Год без Юры Шатунова: как солист «Ласкового мая» отсудил права на свои песни – и умер
Как гром среди ясного неба
Сегодня — первая годовщина смерти певца Юрия Шатунова, исполнителя хита «Белые розы», прочно ставшего символом эпохи конца 80-х — начала 90-х. Музыкант скончался совершенно неожиданно для всех родных и знакомых — от обширного инфаркта в возрасте 48 лет. Всего через тря после того, как окончательно отсудил у экс-продюсера Андрея Разина права на песни «Ласкового мая».
Ничто не предвещало беды: певец давал интервью телевидению, а с января 2022 года находился в длительном концертном турне. Накануне смерти он дал концерт в Люберцах, оставался последний — в Подольске.
Накануне, 22 июня, он поехал на дачу в Подмосковье, где отдыхал вместе с друзьями и своим концертным менеджером. Там, за полчаса до полуночи ему резко стало плохо. Вызвали скорую, врачи бригады повезли Шатунова в больницу Домодедово. По данным СМИ, по дороге у певца дважды случилась клиническая смерть.
Полтора часа реанимационных мероприятий не дали результата. В ночь на 23 июня врачи диагностировали смерть в результате острой сердечной недостаточности.
Поэт, композитор и близкий друг
Спустя всего несколько месяцев, 7 ноября 2022 года, умер и один из важнейших людей в его жизни — поэт и композитор Сергей Кузнецов. Именно последний в середине 1980-х собрал группу из мальчишек-подростков 12-13 лет, назвав её «Ласковый май». Солистом и исполнителем собственных песен он выбрал сироту из детдома Юрку Шатунова.
Веру в подростка-хулигана Сергей Кузнецов не терял, несмотря ни на что — а проблем с ним было немало. Шатунов родился в маленьком башкирском городке Кумертау, отец отказался от него, и мальчик получил фамилию матери. Последняя умерла, когда Юре было всего 11. С тех пор мальчик часто убегал из дома, бродяжничал… В конце концов, его определили в детдом.
Сбегал он и после записи первого альбома «Ласкового мая» — пока группа не приобрела всесоюзную известность. Во многом благодаря продюсеру Андрею Разину, который и перевёз ребят в Москву.
Тяжба длиной в полжизни
Конфликт с Андреем Разиным и «тайный договор»
— Если я его встречу, я думаю, будет плохо.
Это последние слова, которые сказал о своём экс-продюсере Юрий Шатунов. Борьба за права на песни «Ласкового мая» длилась много лет — можно сказать, что три, но, по большому счёту, все 30.
Интересно, что певец и продюсер боролись за песни, созданные совершенно другим человеком — Сергеем Кузнецовым. В своём последнем интервью певец ласково называет Кузнецова «Кузей» и заявляет, что уверен в нём, как в себе. Да и сам Кузнецов не раз заявлял, что Разин сфальсифицировал договор.
О каком договоре идёт речь? Когда пути Разина и Шатунова окончательно разошлись, и встал вопрос о правах на песни любимой подростковой группы всех девчонок 80-х, продюсер заявил, что якобы ещё в 1992 году Сергей Кузнецов заключил с ним договор, в котором передавал все права на песни группы ему, Разину.
Но вот незадача: оригинала договора не сохранилось. Его, якобы, украли неизвестные, оставив продюсеру лишь копии. Это, впрочем, не помешало Разину в 2005 году обратиться в суд с требованием признать за ним исключительные права на 27 песен «Ласкового мая», предъявив те самые копии. Суд иск удовлетворил, а результаты Разин сообщил широкой общественности лишь через три года, когда обжаловать решение было уже нельзя.
В 2019 году Разин и вовсе заявил, что Шатунов сам отказался петь песни «Ласкового мая» публично. Что удивлённый певец тут же опроверг. Тогда Шатунов и начал судиться лично со своим бывшим продюсером за песни, сделавшие его знаменитым.
Подделанная подпись
Суд тянулся три года, успех склонялся то в одну, то в другую сторону. Осенью 2020-го иск певца отклонили, а песни группы юности ему петь запретили. В 2021 году ему также отказали в регистрации товарного знака «Ласковый май».
