«Чёрные» схемы: пути бизнеса Евгения Пригожина
Путь гурмана
В 1990 году Евгений Пригожин вместе с отцом открывает бизнес по продаже хот-догов. Горчицу, к слову, замешивали прямо в семейной квартире. А на дворе — самые что ни на есть «лихие» времена, поэтому приходилось быть «своим» и платить 100 зелёных купюр за каждый ларёк.
Но, как известно, аппетит приходит во время еды, поэтому уже в 1995-м Пригожин открывает бар-магазин «Винный клуб» на Васильевском острове, а затем и первый «элитный» ресторан города – «Старая таможня». После этого ресторанная деятельность идёт в гору, и Пригожин открывает сразу несколько других точек общепита.
С 2002 по 2012 год Пригожин занимается розничным фастфудом. Открывает сеть кафе-блинных под ироничным названием «Блин! Дональт's» с позициями в виде сэндвича «квадрососисон». Но бизнес не ладится, и Пригожин играет по-крупному. В 2016 РБК публикует статью, в которой говорится о петербургском рестораторе, ставшим монополистом на рынке школьного питания Москвы. Так возник «Конкорд». Тот, что комбинат питания.
Путь строителя
Пригожин понимает, что прибыльный бизнес — тот, что в сфере строительства. Так в Петербурге, в районе Лахты, возникает жилой комплекс «Северный Версаль». Помпезный, в стиле «классицизм» и «барроко». Такой закрытый и непреступный.
Притязания на господство переросло в настоящий «Дворец», известный также как «Трезини». Сейчас это один из самых дорогих отелей в Петербурге, а стоимость одного номера начинается от 15 тыс. рублей за сутки. В новом расследовании журналиста РЕН ТВ Ивана Литомина говорится, что ранее на месте дворца были… коммуналки. Жили-были люди, жили и не тужили, пока не пришёл Пригожин со своей фирмой. Людей расселили, а с теми, кто упрямился, разговор был короткий. С запашком из 90-х.
В 2008 году компании Пригожина получила участок рядом с парком 300-летия Петербурга для благородной цели — строительства Центра водного туризма. Причалы, красивые набережные, парковые зоны, культурные ландшафты. Идиллия, одним словом. Но почему-то к марту 2016 года там возвели комплекс апартаментов «Лахта Плаза». СМИ тогда обратили внимание на этот странный факт: дома и стеклянный куб никак (или с большой натяжкой) не впитывались в концепцию водного туризма.
Параллельно с этим в игру включалась жена Пригожина. Сначала компания, принадлежащая ей, арендовала помещение в самом сердце исторического Петербурга — Доме торгового товарищества «Братья Елисеевы». Летом 2016 года компания приватизировала это здание, а стоимость актива составила 810,5 млн рублей. Лакомый кусок, не иначе.
Не обойти стороной и тот факт, что Пригожин и «Ко» сотрудничал с Министерством обороны. Компания неоднократно выигрывала тендеры на ошеломляющие 10,3 млрд рублей на уборку в казармах и учебных заведениях ведомства. А в 2015 году получила контракт на 3,3 млрд рублей на строительство военной базы в Валуйках (Белгородская область) и контракт на 161,6 млн рублей на военного городка в Омской области. У вас ещё не сломался калькулятор от подсчёта сумм?
Путь бойца
Приближаемся к самому запятнанному эпизоду жизни Пригожина.
ЧВК «Вагнер» предположительно возникла в середине 2015 года. Набор о добровольцах в участии наземных операциях в Сирии, а также в конфликте на территории Луганских и Донецких народных республик компания тщательно конспирировала. Да и сам господин Пригожин отвергал связь с «Вагнером», удивлялся домыслам, хотя на тот момент существовали неоспоримые факты. Однако в сентябре 2022 года наконец-то вышел из тени и признался, что является её основателем.
В октябре 2022 года Пригожин объявил о создании в Петербурге «ЧВК Вагнер Центра». «Патриотический проект» с бесплатной раздачей площадей тем компаниям, которые помогают фронту. Упомянутый выше журналист РЕН ТВ Иван Литомин разгромил «патриотическую» идею, заявив, что это обычный бизнес-центр, заехать в который может любой желающий.
Так какой он — путь Пригожина? Благородный? Едва ли. Скорее, приспособленческий. Его бизнес-империи могла бы попасть на стол издателя, о нём могли бы слагать легенды на лекциях экономических факультетов. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения.