Китайские особенности: чем гарантия от дилера на машину из КНР отличается от остальных

24 окт, 11:10
Лилия Батршина
Российские дороги заполнили машины из Китая, которые заменили европейские авто. Купить Geely, Chery, Haval, Exeed или Omoda можно в любом крупном городе страны. Причём машина эта будет без пробега, прямиком с завода, а это значит, что к ней полагается и гарантия. Разбираемся, что она даёт, как ею пользоваться, разница между китайскими, корейскими и европейскими производителями.
Коллаж 78.ru: Astana Motors/globallookpress.com, freepik.com

Какая бывает гарантия на машину

Заводская гарантия на машину

По самому своему определению, гарантия на машину — это обязательство завода-производителя отремонтировать её за свой счёт в течение гарантийного периода, если имеет место заводской брак. Обычно это 3—5 лет после выпуска автомобиля в зависимости от завода либо количество пройденных машиной километров — например, 100–200 тыс. км. Зависит это от стиля эксплуатации автомобиля: если машина используется активно, 200 тыс. км пробега могут наступить раньше, чем истечёт гарантийный период.

Заводская гарантия распространяется не на все детали автомобиля и не на все узлы она одинаковая по времени: какие-то можно заменить на протяжении трёх лет, а какие-то — только на протяжении года.

При этом гарантия на автомобиль регулируется, как и на любой товар в России, законом «О защите прав потребителей». Это означает, что в течение 14 дней покупатель может вернуть или обменять бракованный товар, а после более долгого срока — отремонтировать его за счёт производителя. Также можно снизить цену машины или расторгнуть договор купли-продажи, если ремонт продлился дольше 45 дней или машина ломается настолько часто, что её нельзя использовать более 30 дней.

Заводская гарантия не зависит от того, сколько раз машина перепродавалась — она всё равно будет действовать, независимо от владельца, на протяжении всего периода.

Дилерская гарантия на машину

Дилерской гарантией на машину иногда называют расширенную гарантию. Под ней подразумевается продление гарантии на автомобиль после истечения гарантийного периода. Важно понимать, что, хотя предлагают такую гарантию дилеры, они могут это сделать только с разрешения завода-изготовителя, поэтому по итогу предоставляет такую гарантию именно сам завод.

Расширенная гарантия для водителя платная и распространяется не на все узлы автомобиля, а только на самые необходимые — например, двигатель. При этом нужно соблюдать определённые заводом-изготовителем условия: к примеру, обслуживать автомобиль только в дилерском центре и нигде больше, иначе гарантия перестанет действовать.

Фото: unsplash.com

Непосредственно дилером гарантия может предоставляться только в одном случае — когда машина ввезена по параллельному импорту.

Что включает в себя гарантия на автомобиль?

Гарантийный период отличается на разные детали автомобиля. Условно их можно разделить на те, чья гарантия действует дольше всего — 3—5, а иногда и 7 лет, — на те, что имеют более короткие сроки (до года), и те, что вовсе не имеют гарантии.

Обычно дольше всего действует гарантия на лакокрасочное покрытие кузова, двигатель и коробку передач. Есть даже прецеденты, когда заводы-производители давали «вечную» гарантию на свои двигатели — так поступила, например, Chery. Однако эта гарантия распространялась только на территорию Китая.

Более короткие сроки гарантии предоставляются на изнашиваемые детали: тормозные диски, аккумуляторную батарею, приводные ремни и другие. На них гарантия может действовать до года или, к примеру, 20 тыс. км пробега.

Часто совсем не имеют гарантии расходные материалы — фильтры, свечи, колёсные диски, тормозные колодки и другие подобные детали. Их дилер будет менять только за деньги.

Однако здесь есть разница между производителями: например, Chery всё же даёт на эти детали гарантию — самую короткую, на 3 месяца или 5000 км пробега. А Geely поменяет по гарантии фильтры, лампы накаливания, тормозные колодки и колёсные диски, а также свечи зажигания на протяжении 3 месяцев или 5000 км, а хромированные элементы и аккумуляторные батареи — на протяжении 12 месяцев или 20 тыс. км пробега.

Разница гарантии на машину от разных стран

Сегодня у китайских автомобилей нет больших отличий в гарантии от европейских, корейских и других брендов, рассказал в беседе с 78.ru автоблогер Павел Лаздин.

