Без машин и без работы: ждёт ли волна закрытий автосалонов в Петербурге
Рынок автомобилей с конвейера в РФ продолжает лихорадить. Каждый месяц на нём появляются разнонаправленные тренды, и приходят новые игроки, в основном из Поднебесной. В этих условиях эксперты регулярно пересматривают свои прогнозы, но статистика пока остаётся неутешительной. Так, если в январе-феврале 2022-го в Петербурге было продано 13 473 новых машин, то в аналогичном периоде этого года показатель упал вдвое до 6148 штук. Закрылись в городе и чуть более десятка автодилерских центров.
«Без благословения автопроизводителя»?
Неутешительные прогнозы по сокращению 150 тыс. сотрудников отрасли представил председатель совета директоров «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин на дебатах по выбору президента Ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Он пояснил, что сейчас в России насчитывается 3200 автодилерских центров. Из них более 2000 были связаны с японскими, американскими, корейскими производителями. Теперь такие центры оказались под угрозой закрытия. Дело в том, что в 2022 году Россию покинули 46 из 60 автомобильных брендов, осталось только 14.
При этом в среднем в одном центре трудятся 74 человека. Таким образом, с учётом тех компаний, которые могут уйти, и возникла приблизительная цифра в 150 тыс. предположительно безработных. Также Алексей Подщеколдин подсчитал потенциальные убытки отрасли. При инвестициях в запуск одного центра в 100 млн рублей, потери могут составить более 200 млрд.
— По итогам 2022 года в России реализовано 687 тыс. новых автомобилей. Прогноз на 2023 — не более 700 тыс., — добавил Алексей Подщеколдин.
Он констатировал, что российский автопром начал постепенно оживать, а на рынок приходят новые бренды, в основном, китайские, начал работать и параллельный импорт, но ситуация далека от того, чтобы назвать её нормальной.
— В 2023 году к нам придут ещё бренды. Иранцы привезут порядка 20 тыс. автомобилей. Но у нас опять будет дефицит. По параллельному импорту в прошлом году было ввезено порядка 100 тыс. машин. Я считаю, параллельный импорт, конечно, нужен, это возможность для крупных, особенно, премиальных брендов, привезти автомобили из-за рубежа, но этот импорт происходит без благословения автопроизводителя. Соответственно, никакой помощи сервису и поддержки не будет. Более того, существует риск вторичных санкций, — заявил Алексей Подщеколдин.
Он добавил также, что с теми же китайскими партнёрами работать не просто. Они в договорах часто прописывают условия, что имеют право разорвать соглашения о сотрудничестве и уйти через два месяца.
— То есть, мы несколько месяцев будем строить, а через два месяца тебе могут сказать: «Извините, у нас не получилось», — подчеркнул Алексей Подщеколдин.
Пока сотни и единицы?
Как рассказал руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов, по состоянию на середину января 2023 года в России насчитывается 3164 дилерских центра по продаже и обслуживанию легковых автомобилей. Из них в Северной столице располагаются 234.
— Годом ранее эти показатели составляли 3220 и 222 соответственно. Стоит говорить не о стремительном сворачивании рынка, а его трансформации, когда бизнес всё больше стремится приспособиться под новых партнёров, в основном, китайских, — пояснил Азат Тимерханов.
Вместе с тем, по данным «АВТОСТАТа», по итогам двух первых месяцев этого года в РФ было реализовано 101 379 новых легковых автомобилей, или на 45,2% меньше, чем за тот же период прошлого года (185 047 штук).
— По Петербургу эти показатели следующие: два месяца 2023 — 6148 штук; два месяца 2022 – 13 473, или на 54,5% меньше, чем годом ранее, — привёл статистику эксперт.
Всего в 2022 году в РФ было продано 626,3 тыс. единиц, что на 58,7% меньше, чем за 2021 год. В Петербурге с его долей на российском рынке в 6,6% этот показатель составил 41,6 тыс. штук.
Примечательно, что эксперты агентства в феврале этого года улучшили собственный прогноз по объёмам продаж. При пессимистичном варианте может быть реализовано 630 тыс. автомобилей, при оптимистичном — 870 тыс. В базовом сценарии заложен показатель в 780 тыс.
Сократили год назад или даже в рост?
Как рассказал директор по развитию ГК «Аксель» (специализируется, в том числе, на BMW, MINI, Volkswagen, Toyota, Lexus и Renault) Игорь Седов, в их компании увольнять сотрудников не собираются.
— Всех, кого надо, мы оптимизировали ещё год назад. Работаем в штатном режиме, — заверил он.
Генеральный директор и совладелец автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий подчёркивает: в их компании не планирует оптимизировать персонал.
— Мы планируем увеличивать численность персонала наших дилерских центров в связи со стартом сотрудничества с целым рядом новых брендов. Тем не менее, в целом за 2022 —2023 год отрасль действительно потеряет более 100 тыс. рабочих мест, так как объёмы продаж новых автомобилей большинства компаний нашей отрасли сократились более чем в два раза, — добавляет он.
По словам директора по подбору персонала сети автосалонов Fresh Auto Юлии Бережновой, стратегия компании на текущий год — укрепление собственных позиций и расширение.
— В планах открытие филиалов и выход в новые регионы. В текущем квартале уже предстоят несколько крупных открытий. Поэтому сокращение в нашей компании не планируются, напротив мы сделаем упор на обучение персонала, расширение штата, и любые сокращения среди конкурентов будут для нас зоной роста и развития, мы готовы вкладывать в сотрудников, — заверила она.
Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавторанс» Владимир Матягин отмечает, что при обсуждении темы возможных закрытий автодилерских центров важно выделить два аспекта.
— Если мы говорим о покупке нового автомобиля или даже б/у, то в среднем это происходит раз в пять лет. То есть, если человек недавно приобрёл автомобиль, то за время, пока будет новая покупка, всё ещё может измениться. Опять же, если мы рассуждаем о премиальных брендах, то это всё пойдёт и уже идёт по параллельному импорту. Если мы говорим о гарантийном или техническом обслуживании, то здесь могут возникнуть проблемы. Но всегда есть обычные СТО, и среди них можно подобрать те, где ремонт будет более качественным и менее дорогим, — рассуждает он.
Руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова отмечает, что с начала 2023 года российские работодатели из сферы «Розничная торговля автомобилями» разместили на портале 21 тыс. вакансий. Это на 12% больше, чем в аналогичный период 2022-го.
Так, в пятёрку регионов-лидеров по числу вакансий от автодилеров и спросу на новый персонал входят Москва (более 4000 вакансий или 19% новых предложений о работе в целом по стране), Татарстан (10%), Петербург (8%), Нижегородская (5%) и Московская (5%) области.
По словам Марии Бузуновой, конкретно в Петербурге автодилерам-работодателям нужны были с начала года более 1700 сотрудников.
— Это достаточно высокий спрос, но всё-таки немного ниже прошлогодних показателей (число вакансий от автодилеров уменьшилось на 5%), — отметила она.
При этом Северная столица всё равно входит в рейтинг регионов самого высокого спроса на персонал в автобизнесе. В целом в этой сфере рост числа новых вакансий от петербургских работодателей за февраль также наблюдается: +17%.
Здесь стоит добавить, что автопром в Петербурге действительно переживает сложные времена. Как признал губернатор Александр Беглов, индекс промышленного производства в этой сфере снизился на 90,2%.