Выбить миллионы: нужны ли скидки на платную парковку для каршеринга в Петербурге?

23 окт, 19:10
Светлана Коваленко
Каршеринговые компании Петербурга объединили усилия в попытке выбить скидки для своих авто в зоне платной парковки. Участники рынка убеждают, что льготы есть в Москве, Казани, Туле. Депутаты ЗакСа недоумевают: машины в простое долго не находятся, горожанам поблажек не дают и, вряд ли, бизнес не закладывает такие затраты в итоговой тариф. Выясняем, зачем нужно «ноу-хау» и кто от него выиграет.
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

В ЗакСе появится рабочая группа, которой предстоит выяснить, нужно ли предоставлять 8—10% скидки каршеринговым компаниям в зоне платной парковки Петербурга. Представители бизнеса настаивают: их услуги населению просто необходимы как воздух, они улучшают транспортную обстановку и уменьшают количество заторов, а новые авто и их обслуживание только дорожают, не дешевеет и ремонт машин с пробегом.

В Комитете по транспорту Смольного намекают, что хотели бы разобраться с маржинальностью бизнеса, который пока приводит лишь скупые цифры: в Северной столице общий парк каршеринга насчитывает около 13 тыс. «железных коней», а затраты на одну машину по платной парковке составляют 40 тыс. рублей ежегодно.

Не трудно теоретически подсчитать, что речь идёт о сумме под полмиллиарда рублей, из которых вернуть участники рынка намерены десятки миллионов.

При этом за платные парковку в её зоне вносят деньги даже местные жители, хоть и могут приобрести разрешения на льготных основаниях.

По 5—6 поездок?

Как подчеркнула на заседании Комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры руководитель по работе с государственными органами «Делимобиль» Ольга Саволайнен, каршеринг удобен для петербуржцев. Он интегрируется в систему общественного транспорта.

Сегодня в городе работают четыре крупных игрока: «Делимобиль», «Ситидрайв», BelkaCar, «Яндекс Драйв». В их общем парке насчитывается около 13 тыс. авто, в городе трудятся более 500 работников каршеринговых компаний.

Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com

В среднем время парковки (простоя) одного авто не более 60 минут. Также она обратила внимание на то, что каршеринг уменьшает количество машин на дорогах, их пропускная способность увеличивается, борется он и с заторами. Так, одно авто от компании заменяет 5—6 личных «железных коней». Ровно столько поездок совершается в среднем в день.

Скидка на парковку нужна отрасли из-за дефицита новых машин, подорожания ремонта и обслуживания.

— Всё это отрицательно сказывается на всей сфере каршеринга. Из-за платных парковок наши траты возрастают. Поэтому просим меры поддержки. Москва, Казань, Тула там уже есть скидки для парковки каршеринга, — привела пример она.

Налоги — в Москве, льготы — в Петербурге?

Как рассказал представитель Комитета по транспорту Смольного Алексей Ванягин, чиновники ведомства уже предложили каршерингу заключить соглашение, чтобы оплата проходила автоматически. Предлагали длительные абонементы.

— Нужны ли льготы, мы пока не понимаем. Надо понимать маржинальность компаний. Мы видим, что число каршеринга активно растёт, — констатировал он.

Депутат Александр Ходосок поинтересовался, все ли четыре компании платят налоги в бюджет Северной столицы.

Как пояснила Ольга Саволайнен, у всех компаний есть свои подразделения в городе, участники рынка проводят обслуживание машин в Петербург.

Фото: Maksim Konstantinov globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

В свою очередь, депутат Дмитрий Павлов напрямую спросил, на какую конкретно скидку рассчитывают участники рынка.

Как сообщил представитель «Ситидрайв» Станислав Крупин, в других городах льгота составляет 8—10% от общей стоимости.

Депутат закСа Наталия Астахова обратила внимание на то, что машины простаивают меньше часа, тогда зачем же отрасли скидка.

Станислав Крупин заявил: да, действительно машины стоят недолго, но все равно траты на 1 «железного коня» в год составляют 40 тыс. рублей в год.