— Тут между самими брендами непосредственные отличия есть, конечно же, потому что у кого-то на подвеску гарантия 60 тыс. км, у кого-то 40 — то же самое у европейцев и так далее. Гарантия максимально похожа на то, что давали европейские бренды, — отметил он.

Так, например, на Hyundai Creta минимальная гарантия — 12 месяцев или 20 тыс. км пробега, за это время можно поменять тормозные диски, газоразрядные лампы, аккумуляторную батарею, приводные ремни, втулки.

Гарантия 36 месяцев или 100 тыс. км пробега действует на аудиоаппаратуру, каталитический нейтрализатор, 60 месяцев или 31 тыс. км — на стойки стабилизатора поперечной устойчивости, 60 месяцев или 70 тыс. км — на амортизаторы передней и задней подвески, 60 месяцев или 100 тыс. км — на шаровые шарниры деталей подвески и рулевого управления, подшипники ступиц и ступицы колёс.

При этом самая большая гарантия, которая заявлена в рекламе — 5 лет или 150 тыс. км — действует только на лакокрасочное покрытие.

Фото:  Svetlana Vozmilova globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Похожие условия у Kia — они незначительно отличаются только пробегом.

У флагмана европейских производителей на российском рынке Volkswagen гарантия выглядит более масштабной: так, на все новые автомобили предоставляется гарантия 12 лет без ограничения пробега на отсутствие сквозной коррозии, а на абсолютно все автомобили — 3 года на отсутствие недостатков лакокрасочного покрытия. При этом он вовсе не предоставляет гарантию на расходники, в отличие от «корейцев» и «китайцев», а в целом на автомобиль действует гарантия 24 месяца без ограничения пробега.

Поддерживает подобные условия и Škoda: у неё гарантия на лакокрасочное покрытие — 3 года, на отсутствие коррозии — 12 лет, на оригинальные запчасти — 2 года, а в целом гарантия действует 5 лет или 100 тыс. км. При этом можно приобрести расширенную гарантию и увеличить пробег до 150 тыс. км.

В то же время у Geely гарантия на весь автомобиль, кроме деталей, подверженных естественному износу, составляет 5 лет или 150 тыс. км (кроме GEELY GS, у нее 4 года или 100 тыс. км). При этом на аккумуляторную батарею действует гарантия в 12 месяцев или 20 тыс. км, батарею 48V системы EMS — 5 лет или 60 тыс. км, мультимедиа — 36 месяцев или 60 тыс. км, тормозные диски, стёкла, приводные ремни, резинотехнические изделия — 36 месяцев или 60 тыс. км.

Chery предоставляет гарантию в 5 лет или 150 тыс. км на лакокрасочное покрытие кузова и отсутствие сквозной коррозии, турбонагнетатель, блок цилиндров, коленчатый вал, маховик. 3 года или 60 тыс. км — на ремень ГРМ, ремни привода, глушитель; 2 года или 40 тыс. км — на каталитические нейтрализаторы выхлопных газов, рулевой механизм, шаровые опоры и шарниры рычагов подвески, стойки и втулки стабилизаторов, резинотехнические изделия.

Самая короткая из популярных «китайцев» гарантия у Haval: он предлагает 3 года ил 150 тыс. км полной гарантии и 2 года постгарантийного обслуживания, то есть расширенной гарантии. Также он даёт гарантию от коррозии на 6 лет независимо от пробега.

В среднем при сравнении гарантия на китайские автомобили похожа на корейские, за исключением минимального срока гарантии на расходные материалы, и сильно отличается от гарантии на европейские автомобили — особенно в части лакокрасочного покрытия и коррозии и общей гарантии.

Что нельзя делать, пока машина на гарантии

Главное, чего нельзя делать, пока машина находится на гарантии — допускать электронные вмешательства в блок управления двигателя, указал Павел Лаздин. Если двигатель выйдет из строя, это будет стоить очень дорого, а гарантия уже не будет действовать из-за постороннего вмешательства, вызвавшего поломку. Поэтому подобные эксперименты и «самоделки» автоблогер рекомендовал оставить на постгарантийный срок.

