Три китайских кита российского авторынка: стоят ли машины из Поднебесной своих денег?

14 мар, 11:03
Олеся Курдюкова
Ценники на Haval, Geely и Chery взлетели, а что с качеством — непонятно. Производители как бы намекают, что это уже не тот Китай. Но так ли это? 78.ru проследил, как изменились произведённые в КНР автомобили за последние 20 лет.
Коллаж 78.ru: Huang Zongzhi/globallookpress.com, Bulkin Sergey/globallookpress.com

В середине 1990-х годов политика китайских автопроизводителей была такой: независимые компании делали быстро и дёшево, оставляя за бортом необходимых покупателям стимулов для приобретения такое свойство, как качество. Это были обычные копии «европейцев» и других соседей — не всегда удачные. Сказывались небольшой опыт и узкая техническая база.

В 2003 году в Россию впервые официально поставили первые китайские авто — пикапы Tianye Admiral, лицензионные копии Jeep 2500 Cherokee. Спустя год-полтора в Москву начали поставлять пикапы Great Wall. Подход нашли к покупателю самый простой: сделали почти нулевую наценку, компенсируя это для себя отсутствием придирчивости к качеству — где ещё найдёшь машину «в полном фарше» по цене «голого» Volkswagen Polo?

С такой политикой ожидаемо за китайскими брендами прочно закрепился стереотип «консервной банки», хотя с тех пор была проделана большая работа. К концу 2010-х продуктовые линейки производителей КНР оказались кардинально переработаны — и по дизайну, и по материалам. Сборка стала аккуратнее, эргономика — улучшилась, эксплуатационные свойства заметно поднялись. Появились современные системы активной и пассивной безопасности.

Фото: E]Nicolas Celaya/globallookpress.com

Сегодня бренды делают акцент на более современном оборудовании, стиле и ярком дизайне — в соответствии со стилем жизни своей потенциальной аудитории. В рейтинге марок по уровню удовлетворённости обслуживанием весной 2022-го китайский Geely вышел на второе место, набрав с июля 2021 года целых 16 пунктов, Haval был на шестом месте, Chery — на 10-м. Что же изменилось?

Железо, «мозги» и ликвидность

Владелец тюнинг-ателье Дмитрий Санников, на глазах которого, можно сказать, и произошёл расцвет «поднебесного» автопрома в России, утверждает, что сейчас и китайские рабочие, собирающие машины, зарабатывают больше (дошло до того, что производства начали забирать в Европу, потому там дешевле), плюс КНР заработал денег и купил технологии, которые позволили стать передовой страной, в том числе в автомобилестроении. А ещё — восточные соседи сумели «подстелить соломку», заранее наладив выпуск своих машин на российских заводах: Great Wall Motors — в Туле, Geely Auto — в Новоуральске, Chery планировал начать сборку автомобилей на площадях УАЗа в Ульяновске, но сумел получить Калининградский завод «Автотор» для марки Kaiyi — своего дочернего бренда. Кроме того, поступающие сегодня к нам авто, говорит эксперт, новые — только для нашего рынка.

— Эти модели, которыми мы сейчас пользуемся, на самом деле в Китае существуют уже более трёх лет. То есть если сейчас смотреть на современный Китай, то он достаточно передовой. То, чем будут пользоваться отечественные автолюбители, это всё-таки, скажем так, по их меркам — «Ну, мы это уже давно сделали, уже давным-давно покатались, поняли, а теперь вы езжайте, катайтесь тоже, радуйтесь». Это практически абсолютно все модели, которые сейчас представлены — Chery, Geely, Haval и так далее, — говорит он.

Что касается двигателей, то, по словам владельца автосервиса, у полюбившихся россиянам китайских моделей они достаточно надёжные, как и коробки: бывало, что заезжали на ТО автомобили за 200 тыс. км пробега без капитального ремонта. Потому что — если правильно обслуживать свой автомобиль, то он прослужит долго.

Фото: imago stock&people, via www.imag globallookpress.com
Фото: imago stock&people, via www.imag/globallookpress.com

Однако не всегда с восточными соседями получается наладить эффективное взаимодействие.