Но интересный факт: ещё в 2016 году один из московских судов провёл графологическую экспертизу и установил, что подпись Кузнецова на договоре 1992 года — подделка. Сам Разин на все вопросы журналистов об этом деле, будь то передача с Соловьёвым или просто комментарий за кулисами, отвечал крайне агрессивно. Порой и вовсе бросался в драку.
Победа в суде
Сам Сергей Кузнецов передал Шатунову права на свои песни ещё в 2019 году. Однако выиграть спор с Разиным Юрий смог лишь в июне 2022 года. 20 июня прошлого года, всего за три дня до смерти, он дал последнее интервью телеканалу «НТВ» вместе со своим адвокатом — Асель Мухтаровой-Казарновской. В тот день суд вынес решение в пользу Шатунова, и певец принёс своему юристу большой букет белых роз — в благодарность за помощь в этом нелёгком деле.
Как отметила в беседе с журналистами Мухтарова-Казарновская, в документах, к которым апеллировал Андрей Разин, огромное количество нестыковок:
— Доверенность даёт один человек, договор подписывает другой, приложение к договору — третий…
Адвокат даже иронично поблагодарила продюсера: по её словам, именно благодаря такой небрежности и удалось выиграть суд без проблем. Кроме чехарды с подписантами, отсутствия оригинала договора и явно подделанной подписи Кузнецова, обнаружились и другие прорехи в документах: так, среди 27 песен, которые Кузнецов якобы отписывал Разину, три хита упоминались дважды, но под разными названиями. А ещё две песни и вовсе принадлежали другому автору — Анатолию Мешаеву. Подписать договор о передаче прав на чужие песни Кузнецов никак не мог.
Угрозы из-за океана
Но Андрей Разин после решения суда перешёл на новый уровень споров. Словно сварливая бабка-соседка в коммуналке, которая из-за закрытой двери обещает жаловаться участковому, экс-продюсер «Ласкового мая» продолжил ругаться с Шатуновым из-за океана.
За несколько месяцев до этого Разин переехал в США. Когда же суд вынес решение в пользу певца, продюсер заявил: российский суд отобрать у него права на песни «Ласкового мая» не может. Якобы они давно принадлежат правообладателям из США. Когда Разин успел передать права загадочным американским правообладателям, и кто они — продюсер не уточнял. Тем не менее, Шатунову он пообещал «огромные иски» от них.
Впрочем, верить Разину тут довольно сложно. Судя по всему, этот одиозный персонаж в принципе любит судиться и, скажем так, приукрашивать правду. Он пытался отнять права на исполнение песен Евгения Осина у его приёмной дочери и как-то подал иск к Сергею Шнурову за оскорбление Москвы. В какой-то момент Разин даже утверждал, что является племянником Горбачёва — и для того, чтобы «Ласковый май» пустили на телевидение в 90-х, ему якобы пришлось «подёргать за ниточки» властных структур. Но эту историю СМИ быстро опровергли.
Сам же Юрий Шатунов в том же последнем интервью отметил:
— Разин — это скользкий, мерзкий, душный персонаж. Для меня он в этом мире больше не существует.
Тайны и интриги в голове экс-продюсера
После трагической смерти певца его вдова Светлана Шатунова заявила в интервью телеканалу «Звезда», что подорвать здоровье её супруга мог именно сильнейший стресс, связанный с длительными судебными тяжбами. По словам Шатуновой, Юрий очень переживал из-за этого конфликта — ведь у него, по сути, пытались отобрать всю его жизнь и историю. От этого и «болело сердце».
В ответ на обвинения жены и друзей Шатунова в косвенном влиянии на смерть певца, Андрей Разин год назад заявил, что готовится журналистское расследование, которое и раскроет все тайны смерти певца.
Журналистского расследования публика так и не дождалась, однако спустя год, в конце мая 2023-го, Андрей Разин вновь выступил с громким заявлением. По словам экс-продюсера «Ласкового мая», смерти Юрия Шатунова и Сергея Кузнецова были подстроены — и он нашёл тому подтверждения.
Точнее, не он, а некие «компетентные люди из Соединенных Штатов Америки, имеющие большие связи». А причиной их якобы стали «обман и финансовые махинации», которые, по словам Разина, проворачивали близкие Шатунова. Впрочем, доказательств пока не последовало. Зато в ноябре 2022-го продюсер заявил, что решил перезапустить проект «Ласковый май»: якобы он соберёт новую группу из молодых ребят, и первую песню посвятит памяти Юрия…