Страховая реформа: каршеринг предлагают включить в отдельную тарифную группу ОСАГО
Центробанк предложил выделить автомобили каршеринга в самостоятельную группу страховки. Причиной таких жёстких мер назвали то, что арендованные машины намного чаще попадают в аварии, нежели, например, такси. Страховщики пожаловались, что для них это слишком убыточно. А что касается водителей? По состоянию на начало этого года в Петербурге есть три компании, предоставляющие автомобили. Различаются они разнообразием автопарка и, конечно же, ценой.
Петербурженка Маргарита Зайцева регулярно пользуется каршерингом. Ездит за продуктами и развозит детей по делам. До этого мечтала о покупке своей машины, но передумала, оценив преимущества поминутной аренды.
— Тебе не требуется заправлять автомобиль, тебе не требуется его технически обслуживать, не нужно думать о том, где тебе его оставить на ночь, — объяснила она.
В месяц на аренду машины у Маргариты уходит около 30 тысяч рублей. Сумма не маленькая, но для её семьи подъёмная. Однако скоро услуга может подорожать. Причём минимум на 15%. Центробанк предложил Минтрансу выделить каршеринг в отдельную тарифную группу по ОСАГО, а значит, стоимость страховки вырастет.
— Это самый убыточный сегмент страхования для страховщиков. Текущие тарифы ОСАГО на каршеринг вообще не покрывают его фактическую убыточность. Это чёрная дыра такая. Это для любого страховщика гарантированные многомиллионные убытки, — отметил председатель Комитета автострахования союза страховщиков Петербурга и северо-запада Александр Баклушин.
О большинстве водителей каршеринга отзываются нелестно: не соблюдают правила ПДД, не берегут машину, не своя же, не жалко. По оценкам специалистов, количество аварий с арендованными машинами в полтора раза выше, чем с участием такси. Только за первые две недели этого года в Петербурге произошло 120 ДТП с каршерингом. Пострадали 60 человек. При этом и износ автопарка стремительно растёт.
— Как правило, в каршеринге автомобили иностранного производства, поэтому вполне логично, что в связи с дефицитом запчастей, в связи с удорожающейся логистикой, повышением курса рубля и евро, повышается и стоимость страхового полиса, — подчеркнул автоэксперт Максим Багаев.
Предлагаемая Центробанком мера должна упростить взаимодействие страховщиков и операторов, а также стимулировать компании к более тщательному отбору клиентов.
По данным последних исследований, каршерингом в России пользуются около 1,7 млн человек. В 2022 году их расходы на краткосрочный прокат автомобилей превысили 26 млрд рублей, что на 30% больше, чем годом ранее.
— Если тарифы будут повышены, то многие начнут искать какие-то альтернативы. Я не думаю, что такси — это альтернатива каршеринга. Многих людей повышенные тарифы загонят только исключительно в общественный транспорт. Таким образом, сильно снизив их качество жизни, — объяснил вице-президент национального Автомобильного союза Антон Шапарин.
Сейчас ОСАГО одной машины обходится сервисам аренды в 15-20 тысяч в год. По мнению аналитиков, чтобы сделать страхование неубыточным, стоимость полиса должна вырасти минимум вдвое. Однако полностью переложить подорожание на клиентов не удастся, считают эксперты. Иначе сервис не сможет конкурировать с другими видами транспорта.
— Тариф ОСАГО всё-таки годовой, а таким автомобилем иногда в день пользуется несколько человек. То есть это не сломает экономику этих компаний, — подчеркнул председатель комитета автострахования союза страховщиков Петербурга и северо-запада Александр Баклушин.
Ударит ли повышение страховых тарифов по кошелькам водителей каршеринга и станет ли критичным для самих агрегаторов — пока не уточняется. Инициатива Центробанка ещё находится на рассмотрении заинтересованных ведомств.
Видео: 78.ru
Ранее 78.ru писал, что штрафы за отсутствие ОСАГО могут повысить в шесть раз.