
Демарши Финляндии и Эстонии: опустеют ли полки магазинов после закрытия границ

Финны испугались
Финляндия объявила о закрытии нескольких пограничных переходов ещё 16 ноября — тогда их было четыре: «Ваалимаа — Торфяновка», «Нуйяма147*888/а — Брусничное», «Иматра — Светогорск» и «Ниирала — Вяртсиля». Ограничение должно было действовать с 18 ноября 2023 года по 18 февраля 2024 года.
Затем, 22 ноября, стало известно о закрытии ещё трёх пограничных пунктов — «Куусамо — Суоперя» и «Вартиус — Люття» в Карелии и «Келлоселькя — Салла» в Мурманской области. Их закрыли на месяц, до 23 декабря. Таким образом, оставался только один, самый дальний КПП «Райа-Йоосеппи — Лотта» в Мурманской области.
Наконец, 29 ноября стало известно, что Финляндия закроет и последний погранпереход с 30 ноября до 13 декабря. Однако ограничения по остальным погранпереходам также сократились до 13 декабря — правда, в том, что их откроют по истечение двух недель, эксперты сомневаются.
Причиной закрытия КПП финские власти назвали увеличившийся поток мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока, которые пересекают российско-финскую границу без необходимых документов (то есть визы или ВНЖ) и запрашивают убежище. По данным погранслужбы Финляндии, за ноябрь с территории России прибыли 900 мигрантов из Сирии, Кении, Сомали и других стран, при этом за весь прошлый год границу попытались пересечь только 200 человек. Финские власти сочли эту ситуацию угрозой национальной безопасности.
Правда, при сравнении с данными по другим странам Евросоюза их позиция не выдерживает критики: за тот же ноябрь границы ЕС попытались пересечь 387 тыс. человек, сообщил замглавы МИД РФ Александр Грушко. Тем не менее страх перед нашествием мигрантов оказался настолько силён, что Финляндия пошла на беспрецедентные для двусторонних отношений меры — которые, впрочем, вполне укладываются в царящий сегодня в Суоми тренд на русофобию.
После заявлений о вступлении Финляндии в НАТО удивляться действиям финских властей не приходится. В конечном счёте они бьют в первую очередь по финнам: так, спикер Госдумы Вячеслав Володин накануне заявил, что закрытие границы с Россией обойдётся Финляндии в 3 млрд евро. Однако как это скажется на россиянах?
Финские товары останутся на полках?
Финляндия всегда была для СССР, а затем для России «воротами в Европу»: пока государство сохраняло нейтральный статус, через финско-российскую границу непрерывным потоком поступали различные товары. Так, на 2021 год товарооборот между нашими странами составил 13,2 млрд долларов в год (из них 9,6 млрд — экспорт из России и 3,6 млрд — импорт в Россию). За 2022–2023 годы данных нет, поскольку Федеральная таможенная служба больше их не раскрывает, однако есть информация по торговле со всеми странами Европы: за январь-сентябрь 2023 года экспорт упал до 65,3 млрд долларов с 216,7 млрд долларов в прошлом году, а импорт — до 59,2 млрд долларов с 64,8 млрд долларов. Вероятно, торговля с Финляндией рухнула за это время сопоставимо.

Однако память о добрососедстве, а также давно налаженные связи позволяли обходить декларируемые властями ограничения: несмотря на санкции, финские товары всё равно стабильно появлялись на прилавках, а количество офлайн- и онлайн-магазинов под маркой «товаров из Финляндии» только увеличивалось. Более того, частично через Финляндию поставлялась продукция, произведённая в других европейских странах.
Так, по словам доцента кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург Линды Рыжих, из Финляндии в Россию был хорошо налажен стабильный ввоз моющих средств, кофе, сыров, шоколада, определённых видов одежды. Кроме того, большим спросом пользовались медицинские препараты и БАДы — считается, что в странах Запада контроль за производством витаминов и добавок лучше, чем в России.
— Закрытие границ с Финляндией <…>, очевидно, приведёт к резкому сокращению ввоза некоторых уже привычных для жителей Северо-Западного региона категорий товаров. <…> Закрытие границ, безусловно, отрицательно скажется на ассортименте товаров в России (я думаю, торговые точки, которые были посредниками в продаже, будут закрываться по причине сокращения ассортимента), — рассказала эксперт.
Редакция 78.ru разослала запросы о текущей обстановке в несколько магазинов, специализирующихся на поставке товаров из Финляндии, однако на момент написания статьи ответа не получила. Тем не менее некоторые магазины официально объявили, что продолжают работу: среди них, например, российский магазин финской компании Laplandia Market и интернет-магазин «ФинМарка».
— В связи с закрытием нескольких таможенных пропускных пунктов сообщаем следующее: наш магазин «Лапландия Маркет» продолжает свою работу в обычном режиме, предоставляя вам привычное качество обслуживания. Время доставки заказов в РФ может увеличиться на 6–10 дней в связи с изменением логистических цепочек и маршрутов доставки. Мы прилагаем все усилия, чтобы сократить это время до минимально возможного в рамках существующих реалий. Мы остаёмся верны нашим принципам работы с Россией и с вами, — гласит сообщение на сайте Laplandia Market.

