Экономика
15:2414 сентября 2023

«Ждите треш»: россиян предупредили об очередном подорожании такси

В последнее время не только петербуржцы, но и жители других городов массово жалуются на резко подорожавшее такси. За поездку, которая раньше стоила около 100 рублей, теперь приходится отдавать до 500-600 рублей. «А можно мне зарплату так же повышать?», — возмущаются пассажиры.

Коллаж 78.ru: freepik.com, Petrov Sergey/globallookpress.com, flaticon.com/Nikita Golubev

2023 год отметился дружным ростом цен на всё подряд. Тревожная тенденция не обошла стороной и сферу пассажирских перевозок: вот уже несколько месяцев подряд тарифы на такси неуклонно растут. Пользователи такси, выливая своё недовольство на страницах соцсетей и форумов, не стесняются в выражениях.

«Цены стали просто бешеные»

Больше всего досталось крупнейшему агрегатору — «Яндекс.Такси»: сервис уже поглотил почти все мелкие таксопарки и вытеснил конкурентов, а теперь начал диктовать свои правила. Как следствие поездка, к примеру, от аэропорта до дома уже стала дороже, чем билет на самолёт.

Пример такой ситуации привёл один из пользователей портале «Пикабу»:

«Летал в Питер за 1800 билет пресловутой „Победой“. Ошибся с обратным билетом и улетев из Внуково вернулся в Шереметьево. Машина во Внуково, вечер, кроме такси нет вариантов. „ЯндексГо“ при первом просмотре пишет примерно 2200, при прикидке маршрута в „Яндекс картах“ такси уже пишет 2400, а при возвращении в „Го“ уже за 2600. И всё это в течение 2 минут и даже без попытки заказа — просто посмотреть…»

Автор поста считает, что таким образом «Яндекс.Такси» просто «разводит» клиентов, при этом система выбора водителей работает очень странно: «Обязательно едут издалека по 10-15 мин., а те, что в аэропорту, уезжают пустые». То есть мало того, что поездки подорожали вдвое, так ещё и время ожидания сильно увеличилось.

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

«Отсутствие альтернативных решений/конкуренции ведёт к росту цен и падению качества. Классика рыночка», — иронично резюмирует рассерженный «пикабушник». Кстати, в этот раз мужчину выручил другой агрегатор — «СитиМобил»: поездка обошлась ему почти в два раза дешевле, всего в 1250 рублей.

К претензиям москвича тут же присоединился целый хор недовольных политикой и тарифами «Яндекс.Такси» из разных регионов.

«Я из СПб, подтверждаю, что какой-то *** <плохая ситуация — прим.ред.> с ценами в „Я-такси“ уже некоторое время. Регулярно езжу по паре маршрутов, цена с весны этого года изменилась примерно вдвое. Якобы постоянно повышенный спрос. Ладно, летом есть электросамокаты, а дальше что делать, возвращаться к заказу по телефону?».
«С ужасом жду начала учебного года. Пользуюсь такси ежедневно для поездок на работу уже два года, и цена к прошлому году выросла процентов на 60 точно. И вызываю я плюс-минус в одно и тоже время, спрос низкий вообще ни разу в жизни не видела».
«Это просто какой-то треш. Раньше ездила к родителям, цена была около 180 р., при пиковом спросе (красный который) максимум 280. Недавно нужно было срочно ехать, 502р.! *** <очуметь — прим.ред.> как круто, а можно мне зарплату так же повышать?».

