Рыскал по помойкам, бежал в Париж, прятал детей: Васильев до и после «Модного приговора»

8 дек, 17:12
Михаил Садчиков-младший
Когда мы говорим «историк моды», то подразумеваем именно Александра Васильева. Именно он олицетворяет в нашей стране стиль, искусство и красоту. Но, среди громких побед, есть у нашего героя явный провал — он случился после февраля 2022 года. Как жил Васильев, что делал до СВО, и что начал делать после — в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: vk.com/Александр Васильев, unsplash.com, flaticon.com/Freepik

Пожалуй, нет в России более известного историка моды, чем Александр Васильев. Он смог сделать себе имя не на скандалах, а на том, что стал сохранять мировое искусство — в его коллекции сотни тысяч предметов старины, различных платьев, в том числе и великих людей. Сам телеведущий признаётся, что у него есть наряды Людмилы Зыкиной, а также одеяния Людмилы Гурченко, Одри Хепбёрн и других великих женщин. Только вот Эдита Пьеха отказалась ему отдавать свои легендарные костюмы, несказанно удивив этим историка.

Как Васильев превратился в крупнейшего коллекционера искусства и историка моды — узнаем из его биографии.

Биография Александра Васильева

8 декабря 1958 года в московской семье театралов родился мальчик Саша. Его папа Александр Павлович был театральным художником. Долгое время он работал главным художником Московского театра им. Ермоловой. Он оформлял такие знаменитые спектакли как «Пушкин» Николая Глебы, «Европейская хроника» Алексея Арбузова и многие другие.

Мама Васильева была выпускницей Школы-студии МХАТ, где позже стала преподавателем по сценической речи. В доме семейства регулярно бывали такие легенды театральной сцены как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт — все они примеряли наряды отца Александра Васильева, а мама, в свою очередь, занималась с Илзе и Андрисом Лиепой, Ниной Ананиашвили, Николаем Цискаридзе, Владимиром Деревянко и другими (женщина также подрабатывала сотрудником Большого театра).

Фото: vk.com/Александр Васильев

Детство и юность Александра Васильева

— Конечно, имя родителей мне давало все поблажки мира, потому что мой папа много работал во МХАТ, он оформил знаменитые спектакли: «Плоды просвещения», «Ревизор» с Кедровым… Он оформил спектакли, которые хранятся теперь в эскизах в Музее МХАТ, и не так давно Музей МХАТ делал выставку костюмов, и там как раз выставлялись даже костюмы моего отца. И я поступал как раз в Школу-студию МХАТ, его имя, конечно, было очень известно. Моя мама была педагогом по речи Школы-студии МХАТ, поэтому я стараюсь говорить грамотно и артикулировано, что не все умеют делать, потому что часто говорят «сёдня» вместо «сегодня», ну разные такие ошибки, — говорит Васильев.

Так что наш герой с детства был погружён в мир искусства и имел честь наблюдать воочию тех людей, о которых мы сейчас читаем в книгах и изучаем в учебниках истории. Немудрено, что свою жизнь Васильев решил связать с искусством и первые костюмы начал создавать ещё в раннем детстве.

Сначала это были кукольные постановки, а затем ему доверили поработать над спектаклем по мотивам пьесы «Волшебник Изумрудного города». Актёры театра беспрекословно надели наряды 12-летнего художника и не пожалели.

Так как родители имели хорошие связи и много работали с тканями и другими предметами, Васильев с детства начал собирать коллекцию старинных вещей. Конечно, тогда он это делал не совсем осознанно, понимание пришло позже. Известен случай, когда историк моды в прямом смысле нашёл старинную икону Николая Чудотворца начала XVIII века на помойке.

— На свалке я в детстве очень много находил прекрасного, потому что в ту пору не было антикварных магазинов, не было таких закуточков подобно тому, где мы сидим с вами, в которые бы приносили вещи и продавали их или каким-то образом экспонировали. Поэтому люди приносили это и перепродавали в театры, на киностудии, за копейки продавали это. Всегда «Мосфильм» давал объявление, что «для съёмок необходимы старинные зонтики, кружева, перчатки, чулочки, панталоны, платья», и люди приносили и продавали туда за 3-5 рублей, тогда были такие цены. Это сейчас 3 и 5 рублей — это можно выкинуть просто потому, что они ничего не стоят, а раньше это была сумма. За 10 рублей если вы что-то покупали — это о-го-го, десятку за зонтик дали! — вспоминал историк моды.
Фото: vk.com Александр Васильев
Фото: vk.com/Александр Васильев

Несмотря на известных родителей и свои увлечения, в элитной московской школе №29 у мальчика Саши не складывались отношения со сверстниками, которые считали его странным и чудаковатым. Повзрослев, он стал стильно одеваться и привлекать внимание девушек.