О вероятном увеличении сроков доставки товаров также предупреждает и «ФинМарка», призывая уточнять сроки доставки при заказе.
— Скандинавия — не самое популярное направление импорта для России по сравнению с грузооборотом между российскими импортёрами и другими странами Европы. Поэтому временное закрытие границ не сильно повлияет на большинство россиян, — констатировал в беседе с 78.ru генеральный директор компании «ЕвроТрансЭкспедиция» Кирилл Рассадкин.
Но есть ещё одно существенное обстоятельство: на «защиту» Финляндии может встать Эстония, что создаст для торговли дополнительные трудности.
Эстония ударит сильнее?
В среду, 29 ноября, министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахна заявил, что власти страны могут также закрыть границу с Россией, если это будет необходимо. Объясняет он данную идею «поддержкой Финляндии» в её борьбе против мигрантов.
У России и Эстонии три пограничных перехода: «Ивангород — Нарва», «Куничина Гора — Койдула» и «Шумилкино — Лухамаа». Однако первый Россия закроет на реконструкцию с 1 февраля 2024 года, о чём в начале ноября подписал распоряжение премьер-министр Михаил Мишустин, а второй хочет полностью закрыть уже Эстония — из-за резкого сокращения трафика. Таким образом, останется только Шумилкино в Псковской области и пеший Мост Дружбы в Нарве, который вряд ли подойдёт для масштабного товарооборота.
— В Прибалтике в основном одними из самых популярных для приобретения продуктов всегда были различные сладости (джемы, карамель, ореховая паста, мармелад, марципан), какао, консервированные фрукты и овощи, а также пряности, рыбные консервы и алкогольные напитки, — рассказала Линда Рыжих.

Если закрытие границы с Финляндией просто осложнило импорт товаров в Россию, то демарш Эстонии может обернуться более серьёзными последствиями, отметил Кирилл Рассадкин.
— Закрытие пограничных переходов между Россией и Финляндией повлекло за собой трудности импорта товаров наземным путём. При этом закрытие границ с Эстонией может негативно повлиять на компании в Санкт-Петербурге, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью со странами Евросоюза. Именно через это государство проходило большое количество грузов, направляющихся в Северную столицу и выше. В нынешней ситуации российским компаниям надо будет перевозить продукцию в объезд, через Латвию и Литву, а как следствие — цена за логистические услуги и конечные товары для потребителей возрастёт, — прокомментировал он.
Однако эксперты сомневаются в том, что Эстония действительно последует за Финляндией: так, в беседе с 78.ru независимый экономист Дмитрий Адамидов предположил, что если такое и случится, то ограничения будут значительно менее жёсткими, чем с финской стороны.
— Причина в том, что для Прибалтики российский транзит является крайне важным: его перекрытие будет означать ни много ни мало экономический коллапс. Кроме того, через Прибалтику идёт серый экспорт (знаменитая «латвийская смесь») (имеется в виду смесь нефти западносибирских сортов с другими мировыми марками, которая, несмотря на российское происхождение, российской не считается. — Прим. ред.), — отметил экономист.
Тем не менее играть на теме возможного закрытия границы Эстония будет, уверен Дмитрий Адамидов, поскольку это хороший предмет для торга.
— Угроза закрытия — это отличный инструмент перераспределения прибыли от транзита и выстраивание логистики через «правильных» посредников. Поэтому угрозы и временные перекрытия границы будут иметь место регулярно и возникать всякий раз, когда потребуется в очередной раз заново поделить рынок, — спрогнозировал он.

Это сделает эстонский маршрут нестабильным — впрочем, как и все нынешние маршруты поставок товаров из Европы. И скажется это прежде всего на кошельках покупателей, поскольку нестабильность и риски логистики неизменно закладываются в итоговые цены.
Торговля бьёт политику
Бренд «Товары из Финляндии» в России довольно популярен: как отметила Линда Рыжих, за последние 10–15 лет особенно большой интерес наблюдался к моющим средствам и гелям, а также кондиционерам для стирки из-за высокого качества и сравнительно невысоких цен. Однако в основном их ценили на Северо-Западе.
— В основном, конечно, это касалось жителей Северо-Западного региона. Жители других городов России, впрочем, тоже прекрасно знакомы с финской и прибалтийской продукцией и совершают эти покупки, хотя и в заметно меньших объёмах, — констатировала эксперт.
Полное исчезновение товаров из Финляндии и Прибалтики Линда Рыжих считает маловероятным, поскольку в первую очередь это отразится на самих финнах и прибалтах, чья экономическая ситуация и так не самая лёгкая ещё со времён коронавирусной пандемии.
— Какими бы сложными ни были политические взаимоотношения между нашими странами, абсолютное прекращение торговых отношений крайне невыгодно и грозит значительными экономическими потерями, в первую очередь для Финляндии и Эстонии. Поэтому можно утверждать, что вопрос ввоза потребительских товаров из этих стран обязательно каким-то образом решится (да, это будет не так удобно и просто, как мы к этому уже привыкли, но рынок способен справляться с подобными ситуациями), — уверена экономист.

Поэтому вряд ли Россия останется без финских товаров и той европейской продукции, которая за неё выдаётся: по мнению Линды Рыжих, вся проблема для потребителя в итоге сведётся к увеличению стоимости.
— Конечно, полностью эта продукция у нас не исчезнет и со временем будут найдены альтернативные способы её ввоза в Россию (спрос, как известно, рождает предложение), однако это негативно отразится на её стоимости: рост логистических затрат вызовет существенное увеличение цен для конечного потребителя, — пояснила она.
В итоге, если всё же рассматривать самый радикальный вариант полной невозможности ввоза товаров по привычным маршрутам, импортёры переключатся на альтернативные поставки из других стран — ведь какими бы хорошими ни были финские и прибалтийские товары, они не являются уникальными и неповторимыми.
— Есть достойные конкурентные позиции, и их нужно популяризировать и развивать: у нас в России научились делать вкусный сыр, быстрыми темпами развиваются рыбно-промысловые хозяйства, российский шоколад всегда отличался прекрасным вкусом, а «Фэйри» можно заменить другим моющим средством с аналогичными потребительскими характеристиками, — резюмировала Линда Рыжих.