В некоторых регионах конкуренции «Яндекс.Такси» вообще не осталось, пишут с периферии:

«В Воронеже „Яндекс.Такси“ — чёртов монополист. Он скупил вообще всё: Uber, „Везёт“, „Жёлтое Такси“, „Тройка“ и массу других. По их старым телефонам отвечает „Яндекс“. Кого не смог выкупить „Яндекс“, выдавил: „Ситимобил“, DiDi. Остался еле живой Maxim, но там даже за полчаса можно не дождаться машины, даже поднимая цену на 100 рублей. Самое интересное, что и таксисты жалуются на охреневшесть „Яндекса“ с комиссиями по 20-30% с заказа (по словам таксистов), но в другие сервисы не уходят. Цены стали просто бешеные. Недавно было 700 рублей за 10 км или 504 за 4,7 км».
Фото: Maksim Konstantinov globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Многие признаются, что с такими ценами на такси стали всерьёз задумываться о получении водительских прав и покупке автомобиля. Сесть за руль, чтобы не переплачивать конские суммы монополистам, готовы даже те, кто никогда не ощущал в себе страсти к вождению авто.

«Я не чувствую себя водителем. К тому же в нашем городе и так перенасыщение автомобилями: драки за места, массовые парковки вместо детских дворов и парков, вечные пробки. Я не хотел усугублять эту проблему своим присутствием. Но, похоже, мне придётся пересмотреть свои взгляды. Так что, если вдруг увидите „оленя на дороге, который не умеет ездить“, который мешает вам жить — знайте, возможно, это я, и в этом виноват „Яндекс“ и текущая политика развития общественного транспорта», — предупреждает один из комментаторов.

Водители тоже хотят кушать

Впрочем, тех, кто стал на сторону таксистов, также немало. Водители, говорят они, просто не выживут при прежних ценах, ведь подорожало не только топливо, но и запчасти, страховки, ремонт, да и купить более-менее приличное авто теперь куда проблематичнее, чем раньше. Отсюда и рост цен.

«Бензин — это далеко не всё. Машина должна быть не старая и не убитая. А машины сколько сейчас стоят? Так и не купить уже официально ни „Полик“, ни „Солярис“, ни другие „таксишные“ машины. Китайцы? Так тоже не три копейки, ещё и неизвестно сколько они прослужат. А запчасти? А страховка 60 т. р. в год для такси как вам? Лицензия и прочее, вы же не хотите на „Жигулях“ с *** <водителями нерусской национальности> ездить. Получите, распишитесь», — отвечает недовольным один из комментаторов «Пикабу».

Другой поддержал его, расписав затраты таксистов:

«Замена масла с 2021 по 2023 выросла минимум на 100%. Расходники либо нет, либо аналоги (Китай) — срок службы меньше, а цена почти как на оригинал в 2021 г. Цена автомобиля за это же время выросла также почти на 100%, и даже если автомобиль арендный, владелец таксопарка где-то должен будет найти деньги на новый автомобиль, когда текущий будет списан».
Фото: Bulkin Sergey globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Авторам этих доводов нельзя отказать в логике, ведь цены в магазинах на продукты и одежду тоже растут. А водитель — такой же человек, он тоже живет не в 2021, а в 2023 году, он тоже ходит по магазинам и содержит семью. То есть его расходы тоже выросли — так почему он должен работать по тарифам двухлетней давности?

Новый закон о такси: цены снова вырастут?

Но самое плохое в том, что рост цен на такси, вероятнее всего, продолжится. Виной тому — новый закон о такси, который вступил в силу с 1 сентября 2023 года. На том же «Пикабу» предупреждают: «Ждите треш».

Закон о такси действительно серьёзно ужесточает требования к таксистам. Всех водителей обязали заключить трудовой договор с перевозчиком либо оформить ИП. Кроме того, с 1 сентября все автомобили, используемые как такси, должны быть застрахованы по специальной «таксишной» ставке, а она на порядок выше стоимости обычного ОСАГО.

Также с 1 сентября 2023 года в такси нельзя будет работать судимым по «тяжёлым» статьям (убийство, изнасилование, грабёж). Уберут «из-за баранки» и водителей, более одного раза лишённых прав или имеющих более трёх неуплаченных штрафов. Помимо этого, всем водителям необходимо будет пройти аттестацию: каждый таксист должен будет как «Отче наш» знать расположение больниц, школ и самых известных достопримечательностей.

