Я тебя вижу: чем грозит блогерам внесение в ОКВЭД
Проблема с «теневой» историей
Первый зампред комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова выступила с инициативой о внесении блогерской деятельности в ОКВЭД, и её предложение, согласно данным «Известий», поддержали Минцифры и Росстандарт. Причины понятны: после многочисленных скандалов из-за неуплаты налогов блогерами-миллионниками государство всерьёз занялось регулированием блогосферы — по крайней мере, в её экономическом выражении.
Однако, как подчёркивает доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва, на самом деле проблемой занимаются давно — как минимум с 2017 года.
— Нужно отметить реперные точки. Это, например, 2017 год, когда Роскомнадзор прекратил вести реестр популярных блогеров — именно тогда, кстати, их по сути приравняли к СМИ. Далее можно отметить такую точку в 2018 году — прямую линию с президентом, когда Наталья Краснова спросила, когда „блогер“ станет профессией, и тогда Владимир Владимирович пообещал формализовать профессию XXI века. Далее Ассоциация блогеров взаимодействовала с Кириенко (Сергей Кириенко, первый замруководителя администрации президента РФ. — Прим. ред.). И сегодня мы видим результат этого взаимодействия — внесение нового кода 73.3 о деятельности в сфере информирования, влияния на массовую аудиторию в соцсетях и так далее, — рассказала она.
Блогосфера по сей день остаётся в большой своей части «теневой» историей — о том, какие деньги в ней задействованы, как это организовано и кто является выгодоприобретателем, рядовые пользователи Сети могут только догадываться, а главное — государство в лице контролирующих органов также может судить об этом только по косвенным признакам.
— Объём рынка рекламы, особенно с привлечением блогеров, сложно было посчитать. Опираться можно только на те цифры, которые связаны с крупным рекламодателем, а это, конечно же, не всё — это лишь 30% от всего объёма размещения в том же „Инстаграме“ (соцсеть признана экстремистской и запрещена в РФ. — Прим. ред.) без таргетированной рекламы, — констатировала Ольга Дегтярёва.
Теперь, с введением кода ОКВЭД, государственная машина наконец «увидит» блогеров — и это важно в первую очередь для них самих.
И тебя закодируют
Внесение нового кода ОКВЭД — не просто формальность для отчетности. Он позволит блогерам при регистрации юридического лица (ИП, самозанятого и др.) указывать точный вид предполагаемой деятельности вместо подбора приблизительно похожих среди кодов, ответственных за рекламу или работу СМИ.
— Данный код поможет и индустрии самой влиять на доработку, например, некоторых законов — того же закона о рекламе, который имеет свои сложности, особенно в блогосфере. Есть, например, пункт 5 (ст. 21 п. 5 № 138-ФЗ „О рекламе“, запрещает в рекламе алкогольной продукции обращаться к несовершеннолетним. — Прим. ре.), который очень сложно соблюдать в Интернете, потому что невозможно идентифицировать скрытые аккаунты. Это очень важно, — считает Ольга Дегтярёва.
Однако есть вопросы с тем, какую именно деятельность указывать в новом коде, ведь блогеры зарабатывают самыми разными способами — это и обычная монетизация контента через площадки, и реклама, и продажа товаров или мерча, и сбор донатов. Профессор кафедры социальных технологий РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор экономических наук Александр Прихач считает, что к ним нужно отнести все виды деятельности, которые можно финансово отследить.
— Это могут быть, конечно, и донаты, это может быть плата за предоставление рекламного времени. Это может быть продажа каких-то информационных ресурсов или, скажем, проведение каких-то консультаций, но только в том случае, если это может быть фиксировано, доказано, — указал он.
Юрист, руководитель юридического бутика «Формула успеха» Анна Грецкая, в свою очередь, заметила, что перечень в ОКВЭД может видоизменяться.
— Предусмотреть всё детально в стремительно меняющейся отрасли сложно. А это именно отрасль в своей сущности. В связи с тем, что по данному виду деятельности достаточно большие поступления по итогу, то оправданным выходом из сложившейся ситуации с сокрытием дохода будет формирование нового специального налогового режима либо доработка УСН, НПД (упрощённая система налогообложения и налог на профессиональный доход, он же „самозанятость“. — Прим. ред.), патент для данного вида деятельности с повышением лимита налогооблагаемой базы, — считает Анна Грецкая.
