Александр Родченко или Гоша Рубчинский? Выставка русского авангарда в Эрмитажа

18 мар, 15:03
Светлана Милёшина
Искусство для нового мира в самом сердце «старого света». И это не абсурд, а выставка русского авангарда в Малом Эрмитаже.
Фото: пресс-служба Государственного Эрмитажа

«Русский авангард. Искусство для нового мира» — так называется выставка, где есть чему удивиться помимо «Чёрного квадрата» Казимира Малевича. Агитационные лозунги начала XX века на сервизе, изготовленном на Императорском фарфоровом заводе, рабочие костюмы по эскизам Александра Родченко, напоминающие униформу Гоши Рубчинского. Ощутимый диссонанс добивается очередным противоречием: экспозиция находится в Зимнем дворце — символе имперской дореволюционной России. На ум приходит слово парадокс. И это не случайно: авангард оказался синтезом противоречий, где рождалось новое искусство.

То, что сейчас зовётся авангардом — авангардом в начале XX века не называлось. Малевич и Кандинский не знали, что они авангардисты подобно тому, как древние греки не догадывались, что они древние греки. Существовали конкретные направления, которым и следовали художники: футуризм, супрематизм, кубизм и так далее. Несмотря на это, термин авангард закрепился именно за мастерами того времени, так как чётко передавал суть этого искусства — создание принципиально нового мира.

Остаётся только добавить, что термин «авангард» буквально переводится как «отряд идущий впереди». И, судя по сегодняшней картине, всё ещё не отстаёт.

*Соцсеть Instagram запрещена в России, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.

Другое по теме