Но и это ещё не всё: новый закон о такси устанавливает ряд требований к самим автомобилям, в том числе к их цвету, виду кузова и т. д. Правда, в каждом регионе эти требования могут быть свои. Например, в Петербурге и Ленобласти по новым стандартам все машины такси должны быть только белого цвета с жёлтой светоотражающей полосой. А в салоне авто должна быть размещена информация о тарифах.

Водители бегут из такси

Все эти ужесточения привели к тому, что водителей стало значительно меньше. В частности, из такси постепенно уходят те водители, которые просто подрабатывали извозом. Им не по карману дорогое ОСАГО, перекраска авто и прохождение ежедневных медицинских и технических осмотров. А ведь именно на «подработчиков» приходилось до 80% всех перевозчиков в регионах, и именно они помогали снизить пиковые нагрузки, не позволяя агрегатору задирать ценник больше, чем на 20-30%.

Фото: freepik.com standret
Фото: freepik.com/standret

Один из водителей «Яндекс.Такси» подтвердил в беседе с уральским изданием «Моменты», что многие его коллеги ушли из такси.

«Если раньше можно было работать в качестве самозанятого, то теперь заставляют открывать ИП, получать лицензию, проходить медосмотр, сдавать справку о судимости. Я потратил на все эти дела почти 8000 рублей. Но не все водители захотят заниматься этой вознёй, поэтому людей будет меньше, и поездки в любом случае подорожают», — уверен мужчина.

Печальный результат работы нового закона в виде резкого роста на такси отмечают и официальные источники. Так, средний чек по стране оказался на 6% выше уровня прошлого года и на 3% выше уровня июля 2023-го. В некоторых регионах цены выросли сильнее, например, в Удмуртии стоимость километра поездки увеличилась на 23,3% за месяц, в Татарстане — на 10,5%, пишет RTVI со ссылкой на «Чек Индекс». Эксперты подтверждают: это только начало — цены будут расти и дальше.

Жадный «Яндекс»

В самом «Яндекс.Такси» подорожание услуг объясняют тремя факторами:

  • Нехватка водителей: люди буквально бегут, устав получать копейки за тяжёлый выматывающий труд.
  • «Драматический» рост цен на автомобили и их обслуживание.
  • Новый закон о такси: часть водителей ещё в процессе получения необходимых документов.

Однако помимо этих трёх причин, значительную роль играет ещё одна, о которой агрегатор, само собой, умалчивает. Это элементарная жадность. Ведь именно агрегатор, то есть сам «Яндекс.Такси» забирает у водителей до 40% стоимости поездки. Об этом напомнил председатель исполкома Межрегионального транспортного профсоюза Тарас Шевченко: он утверждает, что минимальные тарифы на перевозки, которые устанавливают сами перевозчики, не менялись уже много лет.

Шевченко вообще убеждён, что все жалобы на подорожание машин и запчастей, как и на дорогие страховки, всего лишь разговоры в пользу бедных. «Я считаю, что ничего из этого на цену на такси, которая сегодня получается для пассажиров, не влияет. Цену устанавливает агрегатор самостоятельно по своему усмотрению», — заявил он в беседе с RTVI.

Из первых уст

78.ru побеседовал с петербуржцем по имени Роман, который владеет небольшим автопарком: он сдаёт машины в аренду таксистам. По словам его арендаторов, цены на поездки действительно выросли, но это вполне закономерно на фоне общего подорожания жизни.

Фото: freepik.com wirestock
Фото: freepik.com/wirestock
— Вы хотите, чтобы вас везли за 100 рублей, как раньше? А ничего, что водителю нужно 1500-1700 рублей в день отдать за аренду, плюс комиссия „Яндексу“, плюс расходы на бензин? А если ездить на своём авто, то нормальная машина сейчас стоит около 2 млн — как можно выплачивать кредит, зарабатывая копейки? — недоумевает Роман.

