Новый закон о такси 2023: что водителям и пассажирам нужно знать о нововведении
Что изменит новый закон о такси с 1 сентября 2023 года
Со дня на день вступит в силу масштабный новый закон о такси. Он станет практической реализацией Федерального закона №580 («Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси»), который был принят в конце 2022 года.
1 сентября в России появится Единая федеральная государственная информационная система (ФГИС) легкового такси. Правительство РФ утвердило соответствующее постановление. По словам чиновников и экспертов, реестровая система необходима, чтобы усилить контроль за водителями и повысить безопасность перевозок.
ФГИС будет существовать на цифровой платформе «Гостех» и охватит более 20 миллионов граждан и 453 тысяч легковых такси.
Ожидается, что в реестровую систему будут поступать данные о перевозчиках, автомобилей такси и служб заказа из трёх региональных источников. Речь в данном случае идёт о:
- реестре перевозчиков, содержащем сведения об электронном разрешении на перевозку;
- реестре такси, объединяющем данные о транспортных средствах, их владельцах;
- реестре служб заказа такси, включающем адреса, где расположена техника для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
Таким образом федеральный законодатель урегулировал деятельность региональных такси, объединив всю информацию в реестры.
— Это, без преувеличения, прорывное решение в сфере такси: аналогов такой системы нет нигде в мире. Она аккумулирует в себе фактически данные о каждом автомобиле такси, перевозчике и всех службах заказа, работающих на территории Российской Федерации, — рассказал руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» (МЕФТ) Станислав Швагерус «Известиям».
В частности, в Петербурге и Ленобласти с 1 сентября закон о такси предполагает новые стандарты обслуживания пассажиров. Для водителей изменится модель работы легкового такси, будет введён единый стиль для всех автомобилей — они должны быть белого цвета с жёлтой светоотражающей полосой, на которой перевозчик может нанести логотип, а в салонах машин предусмотрено обязательно размещение информации о тарифах.
На органы субъектов власти, например на Комитет по транспорту, возлагается обязанность по сбору данных о водителях, которые агрегатор или перевозчик будет привлекать на работу в легковом такси.
— С 1 сентября наступает новая веха, вступает в силу новый закон о такси. <…> У нас появляется возможность осуществления постоянного рейда — без согласования проверять и контролировать работу такси на соблюдение федеральных норм, — заявила на пресс-конференции ТАСС заместитель председателя Комитета по транспорту Ленобласти Наталья Александрова.
Что изменит закон о такси с 1 сентября для водителей
Закон о такси с 1 сентября ужесточает требования к таксистам. Водители, решившие работать в такси, должны будут заключить трудовой договор с перевозчиком или оформить документ об индивидуальном предпринимательстве (ИП) или статус самозанятого.
Самозанятым нужно будет заключить договор с одной из служб заказа такси, поскольку, в отличие от индивидуальных предпринимателей, они не имеют право осуществлять перевозки.
Индивидуальные предприниматели-водители могут работать как на себя, так и на службу заказа, заключив договор. Например в «Яндекс. Такси» с ИП заключается агентский договор.
И самозанятые, и индивидуальные предприниматели могут устанавливать тарифы на перевозку, сотрудничая со службами заказа. Согласно новому закону о такси, такое право не ограничивается, но на практике водители принимают ценовую политику службы заказа.
Получение разрешение на перевозку пассажиров легковым такси можно в МФЦ, Минтрансе или на госуслугах. Жители Петербурга и Ленобласти должны обратиться в Комитет по транспорту. Напоминаем, что разрешения выдаются бесплатно на всей территории страны.
Кого не допустят до работы в такси с 1 сентября 2023 года
- тех, кто имеет непогашенную или неснятую судимость за убийство, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также преступления против общественной безопасности и основ конституционного строя и безопасности государства;
- имеют более трёх неуплаченных штрафов за административные правонарушения и за нарушения правил дорожного движения;
- были лишены водительских прав или подверглась аресту за нарушение правил дорожного движения более одного раза за год;
- не прошли аттестацию.
Аттестация коснётся всех водителей: им нужно будет знать, где находятся органы местного самоуправления, медицинские и образовательные учреждения, а также основные достопримечательности.
Водители должны работать в пределах того региона, в котором они получили разрешение на работу. Те разрешения, которые жители Петербурга и Ленобласти получили до 1 сентября 2023 года, продолжат действовать — переоформлять их не нужно.
Новый закон о такси обязывает водителей, в том числе оформивших самозанятость, иметь ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Заниматься перевозками без страхования ответственности за причинение вреда здоровью и жизни каждого пассажира нельзя.
Службы заказа такси и водители будут нести совместную ответственность за возмещение ущерба пассажирам в случае ДТП, если таковой ущерб не покрывает страховку.
