Хроника петербургского застоя: почему лучшие места в вузах достаются школьникам из Москвы

8 июн, 16:06
Александр Саблин
В Москве учатся около 6% российских школьников, но на ЕГЭ на их долю приходится каждая пятая работа весом 100 баллов. А ещё они выиграли больше половины Всероссийских олимпиад. Петербург отстаёт в разы, и разница растёт. Выясняем, как же так вышло.

Школьная олимпиада как социальный лифт

Весной в России вьются птичьи гнёзда и подводятся итоги школьных олимпиад. При этом дни становятся длиннее, особенно у выпускников, которые круглые сутки готовятся к ЕГЭ. В начале июня решающее испытание в самом разгаре. Чтобы попасть в престижные вузы и на самые лакомые программы, нужно либо выиграть олимпиаду, либо набрать на экзамене под 100 баллов.

Источник: НИУ «Высшая школа экономики»

У Московского физико-технического института, Высшей школы экономики и Университета ИТМО показатель БВИ (без вступительных испытаний) близок к 50%. В основном, речь идёт об олимпиадниках, и они сразу разбирают почти половину бюджетных мест.

На самом деле удельный вес олимпиад даже выше, чем видно из представленной таблицы. К примеру, как следует из отчёта МФТИ об итогах приёмной кампании за 2022 год, лишь 289 из 1005 первокурсников попали в вуз только за счёт результатов ЕГЭ. Остальные пользовались опцией обмена олимпиадного диплома на 100 баллов за отдельный предмет. А в казанский Иннополис и вовсе без олимпиадных достижений путь практически заказан.

Эта тяжёлая и изматывающая школьная гонка за олимпиадными достижениями и высокими баллами ЕГЭ имеет смысл. Легче всего разница познаётся в рублях. Портал SuperJob подсчитал, сколько в этом году в среднем зарабатывают недавние выпускники лучших вузов технической направленности.

Источник: SuperJob
Источник: SuperJob

Вузы, дающие юридическое, экономическое или любое другое качественное гуманитарное образование, обеспечивают выпускникам меньшие доходы, но диплом открывает хорошие перспективы на госслужбе или в академической карьере.

Конечно, мало поступить в МФТИ или МГИМО, из них ещё нужно постараться не вылететь. И всё же очевидно, что на олимпиадах и ЕГЭ фактически разыгрываются путёвки в интересное, яркое и часто безбедное будущее. Победители этого турнира наполнят карьерные лифты и составят интеллектуальную элиту страны. Это не единственная и не последняя возможность в жизни, но самая очевидная и доступная.

Доминирование Москвы и отставание Петербурга на ВсОШ

И именно поэтому так печально, что уже на старте сотням тысяч юных россиян обрезают крылья. Они на собственной шкуре узнают, что такое неравенство и несправедливость. Ведь шансы на успех в значительной степени зависят от места проживания, а его в таком возрасте вообще не выбирают.

Скажем, самым массовым и престижным конкурсом является Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ). Представители семи российских регионов ни разу не становились победителями или призёрами в 2021 и 2022 году, а в одном из субъектов не было призёров за целых семь лет с 2015 по 2022-й годы.

Источник: olimpiada.ru
Источник: olimpiada.ru

Группа лидеров в течение всего этого времени, в основном, тоже оставалась стабильной. Легко догадаться, что первая строчка всегда была за Москвой. Очевидно, что это самый крупный российский регион. Однако портал olimpiada.ru составил рейтинг субъектов по количеству дипломов ВСОШ на 100 000 человек, так что размер Первопрестольной на показатели никак не влияет.

Восемь лет назад Петербург занимал второе место и шёл почти вровень с Москвой (4,22 диплома на 100 000 против 4,78), но постепенно начал отставать. Уже несколько лет Северная столица также стабильно проигрывает Татарстану, Мордовии и Удмуртии, а в 2022 году пропустила вперёд ещё и Московскую область, откатившись на шестое место. Это значит, что теперь шансы петербургского школьника на один из 3000 дипломов ВСОШ втрое ниже, чем у его московского сверстника (3,81 диплома против 10,43).

По данным olimpiada.ru
По данным olimpiada.ru

Казалось бы, Петербург в этом интеллектуальном соревновании никак не должен быть аутсайдером. Чего стоят только недавние традиции. Григорий Перельман и Станислав Смирнов удостоились самой престижной в мире математики Филдсовской премии, а братья Павел и Николай Дуровы создали Telegram. Все они в школьные годы были завзятыми олимпиадниками. Однако на практике в 2023 году олимпиадное доминирование Москвы лишь выросло. Особенно ярко это видно, если учитывать только победителей ВсОШ.