Владелец автопарка также подчеркнул, что водители «Яндекс.Такси» не имеют никакой возможности влиять на тарифы. Более того, в приложении таксист вообще не видит ни стоимости поездки, ни адреса назначения, пока не возьмёт заказ. А отказаться от заказа — себе дороже: агрегатор после этого в виде наказания на какое-то время исключает машину из поиска и не показывает заказы. Вот и получается, что водители зачастую едут к чёрту на кулички за 100 рублей, ничего не зарабатывая, кроме геморроя. Теперь же, с ростом цен, таких «пустых» заказов хотя бы станет меньше.

Новый закон о такси, по мнению Романа, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Раньше таксовать мог, в общем, кто угодно, а теперь все водители будут проходить отбор, и поездки станут более безопасными. Но головной боли у водителей явно прибавится, особенно из-за страховок: «Если за обычный Volkswagen Polo или Hyundai Solaris цена примерно 40 тыс. в год, то за машину классом выше цена автоматически взлетает до 80-100 тыс. в год».

— За один только страховой полис лично мне нужно отдать около 70 тыс. в год, а если у меня 10 автомобилей? Получается, нужно заплатить 700 тыс. разово, а если машина ни разу не побьётся? Значит, я только зря выкинул деньги, — рассуждает наш собеседник.

Кроме того, по словам Романа, даже в страховом случае ДТП выбить деньги из страховой компании — та ещё задача:

— Честно скажу — владельцам автопарков проще и дешевле не оформлять страховки. Я лучше буду платить штрафы и оплачивать необходимый ремонт из своего кармана, поскольку оборот финансов позволяет чинить машину за свой счёт. Страховые же очень долго выплачивают компенсацию, а в нашем бизнесе каждый день простоя — это потеря денег, — признаётся он.
Фото: Svetlana Vozmilova globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Также Роман не очень понимает смысла новых требований к внешнему виду авто: напомним, в Петербурге все такси теперь должны быть исключительно белого цвета.

— И так видно, что машина брендирована, что это такси, уже все привыкли. Конечно, ни один водитель или автопарк не будет менять машины, покупать белые авто — они просто покрасят имеющиеся или оклеят их белой плёнкой. Но всё это тоже дополнительные расходы и лишний геморрой, — говорит эксперт.

Требование по размещению в машине тарифов он вообще считает странным: «На одном листочке всё равно ничего не уместишь. Что мне, всю торпеду бумажками оклеивать? Сделайте лучше, чтобы все тарифы были видны пассажиру сразу в приложении, и он сам будет принимать решение, ехать ему или пешком пройтись».

Как сэкономить на такси в 2023 году

Читателям 78.ru Роман дал пару полезных советов, как можно попытаться сэкономить на такси.

Во-первых, не спешите заказывать машину сразу, как только видите цену в приложении. Возможно, через некоторое время она резко снизится. «В приложении „Яндекса“ со стороны водителя зона, в которой мало машин, окрашивается в фиолетовый цвет, и тарифы в такой зоне из-за отсутствия конкуренции автоматически вырастают. Как следствие, туда сразу устремляются водители в надежде „срубить“ хороший заказ. И как только в этой зоне появляется достаточно много машин, цены тут же уменьшаются».

Во-вторых, Роман призвал не забывать о других службах заказа такси — каким бы монополистом ни был «Яндекс», в Петербурге он пока ещё «задавил» не всех. Например, в том же такси «Максим» или в «Ситимобиле» стоимость поездки может оказаться намного приятнее. Да, машинку вам могут прислать видавшую виды, а за рулём, вероятнее всего, будет сидеть гость из ближнего Зарубежья, но тут уж вам решать — ехать или «шашечки».

Ну и в-третьих, если место назначения не так далеко, почему бы не пройтись немного пешком? «Пройти пару остановок несложно, и для здоровья полезно, да и деньги сэкономите», — шутит Роман.

АвтомобилиЦеныТакси
Светлана Улитина
Другое по теме