Шторм длиной в год: режиссёр Борис Хлебников – о съёмках фильма «Снегирь» в Петербурге

5 июн, 13:06
Елена Кобзева
В прокат 8 июня выходит новый фильм Бориса Хлебникова и Натальи Мещаниновой – морская драма «Снегирь». Мы взяли интервью у режиссёра и сценариста и выяснили, как снимались сцены шторма и ловли рыбы в Баренцевом море и куда делся главный герой.
Фото: 78.ru, кинокомпания СТВ, flaticon.com

Хлебников, Сокуров и Озон на Финском заливе

С 1 по 4 июня в «Севкабеле» прошёл международный кинофестиваль «Пример интонации» – при поддержке одноименного фонда Александра Сокурова. На фестивале в пространствах у Финского залива показывали новые картины культовых российских и зарубежных режиссёров. Так, 3 июня петербуржцы увидели новый фильм-фантасмагорию «Сказка» самого Сокурова, а 4 июня – картину «Моё преступление» Франсуа Озона.

В фильме поднимается и вопрос изгоев и конформистов, и проблема детско-родительских отношений, и многогранность человеческого характера – ведь один и тот же человек может как дать много тепла, так и полностью раздавить другого.

– Я бы сказала, что здесь несколько пластов, – поделилась Наталья Мещанинова. – И на поверхности, конечно, лежит сюжет про травлю и про то, чем она может обернуться. Если пойти чуть дальше, мы начнём думать о том, что такое подвиг и как мы хотим этим подвигом искупить то, что мы только что натворили.
То есть у нас получается история от частного к общему. Кто-то начнёт проводить аналогии с сегодняшним днём, кто-то ещё с чем-то, в общем, здесь фантазия может быть не ограничена. Для меня было важнее всего как-то достоверно рассказать этих людей в рамках этого сюжета.

Нетривиальная задача – описать «15 мужиков на корабле»

Несмотря на то, что Зака Абдрахманова привезла Хлебникову и Мещаниновой обширный документальный материал, прописывать все характеры сценаристке пришлось самостоятельно.

– Главная сложность была в том, что тип отношений, который мы здесь описываем, это какой-то придуманный нами тип отношений. И мне было тяжело создать этих персонажей, чтобы они все были разные, чтобы у каждого была своя цель.
Описывать 15 мужиков на корабле – это непростая задача, и речевая в том числе. Потому что те прототипы, которых снимала Зака, всё-таки не настолько открылись как люди, и мы ничего не поняли из того, какие у них отношения. Они все были достаточно ровные, эти отношения. А тут нам пришлось придумывать очень много ярких вещей. Наверное, сложнее всего было именно это.

В итоге персонажи получились весьма реалистичные – в чём-то незрелые и инфантильные, капризные и злые, в чём-то душевные и готовые своё душевное тепло дарить. Правда, фильм оставил смешанные чувства – всё, как и в жизни, происходит в нём сумбурно и неожиданно.

И хочется вступить в диалог с режиссёром – нет, тут надо бы раскрыть героя поглубже, что за поверхностный взгляд? Но, может быть, именно такой взгляд создаёт глубокую реалистичность в «Снегире» – помимо великолепной актёрской игры и великолепных натурных и павильонных пейзажей.

Другое по теме