Называют великим спасителем русской культуры: почему Гергиева призвали в Большой театр
Валерий Гергиев один из самых значимых деятелей культуры в России, живущих в данный момент. Его влияние сложно переоценить, ведь именно он возродил славные традиции Мариинского театра, открыл несколько дополнительных сцен не только в Петербурге, но и за его пределами, стал приглашённым дирижёром самых значимых театров мира, а теперь призван в Большой, чтобы наладить там рабочие процессы. «Я всего лишь дирижёр», — скромно говорит о себе Валерий Абисалович после назначения.
Детство и юность Валерия Гергиева
Валерий Гергиев родился в осетинской семье 2 мая 1953 года. Появился мальчик в Москве, но затем родители — Абисал Заурбекович Гергиев и Тамара Тимофеевна Лагкуева — переехали во Владикавказ. Родители будущего маэстро воспитывали ещё двух дочек: Ларису и Светлану.
Уже с детства мальчик питал страсть к музыке и начал активно заниматься в музыкальной школе, а затем и поступил в училище (ныне оно называется Владикавказский колледж искусств им. Валерия Гергиева) — по классу фортепиано и дирижирования. Там он учился в 1968—1972 годах. Как шутил сам Валерий Абисалович в одном из интервью — у него была страсть к рисованию, футболу и музыке.
В 1972 году после переезда в Ленинград поступил в консерваторию в класс дирижирования легендарного Ильи Мусина. Юный студент в 1976 году одержал победу на престижном международном конкурсе дирижёров Герберта фон Караяна в Берлине и в том же году одержал победу на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.
После окончания консерватории Гергиева приняли в Кировский театр (до распада Советского Союза так назывался Мариинский театр — прим. 78.ru) как ассистента главного дирижёра, который в то время занимал Юрий Темирканов.
Карьера Валерия Гергиева
Впервые он встал за дирижёрский пульт в 1978 году во время исполнения оперы Прокофьева «Война и мир». С 1981 по 1985-й параллельно руководил Государственным симфоническим оркестром Армении, а уже в конце 80-х, когда Юрий Темирканов пошёл в филармонию, стал главой Кировского театра.
Как любитель творчества Рихарда Вагнера, Валерий Гергиев смог вернуть множество произведений композитора на театральную сцену, в том числе тетралогию «Кольцо Нибелунга».
Валерий Абисалович, поставив Мариинский театр на правильные рельсы, стал популярен и за границей. Так, в 1992-м он дебютировал на сцене Метрополитен-опера с оперой Верди «Оттело», став там приглашенным дирижёром. Кроме того, с 1995 по 2008-й его назначили приглашённым дирижёром Роттердамского филармонического оркестра, а с 2007 по 2015 год он был главным дирижёром Лондонского симфонического оркестра. В 2015-м возглавил Мюнхенский филармонический оркестр.
Вместе с оркестром Мариинского театра Гергиев принимал участие в церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010-м, а также открывал и закрывал зимнюю Олимпиаду в Сочи в 2014-м.
Мариинский театр при Валерии Гергиеве
После того, как стало известно о назначении Валерия Гергиева на пост гендиректора Большого театра, все тут же зашептались о том, что он оставит родной Мариинский и переберётся в Москву. Но речи об этом не идёт. Информацию уже прокомментировали в пресс-службе театра.
— Валерий Абисалович был и остаётся художественным руководителем — директором Мариинского театра. В ближайшей афише Мариинского театра Валерий Абисалович заявлен за дирижёрским пультом — три-пять раз в неделю. Нет никаких сомнений, что маэстро быстро и очень грамотно распределит своё внимание между двумя столицами. Мы искренне рады, что сможем более тесно сотрудничать с московскими коллегами, и поздравляем команду Большого театра с этим назначением! — цитирует сообщение пресс-службы «Фонтанка».
Имя Гергиева фактически является синонимом Мариинского театра, где он в 1988 году стал музыкальным руководителем. За эти годы Валерий Абисалович возродил театр и смог сделать из него настоящую культурную машину, завоевавшую признание во всём мире.
В 1996-м Гергиев стал художественным руководителем Мариинского театра указом президента Бориса Ельцина. Тогда он возглавил оркестр, а также оперную и балетную труппы. Критики пишут, что именно в эпоху Валерия Абисаловича в репертуар Мариинского кроме опер и балетов вошли симфонические произведения и произведения других жанров филармонической музыки. Также там стали проводиться различные крупные фестивали (самый известный — «Звёзды белых ночей»), а также мероприятия, приуроченные к юбилеям великих композиторов мира.
