На пике спроса: чего ждать от цен на автозапчасти в 2023 году петербуржцам?
Как подсчитали в «Авито», за шесть месяцев этого года у автомобилистов вырос спрос как на детали для российских и китайских авто, так и для машин западных брендов. Петербуржцы охотно покупали автозапчасти для техосмотра (фильтры, колодки, масла), системы охлаждения, двигателей, электрооборудования и подвески.
По словам участников рынка, проблем с запчастями для массовых народных марок больше нет, дефицит сохраняется лишь в премиум-сегменте, но и там ситуация всё же складывается лучше, чем в аналогичный период 2022-го.
Однако стоимость техобслуживания подросла, особенно для авто из Китая.
До конца года могут подорожать на 30—40% и автозапчасти. Разбираемся, почему так вышло и какие ещё есть на авторынке новые тренды.
Всё больше новых запчастей
Так, по данным «Авито», в первом полугодии 2023-го востребованность деталей для LADA у жителей Северной столицы выросла в 2,5 раза.
— Следующими после LADA по доле в продажах идут другие популярные марки: BMW (рост продаж в 2,5 раза), Volkswagen (2,3), Mercedes-Benz (2), Ford (2), Toyota (+91%), — рассказали в компании.
Именно по динамике спроса на запчасти сейчас в РФ лидируют китайские марки: ZOTYE и HAVAL. Их продажи за год выросли в 4 и 3,5 раза соответственно. Далее следует южнокорейский Genesis (3,2). Также за год удвоился интерес к деталям для «Москвичей». Примечательно, что на новые детали приходится 57% всех продаж.
При этом в 2022-м и начале 2023-го ситуацию с поставкой автозапчастей многие участники рынка оценивали как достаточно тяжёлую. Из-за этого шесть месяцев назад у автолюбителей не сходила с повестки дня тема с крайне проблематичным оформлением ОСАГО.
Запчасти от частных торговых марок
Как отметил директор по сервису автомобильного маркетплейса FRESH Александр Носко, сейчас для обслуживания автомобилей массового сегмента запчастей достаточно.
Ассортимент состоит как из оригинальных комплектующих, так и качественных аналогов. При этом 90% потребностей российского авторынка обеспечивает продукция частных торговых марок, которая поставляется из Турции и Китая.
По словам Александра Носко, на сегодняшний день дефицит комплектующих испытывают владельцы премиальных авто, таких как Mercedes-Maybach S-класса и других моделей бренда, а также среднего класса, например, Volkswagen Touareg.
— В связи с дефицитом новых авто и ростом их стоимости, тренд на увеличение срока владения имеющимся авто остаётся. Потому повышенный спрос наблюдается и в сегменте запчастей, что может вызвать подорожание комплектующих на 20—40% до конца 2023-го, — поделился прогнозом он.
Вышли на тест-драйв китайских авто
Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов отметил, что в их сети удалось наладить поставки даже для части люксовых западных брендов, например, BMW, но это произошло за счёт роста стоимости деталей.
По его мнению, она и дальше будет только увеличиваться, потому что против России вводятся всё новые санкции, а логистические цепочки, хоть сейчас уже и налажены, но они рискуют столкнуться с попытками очередных противодействий со стороны недружественных стран.
— Я не могу сказать, что в Петербурге сейчас отмечается повышенный спрос на автозапчасти. Он примерно такой же, как и в Москве.
Другое дело, в наших двух крупных мегаполисах всегда было достаточно большое количество людей, которые рассматривают для себя покупку исключительно новых авто. Часть таких покупателей осознали, что больше не могут позволить себе западные марки, и долго присматривались к китайцам, а с весны начали покупать машины с конвейера из Поднебесной.
Но их всё равно в РФ пока мало с учётом объёмов спроса. И, естественно, отсюда возник и повышенный спрос на детали, в том числе, «про запас», — пояснил представитель ГК «Аксель».
По его предположениям, сейчас наступают решающие полгода, когда владельцы китайских авто примут для себя решение об эффективности своей покупки. И если такие автолюбители придут к выводу, что товар качественный, западным компаниям через эти шесть месяцев уже будет точно не вернутся.
— И пока что «китайцы» привлекают покупателей своими электронными «фишичками», например, возможностью on-line узнать, каково прямо здесь и сейчас давление в каждом колесе.
Но у таких авто есть больше проблем в высокоскоростном режиме с разгоном и торможением, а запчасти в итоге реально стоят дороже, — констатировал Игорь Седов.
Примечательно, что, как подсчитали в сети автосервисов Fit Service, ремонт и обслуживание авто китайских марок сильно выросли в стоимости.
Если ранее автовладельцы платили в среднем 5600 рублей за услуги сервисов, то сейчас затраты выросли до 7000.
Закладывают страховку в цены на запчасти
Автоэксперт, шеф-редактор порталов об автомобилях Денис Смольянов согласен с тем, что ситуация с поставками автозапчастей для массовых марок действительно в последнее время наладилась. Конечно, детали не приходят за один-два дня, как это было раньше до пандемии, когда запчасти везли из Финляндии, но дождаться их в реальные сроки теперь вполне возможно.
При этом детали сильно подорожали, хотя здесь всё зависит от конкретных изделий. Где-то есть подорожание в два-три раза, что-то увеличилось в стоимости на 20%.
— Прогноз о дальнейшем росте стоимости запчастей на 30—40% основан на ослаблении курса рубля. И если мы имели в начале 2023-го евро и доллар по 70 рублей, то теперь взята планка в 100. И, естественно, с учётом такого тренда, поставщики автозапчастей закладывают для себя страховку в цену, чтобы не прогадать. А вдруг курс опять изменится, непонятно, в какую сторону, — отметил эксперт.
Он призвал прекратить фантазировать и испытывать иллюзий, что для той же LADA Granta или LADA Vesta все автозапчасти производятся исключительно в России. Там достаточно много импортных составляющих. А сам авторынок в принципе на 90% зависит от импорта.
— В отношении китайских авто, которые теперь заполнили улицы, также не стоит строить иллюзий, что всё будет дешёво. Это всё равно иностранные бренды, такие как раньше был Nissan, Toyota и т. д. И иностранцы всегда обходились в техобслуживании дороже, — констатировал аналитик.
Он напомнил, что многие автодилеры из-за экономической ситуации оказались в плохом финансовом положении. Некоторые из них по существу выживают за счёт ремонта и задирают на него цены, чтобы свести концы с концами.
При этом российские автолюбители в большинстве своём пока не приучились искать, где выгоднее пройти техобслуживание. Они по привычке обращаются туда, где была куплена машина. Ну, и, конечно, отдельно имеется ситуация с обслуживанием авто на гарантии. Там к чужакам обращаться нельзя.
Отметим, что с 1 августа в РФ произойдёт повышение утилизационного сбора для импортных автомобилей. Как это отразится на рынке, можно будет узнать из ближайших материалов.