По данным olimpiada.ru, siriusolymp.ru
По данным olimpiada.ru, siriusolymp.ru

Всего в 2023 году победы одержали 542 школьника. 275 из них представляют Москву. Это больше половины. Если же учесть ещё и успехи Московской области, то получается, что на столичный регион приходится почти две третьих всех побед. У Петербурга — 42 победных диплома ВсОШ-2023, а у Татарстана — 40, хотя школьников в Петербурге почти в полтора раза больше.

При этом петербуржцы побеждали в 6,5 раз реже москвичей. Так выглядит соотношение побед в негласном соперничестве столиц по отдельным предметам.

По данным olimpiada.ru, siriusolymp.ru
По данным olimpiada.ru, siriusolymp.ru

Из общей схемы явно выбивается математика. И за все эти успехи город обязан всего одному учебному заведению — Президентскому физико-математическому лицею № 239. На счету его воспитанников все 14 петербургских победных дипломов. К слову, вышеупомянутые Перельман и Смирнов тоже учились именно в этой школе.

Также неплохо петербуржцы выступили на олимпиадах по французскому и немецкому языку. Свой вклад в эти успехи внесли школьники Марина Венсановна Ле Галль и Максимилиан Марк Петер Александр Штоккум. По всем остальным направлениям явное преимущество за Москвой.

Кто лучше всех сдаёт ЕГЭ

А что насчёт другой популярной стратегии поступления в лучшие вузы, которая предлагает сделать ставку на высокий балл ЕГЭ? Существует мнение о том, что 100 баллов нельзя получить без большого везения, а значит стобалльники должны появляться в разных регионах более равномерно. Однако это верно лишь отчасти, на Москву в 2022 году приходятся почти 20% идеальных экзаменационных работ, и это тоже повторяющийся с небольшими отклонениями из года в год результат.

А теперь поделим 1214 московских стобалльников на общее количество столичных выпускников 2022 года, сдававших ЕГЭ. Их было 69 000. Получается, что хоть один из экзаменов на 100 баллов сдали 1,8% московских школьников. Теперь проведём аналогичные расчёты для Петербурга (471 работа на 100 баллов и 38 000 выпускников). На этот раз получается 1,2%. То есть, и шанс на максимальный балл на госэкзамене у выпускника московской школы в полтора раза выше.

Средний балл региона на ЕГЭ по тому или иному предмету — это как средняя температура по больнице. Скажем, результаты в разных субъектах могут сильно зависеть от строгости отбора в 10-11 классы. Поэтому нас интересуют хорошисты и отличники. Мы взяли два доступных из публикуемой статистики показателя — число выпускников разных школ, набравших более 160 баллов за три экзамена, и число выпускников, набравших более 220 баллов. Такого количества баллов при соблюдении прочих условий достаточно для получения красного диплома.

К сожалению, на портале открытых данных правительства Москвы и в статистико-аналитическом отчёте о результатах итоговой аттестации в Петербурге используют разные точки отсчёта. В Москве считают от 220 балла включительно, а в Петербурге берут показатель «свыше 220 баллов». Однако 1 балл вряд ли существенно влияет на результаты. Если взглянуть на долю отличников от общего числа выпускников, набирающих больше 160 баллов, то Москва опять окажется далеко впереди. В Первопрестольной их 47%, а в городе на Неве — только 38%.

А теперь посмотрим на лучшие школы обеих столиц по результатам ЕГЭ-2022. На самом деле этот список в значительной степени совпадает со списком самых успешных школ двух регионов на олимпиадах.

По данным data.mos.ru, ege.spb.ru
По данным data.mos.ru, ege.spb.ru

В таблице учитываются выпускники, сдававшие не менее трёх предметов. На первый взгляд кажется, что с этим рейтингом всё в порядке. Отметку в 90% выпускников-отличников преодолели 8 московских и 5 петербургских школ. Учиться в таких заведениях очень престижно. Чтобы попасть туда, надо пройти сложный отбор. Находясь среди таких же мотивированных к учёбе сверстников, ребята ещё больше подтягивают собственные результаты. Однако если посчитать число учеников в школах «клуба 90», то в Москве их будет 1327, а в Петербурге всего 498, то есть опять почти в три раза меньше.