Карьера Александра Васильева

Юного Васильева выгнали из той элитной школы из-за плохой успеваемости. Особенно сложными для него были математика и другие точные науки. В итоге ему пришлось пойти в совершенно обычную школу, где он и получил аттестат. Со статусом комсомольца тоже были проблемы, но за него вступились такие знаменитости как Константин Райкин, Анастасия Вертинская и Станислав Садальский.

Александр Васильев в театре

Затем последовала учёба в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете, который он благополучно окончил в 1981 году. В это время Васильев уже начал трудиться художником по костюмам.

— Учился я хорошо, и главное, что я был практичным очень студентом. Нам всё время в Школе-студии МХАТ говорили, предлагали практики, практики на сцене по оформлению спектаклей, и мы могли выбирать или не выбирать, и всегда это было по собственному желанию. Я эту методику сохранил с моими реставраторами, я сейчас вам расскажу, как это происходило, — говорит Васильев.

Первая большая работа отсылает нас к театру на Малой Бронной, куда Александра взяли художником по костюмам помогать отцу заниматься спектаклями. Дебютом стала постановка «Волки и овцы», где главную роль исполнила супруга Валентина Гафта Ольга Остроумова. А затем он попробовался в «Современнике».

Фото: vk.com Александр Васильев
Фото: vk.com/Александр Васильев
— Это был первый театр Москвы, где я работал бутафором, и мне было 16 лет. Это было очень интересное время, потому что тогда был молодой Табаков, молодая Волчек, Богатырёв, тогда были Марина Неёлова, Настя Вертинская, Тамара Дегтярёва, потрясающие актёры и актрисы, Игорь Кваша, Валентин Гафт… Я был в восторге от работы в этом великолепном театре. И вот именно там Константин Райкин, затем Стас Садальский и Настя Вертинская составляли ядро комсомольской организации театра «Современник». И так как для поступления необходима была характеристика, то как раз Костя Райкин мне эту характеристику и давал. А бутафоры проходили по разряду «рабочий класс», а рабочему классу были открыты все двери, — пишет Васильев.

Но через несколько лет Васильев неожиданно для многих влюбляется и перебирается на ПМЖ во Францию, где начинает одновременно и работать, и учиться дизайну в Школе Лувра. Талантливого юношу из загадочного Советского Союза заметили именитые специалисты и доверили ему заниматься различными фестивалями и театрами во Франции. Например, он оформлял Ронд Пуант на Елисейских Полях, Студию оперы Бастилии, Люсернер, Картушери, Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевскую оперу Версаля.

— Потому что вот это образование, которое я получил, мне открыло все двери на Западе. И когда я приехал в Париж и пошёл работать в театр — а я пошёл работать в театр через два месяца после приезда, время не терял, так вот не делал, бом-бом-бом-бом — они спросили: «Где вы учились?». Я сказал: «В студии художественного театра». Я сразу получал контракты, потому что тогда это была марка, тогда это ещё как бы значило что-то. Все знали Станиславского, это же была всё-таки школа, основанная Станиславским и Немировичем-Данченко, — все знали Московский художественный театр, и в Париже в том числе, — говорит Васильев.

Уже через год Васильев стал читать лекции в парижской школе моды, а затем его позвали в Рейкьявик работать декоратором в местном театре. Дальше пошло сотрудничество с Королевской художественной академией Бельгии, а затем и оформление балета «Щелкунчик» в Японии.

Александр Васильев на телевидении

Точно подсчитать старт карьеры Александра Васильева невозможно, так как ещё в детстве он активно занимался интересными для себя вещами. Но сам историк моды говорит, что впервые осознал интерес к работе в восемь лет, когда начал вести детскую программу «Театр „Колокольчик“» — она выходила раз в неделю. Тогда ребёнок надевал синюю шапочку и изображал мальчика из города Динь-Динь. Уже позже, повзрослев, в начале 70-х Васильеву доверили встать в кадр в программе «Будильник» с актрисой Надеждой Румянцевой, где он выходил в костюме «Будильника».

Фото: соцсети
Фото: соцсети

После переезда за границу Васильева чаще можно было увидеть на европейском и американском телевидении, где он выступал как эксперт. А затем, в середине 90-х, историк и искусствовед вернулся в Россию и стал постепенно заниматься разными проектами и входить в индустрию моды, которая тогда активно развивалась.