Как закон о такси повлияет на обычных людей
За повышенную безопасность будут платить не только водители и службы заказа, но и пассажиры. Стоимость поездок на такси в России уже побила исторический рекорд: 1 км в среднем обходится в 32,5 рубля. В ближайшие месяцы эксперты прогнозируют только увеличение цены.
Услуги такси начала непрерывно дорожать ещё в апреле 2021 года. Но самый большой рост случился в первой половине 2023-го и составил 4,03%. Представители служб заказа говорят о том, что подорожание составит до 30% и связываю его с как раз-таки с новым законом о такси и сложностями, которые придут вместе с ним.
В Петербурге стоимость поездки за год увеличилась на 18,2% (до 52,2 рубля в расчёте на 1 км). Среди причин подорожания петербургские эксперты называют затраты на техническое обслуживание автомобилей и ценами на бензин; новый закон о такси, который вступит в силу с 1 сентября; уход иностранных автопроизводителей с отечественного рынка; попытка сохранить доходы водителей на достойном уровне, так как не все из них готовы продолжать работать в этой сфере.
В Ленобласти стоимость услуг повысится минимум в 1,5 раза после принятия закона о такси 1 сентября 2023 года.
Нельзя не упомянуть и о том, что сейчас все прилетающие в аэропорт Пулково могут заказать «Яндекс. Такси» с наименьшим временем ожидания. Дело в том, что воздушная гавань начала сотрудничать с операторами, первым из которых стал «Яндекс». Теперь водители паркуются на специальной «накопительной» площадке, расположенной в 100 метрах от выхода из аэропорта, в результате чего время ожидания транспорта сократилось и водители меньше отменяют заказы — теперь не нужно ехать из города.
Плюсы и минусы закона о такси
Мнение экспертов про закон о такси
Новый закон о такси эксперты трактуют неоднозначно. Одни считают создание единого реестра такси правильным решением, а другие утверждают, что в настоящий момент все региональные реестры разрозненны и существуют в разных формах, приведение их к одному знаменателю займёт довольно продолжительное время.
Ускоренная реализация нового закона о такси может повлечь тяжёлые последствия: любая ошибка, в том числе цифровая, может привести к сбою всех реестров.
— На создание такой системы нужен как минимум год и еще пара лет — на ее тестирование. В противном случае сбоев избежать не получится, — прокомментировал ситуацию «Известиям» заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков.
Для водителей новый закон о такси, по словам экспертов, может быть плюсом, так как самозанятые попадут в реестр, минуя услуги посредников.
— Сейчас им войти в этот реестр без помощи так называемых подключашек достаточно сложно. Создание единой системы позволит очистить рынок от этих посредников, — рассказал вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин «Известиям».
Ввиду того что ужесточатся требования к водителям, будет наблюдаться нехватка таксистов, как следствие — повышение тарифов на услуги.
— По нашей информации порядка 70% водителей такси работают без полиса ОСАГО-такси. Они работают либо вообще без полиса ОСАГО, либо с обычным полисом по простой причине: на машину он стоит порядка 6000 — 8000 рублей, а на такси — около 60 000 — 80 000 рублей. Для людей в Ленобласти это неподъёмная цифра, — комментирует ситуацию на пресс-конференции ТАСС представитель Общественного Совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов.
Однако реформа о такси прежде всего направлена на безопасность пассажиров.
— На площадке ОНФ и Общественной палаты поступали многочисленные жалобы, и мы хорошо знаем, что эта проблема существует. По цвету такси много споров. Но еще по недалекому прошлому мы хорошо помним, что водители машин желтого цвета — это профессионалы, которые довезут из точки «А» в точку «Б» без происшествий и знают город, как свои 5 пальцев, — поделился мнением на пресс-конференции ТАСС председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.
В компетентные региональные органы поступали многочисленные жалобы и обращения, связанные с недостаточной безопасностью во время поездок. Предполагается, что новый закон о такси скорректирует ситуацию.
Что ещё нужно знать про закон о такси
Однако это не все нововведения, которые будут в новом законе о такси. Некоторые из них депутаты решили отложить до 2024–2025 годов.
Например через год, 1 сентября 2024 года, размер страховых выплат может повыситься в четыре раза. Юрлиц или индивидуальных предпринимателей заставят застраховать свою ответственность минимум на 2 млн рублей за причинение вреда жизни каждому клиенту. Покупать страховку придётся на каждое транспортное средство с разрешением на перевозку в качестве таксиста. Соответствующий законопроект уже одобрили депутаты Госдумы во втором и третьем чтениях. При этом парламентарии считают, что до 1 сентября 2025 года отсутствие полиса ОСАГО не должно быть основанием для приостановления работы в такси. Депутаты также предлагают не аннулировать разрешения на перевозку пассажиров легковым такси, если у таксиста нет полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП).
До сентября 2024 года депутаты решили отложить решение о требовании к экологическому классу автомобиля такси.