Почему одни регионы учат детей лучше, чем другие

В целом получается, что, выбирая из двух стратегий поступления в престижные вузы, петербургским школьникам есть смысл чаще смотреть в сторону ЕГЭ. И всё же при изучении результатов олимпиад возникает вопрос — неужели нынешнее поколение петербургских детей втрое менее талантливо, чем московские сверстники? Вряд ли стоит специально доказывать, что это не так.

Несколько лет назад Международная лаборатория анализа образовательной политики (МЛАОП) НИУ ВШЭ провела исследование, выясняя причины неравенства в результатах ЕГЭ между разными регионами. Выводы ожидаемые — многое опять решают деньги.

Источник: Институт образования НИУ ВШЭ
Источник: Институт образования НИУ ВШЭ

По словам авторов, валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения на 25% объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34% — средний балл ЕГЭ по русскому языку. Также важны характеристики школ и учителей.

«Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе повлиять на поступление в вузы. Во многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое», — резюмируют в лаборатории.

Пожалуй, самое очевидное следствие дифференциации регионов по уровню финансирования школ — это разный размер зарплат педагогов. И здесь Петербург отстаёт от Москвы в два раза. По словам Собянина, в Первопрестольной по итогам 2022 года средняя зарплата школьного учителя составила 125 тыс. рублей. Однако в правительстве отмечали, что 3500-4000 педагогов зарабатывают больше 150 тыс. в месяц. И это, в основном, они работают в лучших школах, фабриках отличников и олимпиадников.

В Петербурге обычно называлась почти вдвое меньшая сумма, хотя она всё равно выше, чем в Татарстане и Московской области. Однако куда важнее сравнение со средней зарплатой по региону. Тем более что этот показатель в меньшей степени зависит от размера регионального бюджета и в большей — от его приоритетов. Такие данные, в частности, содержатся в отчёте за январь—декабрь 2022 года на сайте Росстата. Из него следует, что в Первопрестольной отношение средней заработной платы педагогов организаций общего образования к средней зарплате по региону составляет 115,3% (без учёта надбавок за классное руководство). В Московской области, к слову, этот показатель достигает и вовсе 121,5%. А в Петербурге — только 98%.

Источник: Институт образования НИУ ВШЭ
Источник: Институт образования НИУ ВШЭ

Такой расклад выталкивает талантливых педагогов из школ на общий рынок труда, за счёт которого они рассчитывают повысить качество жизни. Высокий показатель напротив увеличивает конкуренцию среди школьных педагогов. При этом с 2015 года представленные цифры не сильно изменились. Но тогда почему за прошедшие восемь лет петербургские школьники начали отставать не только на ЕГЭ, но и на олимпиадах?

Пожалуй, ответ стоит искать в московской экосистеме развития талантов школьников. Она предполагает регулярную и систематическую работу как с талантливыми ребятами, так и с педагогами. Особое внимание уделяется кандидатам в сборную команду Москвы. В частности, они участвуют в бесплатных «выездных сборах», организуемых Центром педагогического мастерства (ЦПМ) при поддержке Департамента образования.

Ещё большее число школьников охватывают открытые образовательные смены по подготовке к олимпиадам, также бесплатные. С начала 2023 года ЦПМ провёл уже четыре таких смены, в которых приняли участие 300 школьников, прошедших отбор.

Фактически всё это похоже на большой спорт, неслучайно авторы говорят не о «лагере», а именно о «сборах». И качество, интенсивность тренировок, разумеется, сильно влияет на успех.

Разумеется, могут быть и другие факторы, определяющие растущий разрыв между двумя столицами. Но три из них налицо. Это количество элитных школ, обеспечивающих качественную подготовку, вроде ФТШ, 239-го или 30-го лицея, финансирование школ, включая зарплаты педагогов, и системная работа с одарёнными детьми. По всем этим показателям Петербург катастрофически проигрывает.

Разумеется, петербуржцы тоже где-то получают высшее образование. В конце концов, по данным Минобрнауки, в Москве насчитывается 60 студентов на 1000 человек, а в Петербурге — 59, почти столько же. Но у москвичей в разы больше шансов попасть на самые престижные и востребованные направления. Пока Петербург стоял на месте, другие регионы во главе со столицей сделали качественный рывок вперёд.