— Шоу-бизнес, к которому я отношу телевидение, довольно жестокая мясорубка, и как только ты сходишь с дистанции, тебя начинают быстро забывать. Если ты хочешь дальше работать в этом же темпе, надо всегда стараться и хорошо выглядеть, как ты прекрасно знаешь, и быть на позитиве, стараться никогда не болеть. Коронавирус — это была та первая болезнь, которая меня посетила за эти 12 лет работы в программе «Модный приговор», что, может быть, немного по сравнению с тем, что ты работала в «Добром утре» и на других программах, — рассуждал Васильев в беседе с Ариной Шараповой для «Радио КП».

Как Александр Васильев стал историком моды

Жизнь Васильева всегда была связана с модой. Он начал заниматься костюмами ещё в юношестве, продолжив смелые эксперименты уже в зрелом возрасте. Имея серьёзное образование и богатый бэкграунд, который ему дали родители, карьера в Европе пошла семимильными шагами, да и обучение в столице Франции — которая считается главным модным городом мира — принесло свои плоды. Преподавание, создание костюмов, работа с именитыми дизайнерами и модными показами… всё это сделало имя Александру Васильеву.

Историк моды в 90-х то возвращался, то уезжал из России. Но в 2003 ему пришлось вернуться на долгий период, так как нужно было заняться вопросами наследства после смерти любимой матери. Тут-то он и решил обратить свой взор на столицу, где уже пришло новое время — царствовал гламур, модные показы стали обыденностью, а журналы пестрили различными интересными фактурами и находками. Тут-то он и начал давать советы модницам, которые затем появились в разных журналах.

— В выборе одежды надо исходить из того, что вам идёт, а не из того, что модно. И адекватно оценивать свои внешние данные. Воспитанный человек всегда скажет: моя фигура не позволяет надеть эту вещь, хотя она очень модная. Тем более что сегодня нет диктата моды, а существует как минимум десять направлений в одежде, из которых вы можете выбрать, — признался Васильев.
Фото: Vadim Nekrasov globallookpress.com
Фото: Vadim Nekrasov/globallookpress.com

В скором времени в Самаре появляется фестиваль «Поволжские сезоны Александра Васильева», а затем и дизайн-студия «Интерьеры Александра Васильева» в Москве, как и музей истории моды XX века. Словоохотливый искусствовед пришёлся к месту и в СМИ — его стали активно зазывать на радио, телевидение, а также приглашать с выездными лекциями по всей стране.

Кроме работы на телевидении Александра Васильева в 2009—2012 годах пригласили стать научным руководителем Московской академии моды при Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино». В этот момент он защитил кандидатскую на тему «Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны».

В 2019 году ему предложили стать доцентом философского факультета МГУ, а в 2020-м историк моды основал просветительский проект под названием «Аристократия» — о народных промыслах художников разных эпох в России.

Александр Васильев и «Модный приговор»

Широкую известность Васильеву принесло участие в знаменитой программе «Модный приговор». Историка моды пригласили туда в 2009 году, после того, как Вячеслав Зайцев стал чувствовать себя хуже, поэтому больше не смог быть ведущим.

Пару Васильеву составляла Эвелина Хромченко. А, так как у знаменитого искусствоведа были большие связи, шоу получило новые развитие. В него пришли западные рекламодатели, начавшие поставлять одежду, а также российские специалисты. Проект имел большой успех и выходил вплоть до февраля 2022 года. Но затем его приостановили, заменив информационными программами. Васильев же отметился несколькими скандальными высказываниями, о которых мы поговорим позже.

— У меня позитивное отношение к жизни. Даже если случаются неблагоприятные внешние обстоятельства. Это опыт. Нужно помнить, что мы временные жители на Земле, никто не будет жить вечно. Даже те, которые очень этого хотят. Поэтому нужно сделать жизнь приятной для себя и для других, — философски прокомментировал завершённую историю с «Модным приговором» Васильев.
Фото: Pravda Komsomolskaya globallookpress.com
Фото: Pravda Komsomolskaya/globallookpress.com

К слову, до приостановки эфиров, в шоу также снималась Надежда Бабкина. Королева русской песни после Первого канала приняла приглашение НТВ и перешла туда работать в аналог «Модного приговора» с Владом Лисовцом, а вот Александра Васильева туда уже не пригласили.

Александр Васильев — «отец» Моргенштерна*

Телевидение помнит и ещё один забавный эпизод, связанный с Александром Васильевым и скандальным рэпером Моргенштерном* (признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции РФ). В Сети ещё в конце 2010-х нашли несколько архивных фото, где молодой Васильев очень похож на модного рэпера Моргенштерна*. Публика даже посчитала, что это фотошоп, но нет, это были настоящие снимки.

