После снегопада в четверг: как Петербург подготовился к битве с зимой
К бою готов?
В четверг 23 ноября в Петербурге был первый за сезон затяжной снегопад. Стихия обрушилась на город с самого утра, так что тротуары и дороги покрылись белой пеленой, а пробки привели к задержкам в движении общественного транспорта. Самый длинный затор на КАД растянулся на 5 км.
Первый бой коммунальщиков со стихией завершается ничьей, однако давать оценки работе коммунальных служб и дорожных организаций пока рано. Ведь основные вызовы зимы всё ещё впереди. С какими проблемами обязательно столкнётся Петербург, и как к их решению город готовился в межсезонье?
Смена рулевого
Во-первых, приведение города в порядок предполагает взаимодействие десятков различных организаций и тысяч сотрудников. Видимо, поэтому перед самым началом долгого «зимнего плавания» Смольный сменил рулевого. В сентябре на посту «антиснежного» вице-губернатора Евгений Разумишкин появился вместо Анатолия Повелия.
Последние семь лет Разумишкин возглавлял Красногвардейский район. Внешне там со снегом все эти годы дела обстояли так же, как и в большинстве других районов. Местные жители массово жаловались на плохую уборку губернатору, а в 2019 году даже готовили иск в суд.
Накануне новый вице-губернатор оперативно проинспектировал Невский и родной Красногвардейский районы.
— Работу вижу, посыпка идёт, подметание остановок тоже, — оптимистично отчитался чиновник в Telegram.
А ранее в эфире телеканала «78» он заявил, что у города достаточно возможностей, чтобы показать «новое качество уборки».
Его предшественники запомнились и более яркими высказываниями. Когда два года назад город в очередной раз надолго завалило снегом, Повелий призывал горожан «немножко потерпеть».
— Снег постепенно уберут. Кроме того, наш город очень красив в снежном наряде, — утешал профильный вице-губернатор в эфире радио «Комсомольская правда».
А одного из предшественников Повелия на «снежном посту» однажды так задела критика, что он не сдержал эмоций в соцсетях и предложил петербуржцам самостоятельно взяться за лопаты.
— А может, вместо прослушивания очередного сериала и ожиданий манны небесной, стоило пригласить друзей, взять лопаты и навести порядок хотя бы в своём дворе? Это и для здоровья полезно, и мысли в порядок приводит… Труд облагораживает человека. Социальное иждивенчество — болезнь современного российского общества. Вот придёт добрый дядя и все сделает за меня: помоет посуду, уберёт во дворе, воспитает ребёнка, защитит от иностранного агрессора, наведёт порядок в моей стране и в моём доме, — возмущался Игорь Албин.
Тот самый, который позже безуспешно боролся с бакланами на крыше «Газпром Арены».
Ко всем предшественникам Разумишкина у горожан накопилось немало «иждивенческих» претензий, но у нового вице-губернатора пока полный карт-бланш. Убирать район — это одно, а весь город — совсем другое.
Игра по новой схеме
Пару лет назад очередная работа над ошибками помогла городским властям найти крайних при уборке внутридворовых территорий. Поэтому вместо подрядных организаций на арену вышли районные жилищные агентства. Теперь они сами приобретают оборудование и нанимают дворников.
В результате город берёт внутриквартальные территории под полный контроль. Сваливать вину за прокол на очередную коммерческую организацию больше не получится. Губернатор Александр Беглов уверен, что это поможет навести порядок и одновременно улучшить условия труда для работников ЖКХ.
Но в преддверии зимы звучат и противоположные мнения. Скажем, глава Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Евгений Пургин уверен, что «советская» система только ухудшит ситуацию, так как конкуренция и перспектива потерять госконтракт хоть как-то стимулировала подрядчиков, а теперь у монополистов пропадёт мотивация.
Куда пропадает снегоуборочная техника
К сожалению, дело не только в стараниях, но и в возможностях, которые в конце концов упираются в количество доступной уборочной техники. К очередному снежному сезону город подошёл, имея в своём распоряжении 1511 «мощных машин» и 383 «малых механизма». В Смольном неоднократно подчёркивали, что для нормальной работы нужно хотя бы 2500 единиц техники.
