTEL Андрей Петелин согласен с тем, что потребительский терроризм существует на рынке и только усиливается, но полагает: «ноу-хау» не приведёт к снижению цен за размещение в номерах.

— Инициативой фиксируется та ситуация, которая есть на рынке. Она никак не связана с ценообразованием. Хотя сейчас и есть тренд, когда всё-таки больше броней идёт с авансом, а не 100% предоплатой, — признаёт он.

Ирина Туркова отмечает, что невозвратные тарифы на том же транспорте всегда помогают экономить на значительные суммы. Другое дело, что россияне относятся к перевозкам намного более организованно, чем подходят к вопросу с размещением в отелях.

Владелец «Павловских апартаментов» Валерий Фенько обращает внимание на то, что важно детально проработать перечень причин, по которым всё-таки можно будет отказаться даже от невозвратного тарифа. Это может быть болезнь или смерть клиента, как сделано для авиа и железнодорожных перевозках.

По словам Валерия Фенько, для отрасли есть куда более насущные вопросы: например, введение задатка для клиентов за возможное уничтожение гостиничного имущества или погромы. Такие сборы уже давно взимаются в Европе, а средства потом возвращаются, если инцидентов не было.

Статья была подготовлена с использованием материалов «Известий».

Другое по теме