Кровавая колея: как и почему Петербург стал лидером по смертельным ДТП с электросамокатами

29 сент, 10:09
Александр Саблин
Количество дорожных аварий с электросамокатами ежегодно и стремительно растёт. Особенно контрастно этот результат выглядит на фоне резкого снижения общей смертности на дорогах Петербурга в последние годы. О чём это говорит и что теперь делать?

Посчитать электросамокаты

В Петербурге обострились споры о пользе и вреде электросамокатов. Масла в огонь подлило подготовленное городскими депутатами обращение к Михаилу Мишустину. Они хотят отлучить от «средств индивидуальной мобильности» несовершеннолетних, запретить езду по пешеходным зонам и ввести страхование ответственности. Также регионам предлагают доверить регулирование численности электросамокатов.

А летом депутаты подготовили городской законопроект. Он предполагает, что начинать и заканчивать аренду электросамокатов можно будет только в специально оговорённых местах, утверждаемых правительством. И только с 1 апреля по 31 октября. Кроме того, документ предусматривает введение реестра для контроля численности таких транспортных средств.

В пояснительной записке авторы законопроекта сетуют на то, что улично-дорожная сеть проектировалась без учёта массового использования «средств индивидуальной мобильности».

«Рост популярности средств индивидуальной мобильности обуславливает пропорциональный рост несчастных случай и травм, полученных при их эксплуатации», — говорится в документе.

Эти инициативы встретили противоречивую реакцию. Одним всё это кажется полумерами, и они требуют вообще запретить новый вид транспорта наравне с проституцией, наркотиками и пропагандой гомосексуализма, другие утверждают, что электросамокаты не вреднее велосипедов.

Так верны ли опасения депутатов и так ли опасен электросамокат, как его малюют законодатели и хейтеры?

Сколько человек погубил самокат

В первую очередь отметим, что петербургские депутаты в своих выводах опираются на обзор, подготовленный по итогам первого полугодия 2023-го года Научным центром безопасности дорожного движения МВД. Согласно документу, за шесть месяцев в ДТП с участием средств индивидуальной мобильности ранения получили 1082 человека, также зафиксировано 12 летальных случаев. Это много или мало?

Всего с января по июнь 2023-го в России произошло 56 772 ДТП. Раненых — 71 691 (на самокаты приходится уже 1,5%), погибших — 5945 (с самокатами связано 0,2%).

На этом фоне велосипеды вроде бы действительно выглядят опаснее. На их долю в первом полугодии приходится 2072 ранения и 89 летальных исходов.

Источник: media.mvd.ru

Однако картина выглядит несколько иначе, если следить за развитием ситуации в динамике. Смертность в ДТП с велосипедами стабильно снижается, в сравнении с первым полугодием 2019-го она упала уже на треть. Количество травм остаётся стабильным и держится в районе 2000.

В то же время ещё в первом полугодии 2020-го на долю электросамокатов приходилось лишь 66 ранений и ни одного смертельного инцидента. В 2021 году травмы получили 138 человек (рост в два раза) и ещё три человека погибли, в 2022 году 382 ранений (рост в 2,5 раза) и 6 смертельных исходов (удвоение показателя). В 2023 году, соответственно, количество ранений опять растёт в два с половиной раза, количество смертей — вдвое.

Источник: media.mvd.ru
Источник: media.mvd.ru

Петербург находится в числе регионов с самым большим числом ДТП с электросамокатами. За шесть месяцев в городе было зафиксировано 64 таких инцидента. В результате два человека погибли. Это больше, чем в любом другом регионе. Конечно, при таких цифрах роль статистической погрешности велика, и всё же лидерство Петербурга в этом невесёлом рейтинге является сухим статистическим фактом.

Более того, рост числа ДТП с участием самокатов происходит на фоне стабильного улучшения общей ситуации с дорожной безопасностью. В первом полугодии 2020-го в городе зафиксированы 103 смертельных исхода в результате ДТП, а затем каждый год показатель снижался, и в 2023-м их было уже 55, то есть, почти вдвое меньше. Получается, что два из них приходятся на электросамокаты, а это более 3,5%.

Источник: stat.gibdd.ru
Источник: stat.gibdd.ru

Чем больше самокатов, тем больше травм

Проблема средств индивидуальной мобильности — это прежде всего проблема крупных городов, где они пользуются популярностью. Поэтому общероссийская статистика в меньшей степени отражает актуальные тенденции. Очевидно, что ситуация в Петербурге действительно обстоит остро, и положение дел со временем ухудшается.

В марте 2023-го года в силу вступили поправки в Правила дорожного движения. Электросамокатам нельзя разгоняться быстрее 25 км/ч, ездить по тротуарам можно лишь таким транспортным средствам, которые весят менее 35 кг, при этом пешеходы имеют приоритет, а при пересечении дороги самокатчикам необходимо спешиваться.

Разумеется, на практике на переходах всё равно никто не спешивается, а при виде пешеходов не снижает скорость. Статистика МВД подтверждает, что поправки в ПДД практически никак не повлияли на безопасность на дорогах.

Более того, уже в сентябре в одном Петербурге произошло сразу несколько резонансных происшествий с участием электросамокатов. 18 сентября самосвал, управляемый мигрантом, повернул с нарушением правил на Малоохтинском проспекте и насмерть сбил человека на самокате. Неделей ранее на Мытнинской набережной уже самокатчик вылетел на дорогу прямо перед легковушкой, и та, уходя от столкновения, врезалась в припаркованные машины и перевернулась.

В зоне особого риска находятся дети. На долю ребят до 16 лет в этом году приходится 40% всех случаев получения травм в ДТП с электросамокатами. При этом треть таких происшествий зафиксированы на территории пешеходных зон и внутридворовых территорий. 49,6% дорожных аварий произошли с самокатами, которыми владеют физические лица, ещё 45,3% инцидентов приходятся на долю кикшеринга, а в 5,1% случаев самокатчики успешно скрылись с места происшествия.

Фото: Svetlana Vozmilova globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Пока единственный очевидный фактор, который влияет на динамику ДТП с самокатами — это количество самих самокатов. Скажем, в Петербурге к сезону 2021-го года кикшеринговые компании выкатили 12,5 тыс. машин, к сезону 2022-го — 25 тыс., а к апрелю 2023-го порядка 30 тыс. В прошлом сезоне фиксировался рост числа поездок в 2,5 раза, прямо пропорционально выросло и число ДТП с ранеными и погибшими.

На этом фоне идея контроля численности средств индивидуальной мобильности представляется вполне логичной. А доля ДТП с участием детей говорит о том, что тема ужесточение возрастных ограничений также является актуальной.

А вот как развести потоки пешеходов и самокаты, пока сказать сложно. Ведь велосипедная инфраструктура в городе на Неве пока не слишком развита. Ещё сложнее, пожалуй, добиться, чтобы вводимые ограничения соблюдались на практике. Разве что последовать совету одного из экспертов. Он предложил оборудовать электросамокаты специальным радаром, который будет автоматически снижать скорость при приближении к пешеходам.

Другое по теме