— Меня смущают их ковидные истории вечные, потом они закроют границы или ещё что-то, плюс политическая позиция. Сейчас так происходит с запчастями для тюнинга — сегодня по одной цене, а завтра — по другой. Нестабильные ребята, — заявил собеседник.

Что же до долговечности, то, как говорит автоэксперт, руководитель автомобильного издания CarzClub.ru Алексей Шамарин, «китайцы» с ней вопрос решили.

— Проблемы с недолговечностью уже нет, на самом деле. Но всё зависит от бренда. Есть бренды, которые не прижились на российском рынке — как Brilliance или Zotye — автомобили, которые на внутреннем рынке Китая были неплохие. Остались они — три кита на российском рынке: Haval, Geely и Chery. А ломучесть — по своему опыту, я не сталкивался с какими-то «ломовыми рекламациями», вот этот стереотип «Китай — ломучесть» ушёл лет пять назад, — считает Шамарин.

И если лет семь назад Китай вызывал вопросы по ликвидности на вторичном рынке, сейчас такого вопроса, по словам эксперта, нет: годовалый, двухгодовалый Chery вполне продаётся. Так, по информации аналитиков «Авто.ру», лидерами на вторичном рынке в минувшем 2022-м стали Chery Tiggo, Chery Amulet и Lifan Solano.

Ожидания и разочарования: личный опыт

Владельцы — что от них ожидать, когда деньги уплочены? — поют «китайцам» дифирамбы. В 2021 году, когда цены на автомобили «благодаря» желанию дилеров заработать всё недозаработанное на фоне пандемии, Европа сама дала зелёный свет популярности конкурентов.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Петербуржец Алексей, к примеру, после двух стареньких Hyundai выбирал кроссовер, изначально лавируя между двумя моделями привычного бренда — Tucson и Santa Fe, а также Skoda Kodiaq и Volkswagen Tiguan. Покатался на всех — сделал вывод не в их пользу.

— Понял, что что-то не то. Немцы — внутри скучный дизайн, снаружи тоже скучные, как мне кажется, более консервативные. Корейцы — ничего, но последний дизайн внутри как-то не вдохновил. Смотрел много обзоров и увидел на Geely Tugella обзор, после этого много следил за ней, читал блоги. Прокатился несколько раз — и, собственно говоря, выбор пал на него, потому что уже и подорожание было. Tucson на тот момент стоил уже больше 3,5 млн в полной комплектации, дизель. Стало очень дорого. Немцы отпали — мне не понравились, ну, а выбора больше и не было. Взяли за 2,8 млн в лизинг, — рассказал автовладелец.

Управляемость, динамика, ходовые качества, уверяет он, у китайских машин не хуже европейских.

— 42 тыс. проехал — ездил только на ТО, в первые две недели ещё вышел из строя датчик парковки штатный, сломался, его поменяли в течение двух часов — и всё, больше я в сервис не ездил. Никаких проблем. Обслуживался первое время у официалов, где-то до 30 тыс. А у меня такое понимание: если машина не ломается до 30 тыс., то и не сломается. Есть недостатки — возможно, на морозе, подвисает мультимедиа. А в остальном — она ни разу мне не отказывала, качество полностью меня устраивает, на трассе — вполне себе. Единственное — маленький бак, в районе 55 литров. Запас хода за городом около 600-650 км при скорости не больше 130 км/ч. В остальном машина полностью устраивает: и снаружи — запоминающаяся, и внутри радует глаз, — признаётся горожанин.

Первое ТО обошлось в районе 10 тыс. рублей, второе 15 тыс., третье — 17. Для такой машины, считает Алексей, вполне недорого.

— С запчастями проблем нет — я попадал в ДТП на ней, сдавал задом, протаранил Touareg, у него очень сильно помялось железо, дверь загнуло — не железо, а фольга. А у Tugella лопнул бампер задний всего лишь. Заменили в течение десяти дней, причём уже в 2022 году где-то весной, с запчастями не было проблем.
Фото: Christian Vorhofer globallookpress.com
Фото: Christian Vorhofer/globallookpress.com

Хозяева «китайцев» также признаются, что помогли сделать выбор выгодные условия покупки.

