Эксперты из Петербурга оценили, чем обернутся штрафы за продажу лекарств без рецептов
По замыслу авторов законопроекта, документ поможет покончить с практикой, когда россияне, прежде всего, имеют доступ к лекарствам с психоактивным действием без назначения врача.
Фармацевтов, которые продадут такие препараты, накажут рублем на сумму от 10 000 до 20 000, либо лишат возможности работать в аптеке на срок от шести месяцев до года.
Эксперты инициативу готовы лишь поприветствовать: теоретически занимающихся самолечением станет меньше. Но кардинально ничего нового в «ноу-хау» нет, и вряд ли что-то глобально изменится. Есть и негативные мнения.
При этом без рецептов сейчас и так отпускается 70—80% лекарств, хотя не все с этой цифрой согласны.
Список лекарств известен
Как пояснил психиатр, заведующий отделением психотерапии Санкт-Петербургского института восстановительной медицины и реабилитации (СПИВМиР) Аркадий Кузнецов, предметно-количественному учёту (ПКУ) подлежат лекарства, самостоятельное применение которых может принести вред здоровью.
— Список содержит только те препараты, которые действительно опасно применять в качестве самолечения. В этом смысле ничего не меняется. Например, часто человек без медицинского образования не имеет представления о потенциальном вреде такого широко распространённого препарата как корвалол, а между тем он содержит компоненты, вызывающие лекарственную зависимость.
В поликлинике нужно получать рецепт только на препараты списка ПКУ, это вполне обоснованно, — подчеркнул он.
По словам директора некоммерческого партнёрства медико-фармацевтических проектов Дмитрия Чагина, перечень лекарств, в частности, утверждён приказом Минздрава от 22 апреля 2014 года №183 н. В документе речь идёт о наркотических и психотропных сильнодействующих веществах. За их незаконное применение может наступить ответственность вплоть до уголовной.
— За парацетамолом в таблетках человек не обязан провести полдня в поликлинике, так как данный препарат отпускается без рецепта врача, — поясняет эксперт.
Как отмечает заместитель главного врача по связям с общественностью СПБ ГБУЗ «Клиническая больница Святителя Луки» Наталья Патрушева, в списке содержатся лекарства, неконтролируемое потребление или неправильная дозировка которых может привести человека в реанимацию.
При этом она добавляет, что же рецепты выдаются стандартно на 15 дней, но с каждым пациентом врач работает в индивидуальном режиме.
Ведущий международный экономист-эксперт на фармацевтическом рынке, предприниматель-исследователь Павел Лисовский рассказывает, что препараты являются также так называемыми веществами строгого учёта.
— И далеко не каждая аптека имеет право работать с ПКУ. Здесь нужна своя специальная рецензия. Дело может дойти и вовсе до смерти пациента. Фармацевты и так до законопроекта не особо торговали такими препаратами, так как все знают: им быстро «прилетит», если с человеком что-то случится, — пояснил он.
В целом положительно...
Как считают участники рынка, в целом инициатива поможет навести больше порядка в отрасли, но глобальный прорыв вряд ли возможен. «Ноу-хау» может сработать в отношении, прежде всего, молодёжи, иногда употребляющей психотропные средства не по назначению.
— Нововведение имеет хорошую направленность, станет меньше людей, страдающих лекарственной зависимостью. Ещё не так давно можно было купить в аптеке любой антидепрессант или транквилизатор, включая феназепам, который сейчас внесён в список строгого учёта и должен выписываться на номерном рецептурном бланке. Фармацевтическому рынку просто следует действовать по правилам, и тогда не будет никаких проблем, — считает Аркадий Кузнецов.
Дмитрий Чагин полагает, что штрафная система позволит отчистить рынок от недобросовестных аптечных организаций, продающих без рецепта лекарства, подлежащие предметно-количественному учёту.
Сначала создать систему
Впрочем, Павел Лисовский настроен категорически против «ноу-хау», вводящего в отрасли дополнительное регулирование.
— У нас нет исследований, говорящих о резком росте отпуска лекарств без рецептов. А штраф или отстранение от работы не остановит недобросовестного фармацевта. Это приведёт лишь к тому, что те аптеки, что работают со списком, будут ещё более строго относиться к возможности работы с этими лекарствами.
Фарма — это хайповое направление, и многие депутаты хотят на этом поднять свой статус. Фарма не требует вмешательств. Никто из профессионального сообщества об этом не просил, — констатирует он.
По словам эксперта, перед запуском ноу-хау нужно было создать качественную систему медицинской помощи и лекарственного обеспечения. Но в некоторых регионах это невозможно, хотя Петербург к ним и не относится.
— Например, человеку срочно нужны лекарства от аллергии. Не все знают, что такие лекарства вообще-то требуют рецепта, а аллерголог в районном центре принимает раз в неделю. И что теперь человеку умирать, если он не может купить себе антигистаминное? Это можно запускать, когда всё готово. Казахстан пытался пойти по пути аналога «ноу-хау», а потом откатил назад.
Я переживаю, что если будут хорошо контролировать выполнение этого законопроекта, то могут послать проверяющих, не разбирающихся, что такое отпуск по ПКУ и просто отпуск лекарств без рецепта. И будут ловить всех подряд, — поделился Павел Лисовский.
Точные данные или серые схемы?
Как отмечает Дмитрий Чагин, по данным DSM Group, в 2022 году доля всех рецептурных препаратов составила 45,3% в натуральном выражении.
— В их число входят препараты для лечения артериальной гипертензии, сахарного диабета, антибиотики и другие. Доля лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учёту, очень мала, — пояснил он.
По словам Аркадия Кузнецова, безрецептурный отпуск сейчас составляет около 70—80% лекарств, именно поэтому ничего существенного для пациента не изменится, но снизятся риски неправильного применения препаратов.
Павел Лисовский настаивает: конкретных исследований никто не проводил, есть только серая информация. Как и в ситуации с препаратами против аллергии, есть лекарства, которые должны отпускать по рецепту, но они безопасны и их не отказываются продавать. Этот список хорошо знают фармацевты, и он выверен годами.