— Я, например, на свой страх и риск в Geely Tugella прошил головное устройство, чтобы у меня элементарно нормально работали «Яндекс.Карты», был автономный интернет и всё остальное. Ездит, всё хорошо, жить не мешает. Но это уже проверенные установщики, они давно устанавливают такое. Если мне предлагали вот что-то из первых уст установить, что ещё не обкатано, не проверено, я бы, конечно, отказался, потому что слететь с гарантии порой дорого, — рассказал эксперт.
Фото: Bulkin Sergey globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Однако надо иметь в виду, что «слететь» с полной гарантии при вмешательстве в какой-то один агрегат нельзя — она прекратится только непосредственно на тот компонент, который был повреждён из-за постороннего вмешательства.

— Если двигатель отказал, и нашли проблемы с нештатной сигнализацией или ещё с чем-то, то тут уже в основном определяет в дальнейшем суд, потому что дилеры упираются. Но, как правило, они до суда даже не доводят, если понимают, если клиент разбирается хоть немножко, то уже лучше его на эту тему не трогать, и спокойно починить двигатель, если у него там нештатная сигнализация или что-нибудь ещё такое, — отметил Павел Лаздин.

При этом обслуживание не у официального дилера не является причиной для остановки гарантии.

— Есть стереотипное мнение, что новую машину можно обслуживать только у официального дилера, иначе она снимается с гарантии. Это совершенно неверное мнение. Владелец не обязан проводит ТО именно у дилера, это не влияет на гарантию. Если все работы проведены в полном объёме и с использованием запчастей и материалов, подходящих по спецификации к данному авто, гарантия сохраняется в полном объёме. Поэтому выполнять ТО можно на любом сертифицированном СТО, — прокомментировал для 78.ru технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов.

Гарантия на автомобиль с пробегом

У автомобиля с пробегом тоже есть гарантия, причём заводская — именно та, которая была выдана при первой покупке. Она действует, пока не истечёт общий гарантийный срок. Поэтому, если вы приобрели автомобиль Geely младше 5 лет, общая гарантия на него ещё будет актуальна, хотя по некоторым запчастям она уже закончится.

— Если уже прошло 5 лет, то у дилера могут давать гарантию, но это уже не гарантия — заключается так называемая гарантийная страховка, договор добровольного страхования по части, если что-то выйдет из строя, и после этого надо ещё по этой страховке что-то доказать. Поэтому гарантией я это назвать не могу, — констатировал Павел Лаздин.

Гарантия на автомобиль по параллельному импорту

Самый сложный вопрос — гарантия на автомобили, ввезённые по параллельному импорту. С одной стороны, они приобретены официально, с другой стороны — в России отсутствует их поддержка, детали и сертифицированные дилеры. Таким образом, если произойдёт поломка, непонятно, кому предъявлять претензии и кто должен выполнять работы.

— Абсолютно все автомобили, которые были ввезены по параллельному импорту, продавались не через представительства, соответственно, гарантийные обязательства на них не распространяются, ни в коем случае не могут даже в теории распространяться. Те, кто говорят, что дают как бы свою гарантию, — они продают ту же самую страховку от поломок автомобиля, которая может работать, а может не работать, но, как показывает практика, в большинстве случаев не особо хорошо и работает, — отметил Павел Лаздин.

Такая «гарантия», которую предлагают дилеры на ввезённые по параллельному импорту машины, обычно либо платная, либо закладывается в стоимость автомобиля. Она короче, чем официальная — тому есть несколько причин: во-первых, у «серых» машин могут быть проблемы с запчастями, во-вторых, многие автопроизводители ищут возможность вернуться на российский рынок, поэтому долгая гарантия может и не понадобиться.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

При этом сама «гарантия» для дилера — скорее дополнительная услуга, чем обязательство: в России «серые» машины оформляются как «вторичка», поэтому покупатель при сделке подписывает отказ от претензий к её состоянию. Это выводит товар из-под действия закона «О защите прав потребителя». Таким образом, «гарантия» на подобные машины скорее похожа на предоплаченное техническое обслуживание, чем, собственно, на гарантию.

Поэтому лучше всё же отдавать предпочтение автомобилям, официально поставляемым в Россию, — а это в основном китайские модели. Несмотря на все нарекания, и детали, и представительства, и гарантии на них в нашей стране есть.