— У Geely перед теми же корейцами на данный момент есть неоспоримый плюс в виде гарантии и официальных дилерских сетей. Корейцы, к сожалению, этим не смогут похвастаться. Плюс так же при покупке новых авто мы имеем варианты приобретения автомобилей в рассрочку под 0,01 или под 1% на срок до 47 месяцев. Если я не ошибаюсь, ничего подобного ни один дилер сейчас не даёт, — говорит Артём, экс-владелец Ford Focus.

Впрочем, он также называет в числе минусов мелкий топливный бак и очень скудную систему мультимедиа — без CarPlay, AndroidAuto или банального дооснащения навигатором. На это есть компании, которые перепрошивают головные устройства (ГУ).

Стоимость обслуживания оценил бывший владелец Lifan Максим Акимов, в 2022 году взявший двухлетний Geely Emgrand X7.

— В прошлом году производил расчёт стоимости всех расходов, связанных с автомобилем, и определял «стоимость авто в день» за три года. Вышло порядка 500 рублей с учётом стоимости авто, бензина и всех визитов сервиса. Но сам автомобиль обошёлся очень дёшево. Теперь, если буду считать, будет явно дороже, но всё же не дороже европейских иномарок, — отмечает автовладелец.

Краш-тесты

Немаловажный момент — безопасность — до сих пор под сомнением. Краш-тесты китайских автомобилей традиционно набирают минимальное количество звёзд, но на недавнем тесте Euro NCAP проверили два электрокара BYD Yuan Plus (он же BYD Atto 3) и Ora Cat, а также гибридный Wey Coffee 01 (Mocha). Все три получили пять звёзд. Lynk&Co 01, Nio S8 также оценены на пять баллов и в европейской, и в китайской методике C-NCAP. А вот к другим — вопросы. Автоэксперт Дмитрий Попов обращает внимание на то, что металл — до сих пор не самая сильная сторона китайпрома.

— У них страдает материалообработка, как правило, с металлами связанная. Качество каких-то полимерных смесей, которые используются в тех же самых пластиках. Как следствие — низкая долговечность. Меньшие сроки он живёт, — отмечает собеседник.
Фото: Петров Сергей globallookpress.com
Фото: Петров Сергей/globallookpress.com

В этом случае, добавляет Дмитрий Санников, важно то, что не определяется на тестах, потому что имеет место быть уникальный случай с непереводимой российской проблемой.

— Наши реагенты нигде не используются, практически ни в одной стране, чтобы можно было определить, как будет вести себя кузов — заржавеет через полгода, год, а может, через три-четыре. Мы не знаем. И таких тестов тоже не проводилось. Соответственно, здесь тоже надо рассматривать варианты. Если антикор — это временно, его надо по-хорошему каждый год обновлять, а это дополнительные затраты, — отмечает Дмитрий Санников.

Как бы то ни было, а результат — налицо. А точнее, в кармане: в среднем автосервисы обслуживают до десяти „китайцев“ в месяц. Меняют в основном расходники: колодки, масло, фильтры. С глобальными проблемами специалисты пока не сталкивались. Но есть трудности с самим процессом поиска нужных деталей.

— Вот, к примеру, классические варианты автомобилей — Volkswagen, Mitsubishi. В каталог мы забиваем VIN-номер автомобиля — и тут же мы можем иметь дело уже с номерами деталей. В китайских автомобилях такого, к сожалению, пока нет. Оно только развивается. Появляются какие-то поисковики, — говорит мастер автосервиса Дмитрий Камышанский.

В конечном итоге — как в краш-тестах, так и у каждого автовладельца есть свои критерии оценки. Кто-то делает ставку на комфорт и эргономику, кто-то ориентируется на цену, кто-то считает самым важным условием безопасность. Зато у российского водителя есть выбор.

Другое по теме