Нужен ли запрет на размещение АЗС рядом с жильём, ТЦ и рынками в Петербурге?

22 авг, 12:08
Светлана Коваленко
После трагедии в Дагестане со взрывом на АЗС в Госдуме решили пересмотреть правила размещения таких объектов в местах массового скопления людей. Разбираемся, нужны ли новые ограничения Петербургу и чем они могут обернуться.
Фото: Cfoto/globallookpress.com

Сейчас требования по размещению АЗС в РФ содержатся в приложении № 15 к федеральному закону № 123 от 22 августа 2008 года. Так, автозаправки нельзя размещать ближе 25 метров к жилью и местам массового скопления населения, 15 метров к складам, производствам и промышленным организациям.

Как посчитал заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы Анатолий Выборный, этой дистанции в современных условиях недостаточно. Он направил обращение в адрес главы кабмина Михаила Мишустина после трагедии в Дагестане, где из-за взрыва на АЗС 14 августа в Махачкале пострадали и погибли люди, выгорело 500 «квадратов».

В документе народный избранник настаивает на полном запрете размещения автозаправок вблизи жилых домов, торговых центров и других мест массового скопления людей.

Разбираемся, нужна ли такая инициатива жителям Северной столицы и как обстоят дела с безопасностью на городских АЗС.

Совершенствовать СНиПы для АЗС?

Как подчеркнул заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Александр Холодов, требования к размещению АЗС устанавливается, в том числе, в СНиПах. Там детально прописывается, где и какие объекты можно создавать.

— Совершенствовать нужно именно СНиПы, а не вводить новые запреты на законодательном уровне, — подчеркнул он.

Эксперт напомнил, что непосредственно в центре Петербурга автозаправок не много, все они расположены в основном в пригородах или у промзон.

Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com
— Если пойти по принципу, что всё надо убрать, то это создаст колоссальные трудности для автолюбителей, которым придётся проезжать на машинах гигантские расстояния. А это затраты по времени, дополнительные расходы на бензин, очередные пробки.
Логично было бы усилить контроль и увеличить количество проверок на АЗС. Обязать их владельцев устанавливать автоматические системы пожаротушения, — поделился Александр Холодов своим мнением.

Примечательно, что ,как подсчитали эксперты банка «Открытие», в Петербурге каждый день за руль садятся 43% опрошенных автомобилистов. Около 40% пользуются авто несколько раз в неделю, а 6% — только несколько раз в месяц.

— Дальние поездки на расстояние более 200 км ежедневно совершают лишь 2% респондентов. Несколько раз в неделю делают это 9% автолюбителей, один раз в неделю — 27%, в среднем однажды в месяц — 19%, — рассказали там.

Дело не в автозаправках?

По данным заместителя председателя наблюдательного совета ассоциации «Надёжный партнёр» Дмитрия Гусева, в Петербурге сейчас работают около 600 АЗС, включая газовые и электрические.

Есть они в центре Северной столицы, как и в Москве. Потому что изначально там были, когда ещё действовали другие правила размещения.

— Да, АЗС — это объект повышенной опасности, там нельзя курить, проводить сварочные работы. Требуется высаживать пассажиров во время заправки. Но проблема не в АЗС. А в соблюдении техники пожарной безопасности.
Также важно понимать, что часто ситуация развивается по следующему сценарию. Сначала появляется эта АЗС, затем вокруг неё возникают какие-то непонятные магазины, кафе, склады, организовываются парковки. Здесь уже встаёт вопрос к тем, кто давал разрешение на такие объекты, — подчеркнул он.
Фото: Svetlana Vozmilova globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Как добавляют собеседники, проблема иногда может заключаться в том, что на бумаге согласовывается один размер подземных резервуаров, а на практики они оказываются гораздо больше. Но это опять же вопрос контроля и учёта, а не того, что всё надо запретить.

При этом в крупных городах вновь построенные автозаправки, как правило, не генерируют потоки новых клиентов, а только перераспределяют существующие, то есть, облегчают жизнь.

Специфика Дагестана?

Президент национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин вспоминает, как приходилось бывать в Дагестане по работе.

— Там действительно уже давно пора и надо наводить порядок. Дело в том, что там автозаправки в основном частные и несетевые. Они реально могут располагаться буквально впритык к жилью и торговым объектам. При этом некоторые такие АЗС откровенно «левые» или мимикрируют под известные компании, не имея к ним никакого отношения и торгуя непроверенным топливом. Например, есть известная сеть Lukoil. А они напишут Lykoil. И так до бесконечности.
Также напомню, что в Махачкале по одной из версий всё вообще началось с пожара на складах, где хранись тонны селитры, — делится он.

По словам Владимира Матягина, в Петербурге такого совсем нет. Есть, пожалуй, вопросы к небольшим частным АЗС опять же на частной земле в основном в промзонах. Но это совсем не массовое явление, как в таком южном регионе, как Дагестан.

Фото: Maksim Konstantinov globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

В сетевых АЗС в Северной столице уже давно налажена система нормального контроля.

Автоэксперт Алик Кортиев тоже готов поделиться воспоминаниями о поездках в Дагестан.

— Лично я видел, как на одном частном участке были установлены цистерны с пропаном и шла бойкая торговля с вереницей покупателей, — рассказал он.

По словам эксперта, в этом регионе проблемы копились системно и годами из-за тех же врезок на трубах и организации тех же автозаправок на территории частного жилого сектора.

Другое по теме