Гори оно синим пламенем: что будет с полыхающими лазурными автобусами в Петербурге?

4 авг, 10:08
Светлана Улитина
О злоключениях лазурных автобусов в Северной столице впору снимать триллер или даже чёрную комедию. Машины нежно-голубого оттенка уже второй год полыхают на улицах города. Власти наконец приняли решение — но его последствия пока туманны.
Коллаж 78.ru: vk.com/spb, unsplash.com, Svetlana Vozmilovagloballookpress.com

Судьба лазурных автобусов в Северной столице не задалась с самого начала. Они появились на петербургских улицах весной 2022 года с началом транспортной реформы. Тогда с гордостью анонсировался выход на маршруты 2800 автобусов. Но что-то пошло не так.

Разволновался даже Лукашенко

Практически сразу после запуска с новенькими лазурными красавцами стали происходить странные инциденты. Автобусы вспыхивали прямо на ходу с завидной регулярностью: всего за два месяца прошлого лета сгорело пять «бирюзовых» машин производства Минского автомобильного завода. Всего таких автобусов в город на Неве по контрактам было поставлено 137 штук.

Первый из них полыхнул 10 июня 2022 года, а менее через две недели задымил второй. К счастью, никто не пострадал, но ситуация получила столь широкую огласку, что её освещали чуть ли не все российские СМИ. Разволновался даже Александр Лукашенко: президент Белоруссии попросил выяснить, насколько серьёзна проблема.

Однако «лазурные» автобусы продолжали вспыхивать как спички: в конце ноября он вспыхнул на Костюшко, причём машина даже не была на рейсе — стояла на площадке для эвакуации. Транспорт числился на балансе перевозчика «Домтрансавто», ему же принадлежали и первые два выгоревшие автобуса. После этого было ещё несколько подобных происшествий.

«Сначала появился запах, потом около задней двери повалил дым»

Инциденты со злополучными голубыми МАЗами можно было бы считать трагической случайностью, если бы они на этом закончились. Но с наступлением первых тёплых дней 2023 года началась вторая серия захватывающего триллера о пылающих питерских автобусах.

Утром 26 июня очередной «бирюзовый», принадлежащий «Домтрансавто», вспыхнул на Ланском шоссе, на остановке у пересечения с Ланской и Студенческой улицами. По словам очевидцев, салон объяло пламенем и дымом буквально в считанные минуты. Водители пытались потушить огонь самостоятельно, но огнетушители не справились. Пожарные приехали лишь спустя 20 минут, когда автобус уже выгорел. По счастью, снова обошлось без пострадавших.

А тут ещё и транспортная реформа не вовремя подоспела, и Петербургу срочно понадобились сотни новых автобусов. Хотя даже сам Лукашенко признавал, что вообще-то автобусы для МАЗа — не совсем профильная продукция. «Тысяча автобусов для нашего предприятия, МАЗ, для которого автобусы дело второстепенное, — это огромный заказ. Выполнить бы нам этот заказ», - признавался белорусский президент.

С маршрута сняли, но надолго ли?

К счастью, ситуация с небезопасными «лазурными» автобусами наконец сдвинулась с мёртвой точки. Власти признали, что у них явно есть недочёты, которые могут приводить к возгоранию. В итоге 137 автобусов Минского автомобильного завода, поставленных в Петербург по контрактам в рамках транспортной реформы, временно сняли с эксплуатации.

Вернутся они на улицы города или нет, будет зависеть от результатов работы специальной комиссии, которая тщательно проверит автобусы и выявит их недостатки. А пока на маршруты снятых автобусов направили резервный транспорт

Впрочем, радоваться рано: буквально недавно была проведена аналогичная проверка относительно 30 автобусов «Волгабас», которую также организовали в связи с угрозой возгораний. Комиссия никаких нарушений и дефектов не обнаружила, а производитель поспешил заявить, что случаи возгорания техники были «единичными». В результате все автобусы уже вернулись на маршруты.