Отметим, что с начала 2000-х Гергиев работал над тем, чтобы укрепить престиж Мариинского театра. Благодаря его стараниям открыли в 2006-м Концертный зал на улице Декабристов, а в 2013-м появилась Новая сцена («Мариинский-2»). Кроме того, у театра имеются филиалы во Владивостоке (так называемая Приморская сцена), которая появилась в 2016-м, а также во Владикавказе в 2017-м. Кроме того, в начале 2020-х в Репино появилась ещё одна концертная площадка, связанная с Мариинским театром.
Личная жизнь Валерия Гергиева
Большую часть времени Валерия Гергиев посвящает музыке и гастролям. В Сети можно найти лишь несколько фотографий маэстро с его супругой, на которой он женился в 1999-м году.
Женой дирижёра стала аккордеонистка Наталья Дзебисова. На момент свадьбы ей было 18, а супругу — 46. Японский журналист Кадзуо Кобаяси написал биографию Гергиеву, где рассказал, что у маэстро и его супруги случилась любовь с первого взгляда.
— Встретив Наташу, Валерий ещё год ждал её совершеннолетия, после чего они сыграли свадьбу у него на родине. Говорят, когда в семье Валерия зашла речь о потенциальной супруге, его мама, Тамара Тимофеевна, шёпотом спросила: «И на каком же языке ты будешь говорить с ней дома? На русском?». Несмотря на то, что её сын, выросший в осетинской глубинке, теперь успешный человек, который живёт в большом городе и общается с людьми высшего света, видимо, ей всё равно хотелось, чтобы в семейной обстановке он и его жена говорили на осетинском языке, — написал Кобаяси.
Дети Валерия Гергиева
Старший сын Гергиева Абисал родился в 2000-м. Его назвали в честь отца маэстро. В 2001-м на свет появился второй наследник — Валерий, а два года спустя долгожданная дочь Тамара — ей дали имя в честь матери легенды.
Абисал стал заниматься музыкой после окончания консерватории. Биография молодого человека размещена на сайте Мариинского театра. В 16 лет Абисалу Гергиеву первый раз в жизни доверили сыграть с симфоническим оркестром Мариинского театра во время открытии филиала театра — Северо-Осетинской филармонии.
— Давления не было. Конечно, музыка была вокруг меня с самого детства, и это имело определённый эффект, что папа — дирижёр. Я слушал его лет с трёх, наверное. Слушаю много симфонической музыки, разных дирижёров и, естественно, много записей папы. Да, хотелось бы попробовать точно. Но пока я не стану пианистом такого высокого качества, какого мне хочется, нет смысла и начинать. Может, это произойдёт через пять лет, может — через 10. Тогда я буду готов, наверное, и попробовать, — отмечал Абисал в интервью «Собаке.ру».
У Валерия Гергиева также есть внебрачная дочь, которая появилась на свет в середине 80-х. Как писали английские СМИ, её мамой стала юная преподавательница консерватории Елена Остович. Издание «Фонтанка» позже сообщило, что девушку зовут Наталья, она тоже занимается музыкой и работает профессиональной певицей.
Общественная позиция
Валерий Гергиев, завоевав авторитет как классический музыкант, несколько раз входил в состав различных советов по культуре. Его связывают давние дружеские отношения с президентом России Владимиром Путиным — лидер страны доверяет мнению великого дирижёра и советуется с ним не только по вопросам культуры.
Отметим, что Валерий Гергиев активно поддерживает России и русскую культуру. Так, когда в 2004-м году случился теракт в Беслане, он провёл серию благотворительных концертов «Беслан. Музыка во имя жизни», которые прошли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Токио, Риме и Москве. Все деньги, собранные с мероприятия, пошли в фонд помощи.
Уже через четыре года дирижёр совместно с симфоническим оркестром Мариинского театра выступил на центральной площади Цхинвала с концертом, который посвятил памяти жертв среди мирного населения в войне в Южной Осетии.
В мае 2016-го оркестр Мариинского под руководством Гергиева дал концерт в старинном амфитеатре полуразрушенной Пальмиры.
После начала специальной военной операции по защите Донбасса от работы с Валерием Гергиевым стали отказываться ведущие театры мира, требуя его осудить СВО. Так, ему не дали выступить в Ла Скала, а также отстранили от должности главного приглашённого дирижёра Мюнхенского филармонического оркестра.