Создатели программы «Давай поженимся!» решили сыграть на этом и пригласили двух звёзд в новогодний выпуск, вышедший в эфир 24 декабря 2020 года. Тогда Алишер Моргенштерн* пришёл поддержать своего коллегу саунд-продюсера Славу Марлоу: тот искал себе девушку. А помогать им вызвался именно Васильев.

— Я действительно бывал в Уфе, но не знал, что у меня растёт сын. Ему даже фамилию дали Моргенштерн, потому что мы зачали его на рассвете. Наблюдаю у него определённые проблемы в воспитании: он неряшливый, грубит. Но, думаю, это всё из-за отсутствия отцовской заботы. Теперь будем восполнять пробелы, — шутил эксперт.
Фото: vk.com Александр Васильев, vk.com MORGENSHTERN*
Фото: vk.com/Александр Васильев, vk.com/MORGENSHTERN*

Историк моды тоже заметил некоторое сходство во внешности. Комичный выпуск обсуждали в социальных сетях, но, конечно же, ни о каком реальном родстве речи быть не может.

Книги Александра Васильева

Немаловажную роль в формировании образа Александра Васильева играют и книги, которые историк моды стал писать ещё в середине 2000-х. У него вышло около 20 изданий, среди самых известных — серия «История моды», состоящая из 18 книг-открыток.

Попробовал себя Васильев и в разных жанрах. Например, издал книгу «Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки», посвящённая годам жизни звезды балета Ксении Триполитовой.

— Из моих героинь жива только балерина Ксения Артуровна Триполитова, которой 102 с половиной года. Сейчас она живёт в доме престарелых в Париже, но из-за старческой болезни не очень хорошо понимает, в какой стране находится. Все остальные из жизни уже ушли. Более того, ушли и их дети, потомки эмигрантов. Хотя, когда я издал книгу впервые, многие из них ещё были живы, — говорил Васильев в 2018-м.

Личная жизнь Александра Васильева

Личная жизнь Александра Васильева всегда была предметом споров и слухов. Сейчас уже мало кто вспомнит, но будущий историк моды испытал чувства любви будучи 21-летним студентом к Марии Лавровой — ей на тот момент было 19 лет. Пара встречалась несколько лет, но затем девушка вместе с родителями перебралась в Париж, оставив Васильева в Москве.

Фото: Pravda Komsomolskaya globallookpress.com
Фото: Pravda Komsomolskaya/globallookpress.com

На это Александр придумал хитрый план, чтобы выехать из тогда ещё закрытого Советского Союза и добиться расположения красавицы. Он решился на фиктивный брак с Анной Бодимон — студенткой, приехавшей из Франции изучать русский язык в МГУ. Так у студента появилась жена, благодаря которой он в 80-х оказался в Париже. Сразу же Васильев отправился к любимой Лавровой, но та уже собралась замуж за французского журналиста. Жизнь повернулась неожиданным образом, и жених бросил беременную Марию, которая попробовала вернуться к Александру, но тот не решился возобновлять отношения.

В этот момент фиктивная супруга Анна начала влюбляться в Васильева. В итоге они вместе прожили пять лет, но пути разошлись — Александр остался в Париже и посвятил себя карьере. После этого он попытался построить отношения с ассистенткой Стефанией, но та не захотела переезжать из Исландии во Францию.

Больше про женщин историка моды ничего не известно, а сам он шутит, что много лет назад женился на моде и чувствует себя весьма комфортно. Правда, в 2022 году неожиданно выдал интересную информацию, которая удивила поклонников. Оказывается, историк моды дважды был женат — так он когда-то ответил поклоннице.

— Во-первых, дважды женился. Во-вторых, наследников хватает. В-третьих, сталкиваясь с такими бестактными тётями, как вы, Тамара, думаешь: чур меня, — сказал Васильев, не уточнив детали.

Александр Васильев и скандал с СВО

Александр Васильев строил блестящую карьеру в России до того момента, пока не настал февраль 2022 года. Историк моды раскритиковал действие военных, а затем даже написал открытое письмо литовскому Висагинскому муниципалитету. Правда, сам он утверждает, что это фейк.

При этом не отрицает, что эмигрировал из Советского Союза во Францию в начале 80-х, а затем получил литовское гражданство. Впрочем, это не мешало ему строить карьеру именно в России, а не за рубежом — хотя для этого имелись все возможности.

