Петербургский транспорт в 2024 году: вырастут ли тарифы и будут ли строить метро
Сколько петербуржцы будут платить за проезд
В Петербурге через две недели рассмотрят в первом чтении бюджет на 2024—2026 годы. Одна из ключевых интриг транспортной части главного финансового документа традиционно касается тарифов на проезд в следующем году. Они зависят от инфляции, оценки выручки перевозчиков и величины субсидии, которую Смольный выплачивает основным транспортным предприятиям.
Отчёт метрополитена за первое полугодие 2023 года говорит о том, что пассажиропоток в подземке продолжил восстанавливаться после пандемийного обвала. Выручка от продажи жетонов и проездных за шесть месяцев составила 12,8 млрд рублей. Прирост в сравнении с прошлым годом — 12,6%. Одни лишь выросшие за год тарифы такую прибавку обеспечить не могли — петербуржцы определённо прислушались к чиновникам и стали ездить чаще.
Напомним, такой способ борьбы с опережающим ростом цен на проезд горожанам недавно подсказал глава Комитета по тарифам Алексей Малухин, объясняя, почему москвичи платят меньше.
И всё же усилий пассажиров городского общественного транспорта может оказаться недостаточно. Вице-губернатор Алексей Корабельников заявил, что проект бюджета свёрстан с учётом очередного увеличения тарифов в пределах инфляции, то есть, на 5%. Прирост в 5% означает, что жетон может подорожать до 74 рублей, а разовый билет на автобус — до 68 рублей.
В то же время уже в первоначальной версии законопроекта о бюджете заложено и существенное увеличении субсидий на перевозку пассажиров. Скажем, городская подземка получит 34,1 млрд против 31,1 млрд в бюджете на 2023 год. Прирост составляет почти 10%. И при этом в текущем году благодаря увеличению пассажиропотока за первые полгода метрополитен израсходовал из городской казны лишь 14,2 млрд рублей — меньше, чем за аналогичный период 2022-го и порядка 45,7% от всей субсидии.
Похожая картина наблюдается и с другими видами транспорта. Субсидия «Пассажиравтотрансу», отвечающему за городские автобусы, составит 15,5 млрд против 12,3 млрд в нынешнем году. На этот раз прирост и вовсе превышает 25%. «Горэлектротранс» получит 19,1 млрд. В текущем году за перевозку пассажиров в троллейбусах и трамваях город собирается доплатить 16,9 млрд. Прирост опять выше инфляционных ожиданий — 13%.
Окончательно определиться с тарифами в Смольном обещают к концу года, но пока цифры указывают скорее на то, что на этот раз их решили сдерживать. Этот подход следует старой «выборной» логике. Власти города не меняли цены на проезд перед выборами 2014 года, а перед выборами 2019 года и вовсе продержали их на одной планке целых два года.
Впрочем, при таком раскладе сообщать оптимистичную новость в конце октября действительно рано, лучше поближе к выборам. Если же тарифы всё-таки увеличат, то это произойдёт уже пятый раз подряд. Именно за эту пятилетку город догнал и обогнал Москву по ценам на проезд.
Что быстрее — метро или трамвай
Ещё одна наболевшая тема — развитие метрополитена. Уже второй год подряд в Смольном вынуждены пересматривать планы по резкому росту соответствующей статьи расходов. В 2023-м году власти хотели увеличить сумму в два раза и довести до 55 млрд рублей, однако в итоге к сентябрю 2022-го поняли, что «Метрострой» пока не готов к такой нагрузке.
В итоге сумма уменьшилась до 30 млрд. В 2024-м году на строительство станций опять хотят потратить 30 млрд. С учётом инфляции это означает даже падение реального уровня расходов.
Впрочем, вода точит камень, и этого должно хватить для того, чтобы сдать четыре новых станции — «Горный институт», «Казаковскую», «Путиловскую» и прогон «Театральной». В частности, согласно адресной инвестиционной программе, 4,7 млрд рублей город вложит в строительство участка от «Казаковской» до «Путиловской». При этом ещё 1,7 млрд останется на 2025-й год.
На этом фоне резко выделяются расходы на концессионное соглашение о создании скоростного трамвая Купчино — Шушары — Славянка. На эти цели выделено сразу 10,5 млрд, то есть, более трети от всех годовых расходов на развитие подземки. В следующем году новую линию обещают достроить.
Впрочем, и здесь первоначальные планы, похоже, были пересмотрены. Согласно бюджету на 2023 год, в текущем году на проект заложено 13,5 млрд, а на 2024-й оставлено только 1,6 млрд. Но в итоге первоначальные пропорции существенно сместились, и теперь большая часть совокупных расходов приходится уже на следующий год.
Транспорт поумнеет
Также город продолжит вкладывать существенные средства в закупку подвижного состава для общественного транспорта. На эти цели заложили 16,2 млрд рублей. В частности, по данным Комитета по транспорту, в следующем году планируется закупить полсотни «умных» трамваев. Всего же реализуемая с прошлого года масштабная программа обновления электротранспорта предусматривает приобретение 596 новых трамваев и 587 троллейбусов к 2028 году.
В результате субсидия на увеличение уставного фонда «Горэлектротранса» составит 14,9 млрд рублей.
Зато расходы на ЗСД существенно сокращаются. В бюджет на 2023 год на «Западный скоростной диаметр» заложили почти 13 млрд рублей. Эти средства, в частности, предусмотрены на подключение дороги к Широтной магистрали скоростного движения с развязкой на Витебском проспекте и развязку ЗСД в районе Шкиперского протока.
На этот раз три заветных буквы встречаются в законе о бюджете лишь однажды, и все расходы уложатся в 1,6 млрд.
Впрочем, некоторые пункты документа могут быть существенно изменены смольнинской поправкой ко второму чтению. Она готовится уже с учётом более полных данных по текущим финансовым показателям.