Крадущийся таксомотор, затаившийся «бомбила»: как закон меняет рынок такси Петербурга

28 июн, 16:06
Александр Саблин
За время рассмотрения документа количество выдаваемых Смольным разрешений выросло в четыре раза. Однако усердствуют пока, в основном, крупные таксопарки, причём они резко увеличили свою долю на рынке. А частники, похоже, напротив пока не спешат выходить из тени.

Сказ о пропаже десятков тысяч такси

Депутаты петербургского парламента 28 июня приняли в окончательной редакции закон, меняющий правила игры на петербургском рынке такси. С 1 сентября 2023 года автомобили не смогут работать без ОСАГО, а ещё их придётся красить в белый цвет. Критики ждут роста стоимости поездок и ухода водителей в нелегальный сектор.

В Комитете по транспорту заявили, что в такси напротив восторжествовал тренд на легализацию, а количество выданных лицензий за последнее время уже выросло на 3000.

78.ru оперативно проверил представленные данные и выяснил, что новый законопроект действительно повлиял на рынок такси ещё до окончательного утверждения. Он был внесён в Заксобрание 19 апреля.

В реестре лицензий, выданных Смольным таксистам, на тот момент находилось 25 448 автомобилей. К 26 июня, согласно последней опубликованной версии документа, было выдано ещё 3852 разрешения. Это в четыре раза больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

То есть, на фоне шумихи вокруг законопроекта отдельные владельцы такси действительно решили легализоваться, как и рассчитывали депутаты с чиновниками. Это хорошая новость. В результате в городе на 26 июня насчитывалось 28 209 действующих разрешений и, соответственно, легальных автомобилей такси. За два месяца, пока городские народные избранники работали над документом, этот показатель вырос на 11% и достиг максимального значения как минимум со 2 марта 2021 года (самая старая из опубликованных версий реестра).

Но есть и «плохая новость». Частники и раньше, в основном, обходились без лицензий, а теперь, похоже, стали получать их ещё реже. В мае 2018 года в Комитете по транспорту отчитывались о 37 616 действующих лицензиях. Однако с тех пор таксисты стали стремительно пропадать с радаров городских властей. При этом по данным авторов законопроекта, в реальности в Петербурге на данный момент работают 65 тыс. автомобилей такси, так что половина таксистов сейчас «бомбят» без лицензии и не торопятся ничего менять.

По данным classif.gov.spb.ru

Лидеры рынка такси Петербурга

Законодательные изменения были призваны подтолкнуть самозанятых и других частников, работающих без официального разрешения, к легализации своей трудовой деятельности. Но пока, вероятно, документ имеет ровно противоположный эффект. Из 3852 новых разрешений, выданных после 19 апреля, на долю предполагаемых частников, то есть лицензиатов с одним-единственным автомобилем, приходится только 67. Это менее 2%. И доля таких участников рынка за два месяца не выросла, а напротив уменьшилась.

Конечно, судить однозначно о количестве частников только по одной этой метрике нельзя. Многие таксисты-одиночки на личных авто работают под «прикрытием» таксомоторов, чтобы не оформлять ИП самостоятельно (до 1 сентября только ИП и юрлица могут получать лицензии). К примеру, один из лидеров рынка предлагает самозанятым бесплатно помочь с решением вопроса о лицензии в обмен на размещение на своём автомобиле наклейки с рекламой. Однако результат всё равно показательный.

На данный момент лишь 830 разрешений оформлены на лицензиатов с одним автомобилем, за два года их количество уменьшилось почти в два раза. Ещё 105 участников рынка оформили по два автомобиля (в марте 2021 было в два с половиной раза больше). Всего же разрешения имеют 1414 компаний и индивидуальных предпринимателей. При этом на долю 56 юридических лиц и ИП с лицензиями на 100 и более машин приходится более двух третьих легального таксопарка. А десятка крупнейших игроков занимает 37% рынка.

По данным classif.gov.spb.ru
По данным classif.gov.spb.ru

Крупная рыба поедает мелкую

В сравнении с мартом 2021 года рынок такси стал заметно более однороден. Количество лицензиатов уменьшилось почти в два раза. В первую очередь это произошло за счёт индивидуальных предпринимателей (1074 против 1949), однако и количество юридических лиц сократилось на четверть (341 против 459).

При этом за два с половиной года лидеры по количеству машин значительно усилили свои позиции. К примеру, автопарк первой десятки увеличился почти в два раза (с 5846 авто до 10 469). То же самое можно сказать и про лицензиатов со 100 и более автомобилями (рост с 10 432 до 19053 машин).

Процесс лишь ускорился на фоне рассмотрения законопроекта. Почти две третьих выданных за это время разрешений приходятся на лицензиатов со 100 и более автомобилями, а почти половина – на десятку лидеров.

По данным classif.gov.spb.ru
По данным classif.gov.spb.ru

До 1 сентября остаётся ещё два месяца. Один из авторов законопроекта Алексей Цивилёв в беседе с корреспондентом 78.ru предположил, что таксисты не торопились с легализацией, так как «ждали, будет ли принят закон». Вероятно, депутаты сознательно заложили в документ экономический стимул – регистрация до 1 сентября даёт возможность сэкономить хотя бы на перекраске машины. Цвет можно будет не менять пять лет в течение всего срока действия лицензии. Однако свежие данные пока явно не свидетельствуют в пользу эффективности принятого документа.

Другое по теме