— Это смелое предложение. Налоги платим в Москве, льготы просим в Петербурге. Я не верю, что бизнес не заложил в тариф платную парковку. Жителям мы скидок не даём, а тут должны дать, — заключила Наталия Астахова.

В компаниях категорически заверяют: нет, такие расходы в тариф не закладываются, но конкретику комментировать отказываются.

Двоякая ситуация…?

Президент Национальной Ассоциации Грузового Автомобильного Транспорта «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин отмечает, что со скидками для каршеринга складывается «двоякая ситуация».

С одной стороны, всем водителям очевидно, что каршеринг — это удобно, это работает, поэтому у него должны быть какие-то льготы.

— Например, как-то раз я находился в процессе продажи и покупки авто и пользовался такими услугами около двух недель. Часто к ним прибегаю и когда отправляюсь в командировки на поездах с того же Московского вокзала. Оставлять собственную машину на платной парковке на время такой поездки — это очень дорогое удовольствие.
На авто от каршеринга я еду от точки до точки, после чего машину оставляю и арендую следующую. То есть, сам я за парковку не плачу и не должен, я же ею не пользуюсь. В этом собственно и заключается логика каршеринга. Быстро найти машину в радиусе 100-200 метров, доехать куда надо, и больше об этом авто не думать, — поясняет Владимир Матягин.
Фото: Svetlana Vozmilova globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Как добавляет он, никто не говорит о 100% скидке, но всё-таки какие послабления должны быть. А если ещё вспомнить, как теперь работает такси, когда машину больше нельзя заказать за сутки, а можно и вообще сделать заказ по факту, а потом через 15 минут выяснится, что машин в районе нет…

Как рассказывает Владимир Матягин, в Москве за парковку именно водители-арендаторы также не платят.

— С другой стороны, можно понять и потенциальное возмущение жителей центральных районов, которые вынуждены приобретать разрешения или платить. Здесь необходим какой-то здравый баланс интересов, — рассуждает он.

…или выгодный бизнес?

Авторэксперт Алик Кортиев также не сталкивался с ситуацией, когда надо припарковаться в центре.

— Я действительно всегда просто оставлял машину и брал следующую. По логике плата возможна. Потому что, если ты едешь по ЗСД, она включается в тариф, такое точно есть.
Насколько я заметил, разницы в тарифах по центру и периферии нет.
Сам езжу на каршеринге последнее время. Здесь работает, по моим наблюдениям, сценарий такси. В час пик стоимость выше (где-то 14 —15 рублей за 1 минуту за те же Polo или Solaris), а поздно вечером или рано утром цена падает (до 9 — 10 рублей), — делится он.

Как подчёркивает он, оставить машину в зоне платной парковке можно практически везде. Здесь ограничений нет. Весь город представляет собой так называемую «зелёную зону».

Фото: Maksim Konstantinov globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Но есть и серая, она запретная. Это в основном отдалённые пригороды или даже Ленобласть. Туда можно съездить на каршеринге, но оставить на таких территориях авто нельзя. Причём если речь идёт о том, что автомобиль эвакуировали, что в серой зоне, что в центре при нарушении правил парковки, то все эти затраты возлагаются на водителя.

— Но также мы должны понимать, что каршеринг — это бизнес, если он сейчас работает, никуда не уходит, значит, это ему пока выгодно, — рассуждает эксперт.

Эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин резюмирует кратко: за счёт оборачиваемости машин каршеринг с лихвой всегда отбивает платную парковку, просто сейчас в их парках стало слишком много новых «китайцев» по «оверпрайз» ценам, которые надо срочно отбивать. Потому вопрос и всплыл в повестке дня.

На условиях анонимности собеседники не исключают, что если компании не получат в итоге свою скидку, то центр города может перейти из «зелёной» в «серую схему. Так, например, раньше делал „Делимобиль“, когда парковки в центре только начинали своё развитие. Компания в центре оставлять машины запрещала. Затем, правда, от такой практики она отказалась.

Другое по теме