Конечно, вывод блогосферы из «тени» вызовет некоторые ограничения, поскольку от пристального внимания государства теперь не ускользнёт ни один рубль. Однако, учитывая активную работу Налоговой службы, блогеры и сами задумались о том, чтобы больше не заигрывать с законом.
— Блогеры озадачились, и зачастую большая часть из них всё-таки взаимодействует с бухгалтерией, которая выставляет им коды (ОКВЭД. — Прим. ред.). Они предпочитают совершать оплату через ИП, нежели просто на карту. Скорее это создаёт сложности для начинающих блогеров, самозанятых, которые ещё не обладают таким ресурсом, как крупные, для того чтобы наладить весь процесс и не нарушать законодательство. Но на сегодняшний день всё-таки тенденция положительная, и всё больше и больше самозанятых начинают играть по правилам, — констатировала Дегтярёва.
ОКВЭД — это не для всех
Однако есть и ещё один важный аспект. В современном законодательстве нет нормы, которая устанавливала бы точное определение понятия «блогер». Раньше такая норма была: согласно ФЗ-149 от 27.07.2006, блогером признавался владелец сайта и (или) страницы сайта в Интернете, на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более 3000 пользователей. Однако в 2017 году норму отменили, а новая ей на смену не пришла.
Сегодня под блогером в общеупотребительном смысле понимается любой пользователь Интернета, который регулярно размещает на сайте или в соцсети контент. Ведёте вы страничку «ВКонтакте» для друзей, выкладываете в маленьком Telegram-канале фото парадных Петербурга или делитесь рецептами на Дзене — всё это подпадает под определение «блогерства». Другое дело, что до тех пор, пока вы не извлекаете из этого прибыли, извещать об этом государство не нужно.
ОКВЭД вступает в силу, когда пользователь начинает получать доход от блогерства — ведь это классификатор именно экономической деятельности.
— Здесь может быть применим такой подход, когда отнесение деятельности к облагаемой налогами осуществляется только в том случае, если она достигает какой-то финансовой величины. Можно говорить о различных значениях — 100 тыс. рублей в год, 1 млн в год и так далее, с этим нужно дополнительно разбираться. Или же существует другой подход, обязательный для всех: получаешь деньги — должен заплатить налог на доходы физических лиц независимо от поступающей тебе суммы, — считает профессор Александр Прихач.
Описанный последним подход доминирует в планах простой монетизации различных блогерских платформ. А вот когда финансовая деятельность блогера выходит за их рамки — уже требуется открытие юридического лица, код ОКВЭД и, соответственно, дополнительный контроль.
Я бы в блогеры пошёл…
— На маленькие блоги и порталы, думаю, (введение кода ОКВЭД. — Прим. ред.) также повлияет положительно ввиду того, что всё станет достаточно прозрачно и понятно. В том числе будет снижаться негативное восприятие блогерства, поскольку это можно будет уже назвать профессиональной деятельностью, — указывает Анна Грецкая.
Очевидно, что блогосфера продолжит развиваться, потому государство и стремится её легализовать — с этим согласны все эксперты, прокомментировавшие тему 78.ru. Особенно в текущей ситуации, когда блогеры могут дать серьёзный отпор фейкам, заполонившим соцсети.
— Люди всегда платили за еду, за жильё, за информацию, поэтому, поскольку журналистика становится конвергентной, возникает очень много людей, которые интересны, которые умеют подать информацию или просто умеют рассказывать и которые аккумулируют на себе огромное внимание, — констатировал профессор Прихач.
Вывод экономической деятельности блогеров из «тени», предоставление им правового статуса — важный процесс, ожидаемый и назревший, согласилась с ним Ольга Дегтярёва. Это даёт блогерам поддержку государства, которая подразумевает и льготы, и гранты, и скидки. А ещё устанавливает порядок проверок — чтобы уменьшить количество преступлений, связанных с мошенничеством и вымогательством в соцсетях.
Когда государство тебя видит — это не всегда приятно, поскольку оно требует отчёта о действиях. Но ещё хуже, когда оно неожиданно обнаруживает обман. Примеры Елены Блиновской и супругов Чекалиных тому подтверждение.