Промилле под замком: в России планируют устанавливать в автомобили «алкозамки»
С 1 апреля начнёт действовать новый ГОСТ на алкозамки, хотя на законодательном уровне их обязательное условие нигде и никем не прописано. Предполагается, что их установка поможет решить проблему нетрезвого вождения. Это устройство, по сути, алкотестер, который разрешит завести автомобиль после того, как водитель в него подует, но при условии, что в выдохе не будет паров этанола. Нововведения не коснутся личного транспорта — новые правила написаны для систем, установленных на машины для коммерческих перевозок пассажиров, грузовиков и других. Корреспондент 78.ru узнал, насколько эффективны алкозамки.
Каждое рабочее утро Александра начинается в этом кабинете с команды «дышите». Замер давления, температуры, но главное — не провалить «алкотест». Он уже слышал, что утвердили ГОСТы на алкозамки. С таким устройством «дышать в трубочку» можно и без медика — система сама распознает, пьян ты или нет, и не даст завести мотор, если шофёр подшофе. Идею в автопарке не оценили.
ГОСТы лишь определяют характеристики, вроде наличия камеры, допустимой дозы в 0,3 промилле, как в законе, а ещё время, на которое можно глушить двигатель без повторного «выдоха» — пять минут. Пропустить стопочку вроде и можно, но ради чего… Недоверчивый работодатель может и сократить это время. Перечислен и транспорт, который лучше закрыть на «алкозамок».
— Такие категории используются для коммерческой перевозки людей и перевозки детей, для перевозки крупногабаритных грузов, а также для бытовых отходов и мусора, — объясняет начальник управления стандартизации Росстандарта Ирина Киреева.
Водители боятся, что-то, что пока добровольно и ни к чему не обязывает, рано или поздно станет обязательным. Устройства уже производятся.
Надо держать тестер в поле зрения камеры, чтобы никто не выдохнул за тебя. Для чистоты эксперимента машем салфеткой со спиртом у прибора, дуем — не заводится, а система слёту шлет «донос» начальнику. Вторая камера — на телефоне. Естественно, хотелось протестировать на себе, как работает алкозамок, но вот в чём дело: работодатель изначально загружает в систему списки тех, кому можно управлять этой машиной — и меня в этом списке нет. Поэтому не важно, трезвый я или пьяный, двигатель не запустится. Получается этакий аналог противоугонки.
Разработчики заверяют, что прибор не хранит фото. Утечки видео тоже не будет. Камера, кстати, российская, но ряд компонентов — импортные.
— Каждый экземпляр собирается поштучно, вручную, ещё предстоит провести оптимизацию под серийное производство. Но это несколько десятков тысяч рублей, — говорит исполнительный директор компании-производителя Александр Михайленко.
…которые придётся платить тем же владельцам автопарков, однако эксперты уверены — не с того начали!
— Влияет сегодня на безопасность движения в первую очередь дорожная инфраструктура — вот, что самое главное! Потоки должны быть разделены между собой. Оборудованы обочины, освещены пешеходные переходы, — убеждён автоэксперт Вячеслав Субботин.
В пример защитники «замков» приводят Францию и Финляндию, где такие устройства давно стоят на школьных автобусах. Больше всего тестеров в Швеции, но всё это тоже с оговоркой.
— Сильно далеко за пределы Швеции эта штука не шагнула. Цифры, если мы в целом посмотрим на автомобильный парк, ничтожно малы, — добавляет генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников.
Так что, у России есть все шансы отличиться. Разработчики алкозамков говорят, что когда вводили обязательные аптечки, огнетушители и страховку, тоже были недовольные. И ничего — привыкли. Вот и здесь. Понервничают да и… выдохнут.
Видео: 78.ru