Легенда музыки молчал несколько месяцев, наблюдая за тем, как отменяют русскую культуру. Свой комментарий относительно произошедшего он дал лишь в июне 2022 года во время проведения ПМЭФ.
— С 24 февраля я не сделал ни одного комментария политического характера. Я считаю, что мы вступили в период нашей истории, который открыл громадный новый потенциал и новые смыслы. Я нахожу, что Россия неожиданно получила шанс, помимо всего, что обсуждает весь мир в связи с Россией, с решениями, которые принимаются, получила огромный шанс по-настоящему взглянуть на то, что происходит здесь. Мы должны максимально использовать эту возможность и сделать суммарно что-то очень крупное, что будет держать нас не только крепко стоящими на земле. Когда ты силён дома — ты силён в мире, — сказал Валерий Гергиев во время пленарного заседания.
Валерия Гергиева несколько раз включали в знаменитый список 100 самых влиятельных людей на планете журнала Time.
Проекты Валерия Гергиева
Конечно же, главным проектом Валерия Гергиева являются новые залы, связанные с Мариинским театром. Благодаря его стараниям легендарная сцена приросла новыми пространствами не только в Петербурге, но и в Приморье и Владикавказе.
Также Валерий Абисалович несколько лет вынашивает идею воссоздания Дирекции императорских театров — её он публично озвучил в марте 2022 года во время встречи с президентом Владимиром Путиным.
— Объединение усилий и заботы государства, которое обсуждалось ещё в 1990-х, может иметь далеко идущие и самые полноценные благоприятные возможности, — так прокомментировал тогда Гергиев возможное объединение.
— Вы наверняка знаете, что в своё время у нас была Дирекция императорских театров, которая позволяла заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом и развивать если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли, — отмечал глава государства.
На самом деле, идея Дирекции императорских театров берёт начало ещё в 90-х, но реально о ней заговорили в 2013-м, но тогда Гергиев хотел реализовать её только на просторах Петербурга. По планам, в Северной столице можно было бы создать Национальный центр искусств, куда могли бы войти Мариинский театр, Петербургская консерватория, Академия балета им. Вагановой и Зубовский институт (Российский институт истории искусств).
Сейчас многие боятся, что худрук Мариинки начнет объединять с ней Большой театр. Но пока об этом разговоров не идёт.
— Большой и Мариинский театры как существовали, так и будут существовать как самостоятельные юридические лица, — заверила вице-премьер Татьяна Голикова.
Валерий Гергиев в Большом театре
Главной новостью зимы стало назначение Валерия Гергиева на пост генерального директора Большого театра. Он сменил бывшего руководителя Владимира Урина, который занимал эту должность 10 лет. На данный момент с петербургским дирижёром подписан контракт на пять лет. При этом ему удалось сохранить пост худрука Мариинского театра — объединять два театра никто не собирается.
— Сезон в самом разгаре, а потом через какое-то время мы сможем познакомиться поближе. Я многих знаю, но, конечно, нам нужно время, чтобы услышать друг друга, обговорить планы, почувствовать, чего от нас ждут как в Москве, так и во всей стране, — сказал он.
Валерий Гергиев считает, что две сцены могут проводить гастроли, что даст возможность большому количеству публики увидеть легендарные произведения.
По словам Гергиева, ему интересно сейчас работать внутри страны, а не за её пределами, поэтому основной упор будет на постановки в России.
— Сегодня думаю о том, что сделать в России. Не потому, что нас куда-то не зовут. Но сейчас и мне, и нам с вами надо работать дома. Нам, так или иначе, судьбой предначертано посвящать какое-то количество нашего собственного времени, усилий, размышлений не только тем, кто живёт в Москве и Петербурге, — считает Гергиев.—... Нам совершенно необходимо помнить, что мы великий российский театр или великие российские театры. Никогда не будет третьего театра, который сможет за несколько лет сделать то, что эти театры сделали больше чем за два века. Это совершенно понятно всем, так же как если возникнет третья культурная столица, ей надо будет работать невероятно, чтобы хотя бы через 100 лет догнать Москву или Петербург, — заявил дирижёр.
По материалам «Фонтанка.ру», ТАСС, РИА-Новости, «Собака.ру», News.ru, сайта Мариинского театра, Telegram-канал Павла Зарубина, выпуски телеканала «Россия 1».