Все последние годы город закупал новые машины. В текущем году на эти цели выделено почти 4 млрд рублей. В бюджет на следующие три года заложено ещё 11,5 млрд. В 2023-м году планировалось закупить 272 единицы. Однако это не значит, что данное число можно просто приплюсовать к итоговому результату. Как рассказывал губернатор в эфире 78.ru, значительная часть машин идёт на замену техники, выработавшей свой срок. Лишь после этого город сможет наращивать свой парк заметными темпами.
А пока в сильный снегопады город планирует опереться на широкие плечи коммерческих структур. По словам Беглова, с ними были заключены контракты на использование порядка 500 дополнительных машин в случае сильных снегопадов.
Кто возьмётся за лопату
Не менее существенной проблемой остаётся и нехватка кадров. Для перехода на новую систему уборки улиц в жилищные агентства хотели набрать 3600 дворников и 1200 механизаторов. Как отчитались перед началом зимы в Жилищном комитете, план по дворникам был выполнен на 85%, а по механизаторам — только на три четверти.
И это лишь средняя температура по больнице. Скажем, в Колпинском и Кронштадтском районах штаты заполнены полностью, а в Центральном не хватает почти трети дворников и половины механизаторов.
Впрочем, глава Жилищного комитета Олег Зотов уверен, что ситуация всё равно лучше, чем до реформы, и у города в распоряжении теперь больше людей, чем было у всех частных подрядчиков «вместе взятых».
В свою очередь глава Комитета по благоустройству Василий Пониделко рассказал, что штат предприятий, ответственных за уборку дорог регионального значения, заполнен по водителям и дворникам лишь на 70%, а по механизаторам и вовсе на 55-57%.
В преддверии зимы чиновники традиционно полны оптимизма. При этом у них уже заготовлены и возможные аргументы на случай большого провала. Дефицит кадров в текущих условиях является общероссийским трендом.
Время плавить снег
Большие сугробы — ещё одна привычная составляющая «красивого» петербургского зимнего пейзажа. Низкие темпы транспортировки снега в городе чиновники объясняют заботой об экологии. Раньше снег сбрасывали прямо в Неву, теперь аккуратно свозят на снегоплавильные и снегоприёмные пункты.
Они уже начали работать. Всего в городе 11 снегоплавильных и 7 снегоприёмных пунктов. За год их число не изменилось. Суточная производительность составляет 101,5 тыс. кубометров.
Это значит, что в случае залповых снегопадов сугробы скорее всего снова начнут расти. А у самих пунктов в такие периоды в предыдущие годы порой выстраивались очереди из грузовиков. Для сравнения, мощности московских снегоплавильных пунктов хватает для переработки 650 тыс. кубометров. Разница в 6,5 раз, хотя по территории столица не превосходит город на Неве и в два раза.
Спасёт только каска
Сосульки также остаются для города актуальной угрозой. В начале года в Петербурге умерла Милана Каштанова — самая известная жертва падения наледи. Она пострадала в 2010-м году во время прогулки по Петроградскому району. Длительный курс лечения помог молодой студентке лишь на время. При этом прошедшей зимой в городе фиксировались новые случаи падения наледи на прохожих.
Ещё Валентина Матвиенко запомнилась знаменитым призывом сбивать сосули лазером. После этого был проведён конкурс среди учёных на эффективное и технологичное решение проблемы. В последние годы ставка была сделана на проект «тёплых чердаков», на которых сосульки образовываться не должны.
Также на чердаках устанавливали греющие кабели. Однако перед текущим зимним сезоном Жилищный комитет убрал установку таких кабелей из перечня работ Фонда капремонта. Чиновники уверены, что схема рабочая на 100%, но её погубил саботаж на местах. Жители просто выключали кабель, чтобы экономить электричество.
Если дворников и техники стало больше, а нынешняя схема уборки города лучше, то, по идее, горожане должны заметить разницу. Но пока даже представленные цифры говорят о том, что разница если и есть, то небольшая.