Шторм длиной в год: режиссёр Борис Хлебников – о съёмках фильма «Снегирь» в Петербурге
Хлебников, Сокуров и Озон на Финском заливе
С 1 по 4 июня в «Севкабеле» прошёл международный кинофестиваль «Пример интонации» – при поддержке одноименного фонда Александра Сокурова. На фестивале в пространствах у Финского залива показывали новые картины культовых российских и зарубежных режиссёров. Так, 3 июня петербуржцы увидели новый фильм-фантасмагорию «Сказка» самого Сокурова, а 4 июня – картину «Моё преступление» Франсуа Озона.
В фильме поднимается и вопрос изгоев и конформистов, и проблема детско-родительских отношений, и многогранность человеческого характера – ведь один и тот же человек может как дать много тепла, так и полностью раздавить другого.
– Я бы сказала, что здесь несколько пластов, – поделилась Наталья Мещанинова. – И на поверхности, конечно, лежит сюжет про травлю и про то, чем она может обернуться. Если пойти чуть дальше, мы начнём думать о том, что такое подвиг и как мы хотим этим подвигом искупить то, что мы только что натворили.
То есть у нас получается история от частного к общему. Кто-то начнёт проводить аналогии с сегодняшним днём, кто-то ещё с чем-то, в общем, здесь фантазия может быть не ограничена. Для меня было важнее всего как-то достоверно рассказать этих людей в рамках этого сюжета.
Нетривиальная задача – описать «15 мужиков на корабле»
Несмотря на то, что Зака Абдрахманова привезла Хлебникову и Мещаниновой обширный документальный материал, прописывать все характеры сценаристке пришлось самостоятельно.
– Главная сложность была в том, что тип отношений, который мы здесь описываем, это какой-то придуманный нами тип отношений. И мне было тяжело создать этих персонажей, чтобы они все были разные, чтобы у каждого была своя цель.
Описывать 15 мужиков на корабле – это непростая задача, и речевая в том числе. Потому что те прототипы, которых снимала Зака, всё-таки не настолько открылись как люди, и мы ничего не поняли из того, какие у них отношения. Они все были достаточно ровные, эти отношения. А тут нам пришлось придумывать очень много ярких вещей. Наверное, сложнее всего было именно это.
В итоге персонажи получились весьма реалистичные – в чём-то незрелые и инфантильные, капризные и злые, в чём-то душевные и готовые своё душевное тепло дарить. Правда, фильм оставил смешанные чувства – всё, как и в жизни, происходит в нём сумбурно и неожиданно.
И хочется вступить в диалог с режиссёром – нет, тут надо бы раскрыть героя поглубже, что за поверхностный взгляд? Но, может быть, именно такой взгляд создаёт глубокую реалистичность в «Снегире» – помимо великолепной актёрской игры и великолепных натурных и павильонных пейзажей.