Полоски, завоевавшие мир: когда появился и что значит штрихкод
Вехи создания
Идея максимально автоматизировать торговые процессы за счёт прообраза штрихкода восходит к 1932 году. Американский студент Уоллес Флинт предложил оригинальную идею — «привязать» каждый товар к индивидуальной перфокарте.
Автоматизированный процесс выглядел следующим образом: посетитель магазина выбирал нужную перфокарту, передавал её менеджеру, а тот посылал сигнал на ленточный конвейер, который доставлял покупки на кассу.
Передовая идея не нашла применения в силу несовершенства и дороговизны считывающих устройств того времени, а также из-за Великой депрессии, в которой пребывала американская экономика.
Технологии доросли до идей полноценного коммерческого штрихкода лишь на рубеже 60-70-х годов. Пионером в этой области стала американская компания RCA, основанная выходцем из Минской губернии Давидов Сарновым.
Весной 1971 года представители компании продемонстрировали работоспособную систему нанесения штрихкода и его считывания с помощью сканирующей лазерной установки. Спохватившись, пальму первенства смогла перехватить IBM: её сотрудник Джордж Лорер в 1973 году разработал стандарт штрихкода для отслеживания товаров в магазинах, вариации которого используются и поныне — UPC. Первым товаром, «пробитым» на кассе, стала упаковка жевательной резинки Wrigley’s.
Как читать штрихкод?
В настоящее время наибольшее распространение получил «потомок» UPC — стандарт EAN-13, состоящий из 13 цифр и вертикальных полос чёрного цвета и разной толщины. При этом сканеры, распознающие EAN-код, без проблем считывают UPC-код. Первые две (в случае США и Канады) или три цифры обозначают региональный код разных стран (в случае России — диапазон от 460 до 469). За штрихкодом товара, произведённым в Китае, «закреплены» цифры 690-695.
Тем не менее, не всегда сведения из штрихкода позволяют установить реальное происхождение продукции. Это связано с тем, что компании из промышленно развитых стран, снижая затраты и эксплуатируя дешёвую рабочую силу, переносят заводы по сборке своей продукции в бедные страны наподобие Бангладеша.
Следующие шесть цифр обозначают номер предприятия-изготовителя товара. Ещё три цифры представляют собой идентификатор продукции, её порядковый номер. Венчает код контрольное число в виде одной цифры. Оно необходимо для проверки подлинности штрихкода и рассчитывается автоматически, исходя из предыдущих 12 цифр.
Не торговлей единой
Сфера использования штрихкодов не ограничивается коммерцией. Многие сферы науки и техники получили мощный толчок в развитии благодаря этой технологии. Так, зоологи используют миниатюрные штрихкоды для того, чтобы отслеживать миграцию птиц и даже насекомых.
В сфере авиаперевозок внедрение системы штрихового кодирования позволило многократно повысить качество обслуживания практически на всех этапах, от продажи билетов до контроля за багажом. Кроме того, штрихкоды незаменимы для обработки почтовых отправлений. Автоматизация сортировки позволила более чем вдвое увеличить объём международной корреспонденции, обрабатываемой в новосибирском аэропорту Толмачёво.
Не обошла вниманием штрихкоды и сфера здравоохранения, традиционно восприимчивая к техническим нововведениям. Их использование позволяет быстро идентифицировать пациента и помогает вести электронную историю болезни и учёт биоматериалов, что в перспективе способно поставить крест на практике ведения бумажных медицинских карт.
Кроме того, штрихкоды нашли применение в сфере ВПК. Так, концерн «Швабе» занимался созданием специальной оптической системы для распознавания штрихкодов на снарядах, используемых в автоматах заряжания танков и самоходной артиллерии. По задумке разработчиков, система, получив команду от наводчика, должна выбрать требуемый для конкретной боевой задачи боеприпас — осколочно-фугасный, бронебойно-подкалиберный, зажигательный, кумулятивный и так далее.
Прогресс неумолим: пришествие QR-кодов на смену штрихкодам
Массовое внедрение штрихкодов в СССР как минимум обсуждалось. 25 марта 1991 года состоялось первое заседание внешнеэкономической ассоциации ЮНИСКАН, специализацией которой была область автоматической идентификации. По оценкам экспертов, расходы, связанные с обработкой бумажных документов, составляли до 15% от стоимости товаров. Введение системы автоматической идентификации на общегосударственном уровне могло сократить их до 0,5 – 3%. Кроме того, отсутствие соответствующей кодировки мешало выходу советских товаров на мировые рынки.
Распад страны поставил крест на амбициозных планах. Штрихкоды стали сколько-нибудь заметным явлением в России только в начале 2000-х.
За рубежом прогресс не стоял на месте, и в 1994 году началось триумфальное шествие QR-кодов (Quick Response — «быстрое реагирование»). Изначально их разработали для нужд японского автопрома, но вскоре они быстро распространились на другие сферы промышленности, коммерции и индустрии развлечений. Причина тому — внушительный, по сравнению с UPC/EAN-13, объём хранимой информации: 7089 арабских цифр и 4296 латинских букв. Это позволяет вместить в QR-коды не только ссылки на сайты, но и внушительные тексты, что обусловило их популярность в музеях.
К сожалению, репутация QR-кодов серьёзно пострадала во всём мире на фоне массовой вакцинации от коронавируса. Повсеместная выдача сертификатов с оптической меткой стала почвой для конспирологических инсинуаций на тему «цифрового рабства». И всё же альтернативы системе QR-кодов в ближайшие годы не предвидится. Помимо информационной ёмкости и лёгкости считывания, у японского изобретения есть ещё одно неоспоримое достоинство. Компания Denso, зарегистрировавшая QR-код в качестве товарного знака, не накладывает никаких ограничений на использование оптической метки в личных и коммерческих целях.