Фото: vk.com Александр Васильев
Фото: vk.com/Александр Васильев

Тут же появились новости, что историк моды переехал из России, но сам он опровергает эту информацию. В интервью Мадонне Мур Васильев сообщил, что всегда перемещался в поисках ценных экспонатов, а также не переставал читать лекции по всему миру. На родине у него есть квартира и загородный дом.

Но скандальные высказывания ему не простили. Как только начались разговоры про возвращение шоу «Модный приговор», Первый канал тут же открестился от Васильева, заявив, что проект будет вести другой человек.

На данный момент известно, что Васильев зарабатывает рекламой и выступлениями, а также выставками. А вот на телевидении он негласно является персоной нон-грата.

Коллекция, которую собрал Александр Васильев

О коллекции костюмов, которую собрал Александр Васильев, уже слагают легенды. Некоторые эксперты даже шутят, что она может соперничать с легендарными выставками Эрмитажа. К слову, сам историк моды уже завещал всё российским музеям.

На данный момент у Васильева крупнейшее собрание костюмов в мире в период с XVIII по XXI век. Он не скрывает эти экспонаты и активно выставляет в разных частях мира. Часть находится в той самой легендарной квартире в Париже около Триумфальной арки. Там, например, можно найти наряды Майи Плисецкой, Ольги фон Крейц, Жаклин де Богурдон, княжны Марии Щербатовой.

— Если в Москве никто не пошевелится, конечно, это осядет в другом месте. Интерес есть, мне сейчас даже предложили замок в Швейцарии, под Лозанной. Музейные пространства в Прибалтике. Готовим большую выставку в Дубае совместно с Департаментом культуры Москвы, — сказал Васильев.
Фото: личный архив Александра Васильева
Фото: личный архив Александра Васильева

По словам Васильева, очень важно прийти к родственникам умершей знаменитости вовремя и попросить у них легендарные костюмы. Так, ему перешли вещи Людмилы Гурченко, Майи Кристалинской и других звёзд. А вот когда он обратился с такой просьбой к Эдите Пьехи, то услышал от неё: «Не дождётесь, я ещё не собираюсь умирать!». Кстати, судя по всему, после этого легендарная советская певица решила сама навести порядок в своём гардеробе и собрала наряды в здании, построенном у себя на даче — его звезда называет «павильон воспоминаний».

Что же касается Васильева, то его интересуют не только костюмы. Это могут быть и обувь, и аксессуары. В интервью Александру Добровинскому историк моды рассказывал, как он часами ходит по блошиным рынкам Парижа в поисках древностей. В разных мировых столицах его уже знают и специально откладывают вещи, способные заинтересовать Васильева.

Сейчас коллекция насчитывает более 100 тыс. предметов. Оценить её не берётся ни один специалист, но, по словам Васильева, она точно составляет не менее десятка млн долларов.

Александр Васильев последние новости и скандалы

На данный момент Александр Васильев находится в России. Будет ли он пышно отмечать свой день рождения пока никто не знает. Зато в Сети до их пор обсуждают скандалы, связанные с его именем.

Так, в июне 2023 года в соцсетях появилось видео, где историк моды находится в аэропорту Казани и скандалит с сотрудниками. Его не хотели пускать на борт из-за подаренного сувенира и попросили пройти тщательный досмотр. Казалось бы, рядовая вещь вызвала гнев у Васильева, поэтому он набросился на женщину с тирадой.

— Когда такой знаменитой личности, как мне, дарят местные подарки, вы их у меня отнимаете. Пусть вам будет пусто с сегодняшнего дня, до дня вашей смерти. До свидания, — сказал в сердцах искусствовед.
Фото: vk.com Александр Васильев
Фото: vk.com/Александр Васильев

Продолжают обсуждать и другой странный эпизод с Васильевым. Одна из журналисток позвонила историку моды и попросила прокомментировать то, как должен выглядеть настоящий патриот. И вот его ответ.

— А вот тот, кто действительно патриотичен, он реально должен жить на Урале. Я считаю, что патриот должен жить в Самаре, должен жить в Ульяновске и должен не одеваться в джинсы никогда, снять кроссовки, переобуться в лапти. Я реально считаю: носить косоворотку и только, забыть иностранные языки, потому что это не патриотично, — саркастично отметил историк моды.

В статье упоминается Моргенштерн*, признанный иностранным агентом по решению Министерства юстиций РФ.

В статье использованы материалы News.ru, «СтарХит», The Art Newspaper, пресс-релиз Первого канала, выпуски программы «Модный приговор» / Первый канал, «7дней», Teleprogramma, интервью Мадонны Мур, «Комсомольская правда».

Другое по теме